Актуальные вопросы интегрированного и инклюзивного образования детей с речевыми нарушениями | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Актуальные вопросы интегрированного и инклюзивного образования детей с речевыми нарушениями / С. Б. Краснопивцева, И. Н. Охмак, Е. П. Денисенко [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, март 2021 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2021. — С. 30-34. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/389/16406/ (дата обращения: 19.04.2024).



Ключевые слова: интеграция, инклюзия, образование, нарушение речи.

Проблема интеграции и инклюзии в образовании учащихся с отклонениями в развитии является одной из актуальных на сегодняшний день. С каждым годом в образовательных учреждениях возрастает не только количество учеников с ОВЗ, но и спектр нарушений. Дети с речевыми нарушениями составляют в школе подавляющее большинство среди общего числа обучающихся с ОВЗ. Контингент существенно изменился как по состоянию речевого развития, так и по уровню развития в целом. Интегрированное и инклюзивное обучение данной категории детей освещается недостаточно.

Речь — важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества. Таким образом, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка. На основе речи и ее смысловой единицы — слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память [4].

Интеграция (лат. integratio — восстановление, восполнение, от integer — целый) — 1) понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию [5].

Процесс обучения требует создания специальных условий образования, развития и воспитания. В интегрированном обучении гармонично сочетаются разнообразные методы: наблюдение и опыт, лекция и беседа, объяснение и управление самостоятельной работой учащихся, сравнение, анализ и синтез. Один из основных аспектов интеграции в образовании — правильно организованные условия обучения для конкретного ребенка. В интегрированном обучении ребенок рассматривается как проблема. Ребенок должен быть изменен, чтобы соответствовать системе школьного образования и общества [2; с. 58].

Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. ЮНЕСКО понимает инклюзию как «позитивную реакцию на разнообразие учащихся и восприятие их индивидуальных отличий не как проблемы, а как возможность обогатить учение». Инклюзия — это процесс интеграции детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, социально-экономического статуса родителей и других различий. Инклюзивное образование предполагает совместное обучение и доступность качественного образования для всех на основе создания образовательного пространства, соответствующего различным потребностям всех детей. В международной практике старый термин «интегрированное образование», описывающий данный процесс только в отношении детей с особенностями психофизического развития, был заменен термином «инклюзивное образование», описывающий данный процесс в отношении всех детей. Инклюзивное образование — подход, который стремится развить методологию, в центре которого находится ребенок и его разнообразные образовательные потребности [3; с. 24–25].

Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в процесс образования и обеспечить их равенство. Инклюзивная модель привлекательна по ряду причин: доступность — получение образовательных услуг по месту жительства; социализация и социальная интеграция ребенка — дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах лучше, чем в специализированных учреждениях; личностный подход — за счет возможности разработки и реализации образовательных маршрутов, в том числе и индивидуальных, которые учитывают реальные возможности учащихся и удовлетворяют их особые образовательные потребности [1; с.10–11].

Преимущества интегрированных уроков: способствуют повышению учебной мотивации, формированию познавательного интереса учащихся, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.

В процессе инклюзивного обучения применяются экспериментальные, активные методы обучения, включая дискуссии, общение; уделяется больше внимания на усвоение ключевых понятий того или иного предмета; применяются способы поэтапного усвоения нового материала — уделяется больше времени чтению художественной литературы; уделяется больше внимания эмоциональным потребностям каждого учащегося с речевыми нарушениями, используются объединяющие виды деятельности, которые содействуют сплочению коллектива; учитываются индивидуальные потребности, применяются индивидуализированные виды деятельности; оказывается специализированная помощь.

Диапазон различий в развитии детей с нарушениями речи чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей, испытывающих трудности в овладении процессами чтения и письма, которым в получении образования может препятствовать сниженный уровень концентрации и распределения внимания, низкий объем слуховой, зрительной, долговременной памяти, сниженный темп деятельности, быстрая утомляемость.

Учащиеся с нарушениями речи — это дети, особенности которых препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий обучения.

Логопедическая поддержка в зависимости от тяжести речевого нарушения осуществляется разнопланово. Инклюзивное обучение предполагает единую основу учебных планов для всех категорий учащихся с особыми образовательными потребностями, осуществление принципа преемственности, во-первых, между начальным и основным общим образованием, во-вторых, между специальными и общеобразовательными программами. Данное обучение обеспечивает оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в речевом развитии в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. В рамках образовательного процесса должно осуществляться взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, социального направлений деятельности. Вся работа педагога направлена на коррекцию отклонений в развитии детей, коррекцию нарушений речи, обеспечение условий для полноценного освоения обучающимися общеобразовательных программ и их социально-психологическую реабилитацию с целью интеграции в общество.

На ступени начального общего образования обеспечивается коррекция различных проявлений речевого дефекта (нарушения звукопроизношения, несформированности фонематического слуха, аграмматизма, нарушений чтения и письма и др.) и обусловленных ими отклонений в психическом развитии обучающегося, первоначальное становление его личности, выявление и целостное развитие его способностей, формирование у обучающегося умения и желания учиться. Содержание начального общего образования ориентировано на преодоление речевого дефекта, предупреждение нарушений письменной речи, на формирование полноценной речевой и учебной деятельности и развитие основных сторон личности. По мере накопления орфографических, грамматических, синтаксических знаний и умений и их автоматизации к концу начальной школы появится реальная возможность их включения в речевую деятельность обучающихся на уровне письменной речи.

Работа педагога с детьми с нарушениями речи предусматривает: формирование пространственного восприятия, зрительной памяти; развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации; формирование фонетико-фонематического слуха с обязательным проговариванием вслух при письме; исключение безотрывного письма, формирование графического образа буквы по элементам; использование визуального, аудиального, кинестетического каналов восприятия при обучении.

Эффективные приемы обучения детей с речевыми дефектами является изменение способов подачи информации и модификации заданий:

1) уточнение лексических значений слов учителем по просьбе учащегося;

2) уточнение учителем значений используемых синтаксических конструкций;

3) снижение объема и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам и контрольных работ по русскому языку;

4) повторение обучающимся инструкции к выполнению задания;

5) сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий;

6) предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например, написание нескольких небольших сообщений; устное сообщение по обозначенной теме);

7) использование упражнений с пропущенными словами/предложениями;

8) дополнение печатных материалов видеоматериалами;

9) предоставление дополнительного времени для завершения задания.

Основные направления коррекционной работы с детьми с нарушениями речи:

1) Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие тонкой моторики кисти и пальцев рук; развитие графических навыков.

2) Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной и слуховой памяти; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие внимания.

3) Развитие основных мыслительных операций: навыков анализа и синтеза; навыков группировки и классификации (на основе овладения основными понятиями); умения работать по инструкции, алгоритму; умения планировать деятельность.

4) Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями) [6].

В связи с ориентацией системы общего образования на инклюзивную практику возросли требования как к учителю, так и учителю-логопеду, работающему на школьном логопункте общеобразовательной организации, так как наиболее распространенными отклонениями развития являются речевые расстройства.

Учитель-логопед — это специалист, занимающийся вопросами выявления и коррекции нарушений речевого развития и коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель деятельности — создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с речевыми нарушениями для успешного усвоения образовательной программы.

Для достижения этой цели в процессе профессиональной деятельности учителя-логопеда решаются следующие задачи:

1. Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление психолого-педагогического заключения, позволяющего судить об уровне речевого развития ребенка.

2. Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.

3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с нарушениями речи, включает в себя разработку и реализацию коррекционно-развивающих, индивидуально-ориентированных программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу.

4. Комплектование групп для занятий с учетом речевых нарушений обучающихся. Проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи обучающихся.

5. Проведение систематического изучения динамики речевого развития ребенка (2 раза в год) в процессе освоения адаптированной программы позволяет скорректировать имеющуюся индивидуальную программу коррекционно-развивающего, логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития.

6. Консультативная работапо формированию психолого-педагогической компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений вариантов дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приема преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику [7].

Непосредственно развитием речи занимаются логопед, педагог-психолог делает акцент на развитии ребенка с нарушениями речи, его психологических особенностях, которые заключаются в следующем: у данной категории детей часто наблюдается нарушение внимания: снижение объема, его неустойчивость, трудности с распределением, высокая отвлекаемость. Снижен объем памяти (в частности, вербальной памяти) и уровень развития мышления (особенно, словесно-логического). Нарушена мелкая моторика и зрительно-моторная координация, а также может наблюдаться моторная неловкость и двигательная расторможенность. Снижены коммуникативные способности, в том числе, за счет того, что им сложнее выражать свою мысль словами. Эмоционально-волевая сфера также страдает. У ребенка можно наблюдать: эмоциональную неустойчивость, повышенную возбудимость, раздражительность, неспособность к длительным волевым усилиям, снижены навыки самоконтроля за собственным поведением. У детей с нарушениями речи обычно истощаемая нервная система, что отражается в повышенной утомляемости, дети быстро устают от умственной нагрузки.

По результатам диагностического обследования педагога-психолога строится развивающий маршрут и план работы с ребенком.

В работе с детьми с нарушениями речи используются упражнения на развитие различных когнитивных процессов (на развитие: внимания, памяти, речи, мышления, мелкой моторики, навыков самоконтроля). Так как познавательные процессы развиваются в тесной взаимосвязи между собой, то каждое развивающее упражнение, направленное на развитие какого-либо познавательного процесса, одновременно влияет и на другие.

Алгоритм коррекционной и развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями:

— четкая формулировка цели коррекционной и развивающей работы;

— определение круга решаемых задач;

— определение методологии и содержания работы;

— выбор стратегии и тактики проведения психокоррекционной и развивающей работы;

— определение формы работы (групповая, индивидуальная или смешанная);

— отбор методик и техник для работы с ребенком;

— определение общего времени и графика встреч;

— подготовка оборудования;

— определение критериев эффективности психокоррекционных и развивающих мероприятий.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи ребенка способствует развитию его познавательной деятельности, лучшему усвоению школьной программы, дальнейшей социальной адаптации.

Литература:

  1. Акимова О. И. Инклюзивное образование как современная модель образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. — М.: Издатель: Московский городской психолого — педагогический университет, 2011.
  2. Макарьев И. С. Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования: терминологический словарь. — СПб.: СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж», 2015.
  3. Наумов А. А. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт/ авт.-сост. А. А. Наумов, В. Р. Соколова, А. Н. Седегова, Волгоград: Учитель, 2012.
  4. https://infourok.ru/inklyuzivnoe-obrazovanie-obuchayuschihsya-s-narusheniyami-rechi-3849338.html
  5. https://scanwordbase.ru/vocabulary.php?slug=integracia&type=bol-soj-enciklopediceskij-slovar
  6. https://infourok.ru/inklyuzivnoe-obrazovanie-obuchayuschihsya-s-narusheniyami-rechi-3849338.html
  7. https://urok.1sept.ru/articles/662412