Конспект урока литературы в 8-м классе «Мировоззрение Л. Н. Толстого как основа рассказа «После бала» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Санкт-Петербург, март 2021)

Дата публикации: 17.02.2021

Статья просмотрена: 318 раз

Библиографическое описание:

Шатских, Н. В. Конспект урока литературы в 8-м классе «Мировоззрение Л. Н. Толстого как основа рассказа «После бала» / Н. В. Шатских. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, март 2021 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2021. — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/389/16400/ (дата обращения: 25.04.2024).



Вид урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: комбинированная

Цели урока:

  1. Продолжить изучение жизни и творчества Л. Н. Толстого
  2. Определить, как формировалось мировоззрение писателя в течение всей жизни, какова роль дневника, который Толстой вел с юношеских лет
  3. Узнать жизненную основу рассказа «После бала»
  4. Определить жанровое и композиционное своеобразие рассказа.

Задачи:

Образовательная: показать нравственное звучание рассказа; создать условия для самоопределения учащихся по нравственным проблемам рассказа; продолжить работу по изучению теории литературы (композиция, идея); совершенствовать речевые навыки: умение вести беседу.

Развивающая: развивать умение делать правильный нравственный выбор; работать с текстом, выделять в нем главное; сопоставлять, анализировать, обобщать, высказывать собственное мнение, уметь его обосновывать; развивать логическое мышление, креативность, творческие способности; продолжить формирование мотивации к изучению предмета литературы;

Воспитательная: продолжить духовно-нравственное просвещение, воспитывать ответственность за то, что происходит вокруг.

Опережающее задание: прочитать рассказ Л. Н. Толстого «После бала».

Планируемые результаты:

Предметные:

– знать содержание рассказа, особенности жанра и композиции;

– анализировать поведение героев;

– уметь сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать свою позицию.

Метапредметные:

– находить аргументы для доказательства своего мнения;

– определять в устном ответе причинно-следственные связи.

Личностные: определять духовно-нравственные ориентиры при анализе и оценке поведения героев; проявлять доброжелательность в различных коммун6икативных ситуациях

Формирование УУД:

Личностные УУД: принимает участие в творческом процессе, осознает себя индивидуальностью и одновременно членом коллектива.

Регулятивные УУД: вместе с учителем и одноклассниками планирует свою деятельность, действует по определенному плану.

Познавательные УУД: понимает познавательную задачу, самостоятельно находит и отбирает необходимую информацию в различных источниках, слушает, читает.

Коммуникативные УУД: задает вопросы, отвечает на вопросы, высказывает свое

мнение, обосновывает его; слушает и понимает речь одноклассников в группе.

Оборудование:

Ф. Шопен «Полонез, Вальс-мазурка», эстрадный оркестр под упр. Людвиковского», текст рассказа «После бала», компьютерная презентация, проектор.

План урока:

  1. Представление и объяснение слова кроссенс — 3 минуты.
  2. Работа в группах — 3 мин (2 мин работа с кроссенсом и 1мин — на защиту своей версии) Цель: определить тему урока и задачи.
  3. Сообщения обучающихся — 4 мин (по 2 минуты каждому)
  4. работа над анализом текста — 12 мин (1.работа с текстом — выраз. чтение эпизодов — 5 мин; 2. обсуждение в чате -4 мин; 3.возврат к кроссенсу (3 минуты): значение квадратов 7, 4, 5 (7 «Прощеное воскресенье»,4 строки о выборе, 5 «Сложный выбор –Иван Васильевич против общества и всего гос-ва)
  5. рефлексия — 2 мин
  6. комментированное выставление оценок — 1 мин
  7. Домашнее задание — 2 мин
  8. Заключение «Каждый выбирает по себе…» — 1 мин (2 минуты в запасе).

Ход урока:

  1. Словарная работа: кроссенс. Знакомство с технологией кроссенс. (слайды 1,2,3,4
  2. Работа в группах по определению темы и целей урока с помощью технологии кроссенс. Слайд 5

  1. В течение всей своей жизни Толстой вел дневники. Они — неотъемлемая часть его биографии, его литературного наследия. В них запечатлена неустанная работа мысли писателя, глубокие раздумья о жизни, социально-нравственные искания.
  2. Лев Николаевич Толстой. Портрет работы Н. Н. Ге(1884 г).
  3. Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы XIX века, время царствования Николая II, которого передовая русская интеллигенция прозвала «Николаем Палкиным.
  4. Жизненную основу рассказа составляет история любви Варвары Андреевны Корейш и брата писателя, Сергея Львовича Толстого.
  5. Основной прием, использованный писателем, антитеза.
  6. Рассказ «После бала», написан в 1903 году, а опубликован в 1911 г.
  7. Действие рассказа происходит в последний день Масленицы — Прощеное воскресение и Чистый понедельник
  8. Иван Васильевич сделал свой выбор, изменивший его жизнь.
  9. Сил и смелости Ивану Васильевичу хватило решиться на этот трудный выбор. Он один против законов общества.

Сообщение ученика «Обзор жизни и творчества Л. Н. Толстого» переключение на презентацию Царьковой Алины

Сообщение Иноземцевой Ирины «Жизненная основа рассказа «После бала»

Аналитическая работа по произведению.

  1. Д авайте найдем и прочтем описание бала (слайд № 2«Бал» звучит полонез Шопена)

Стр 32 учебника « Бал был чудесный….. и до..Нельзя было не любоваться.

Какой танец описывается более подробно? (танец отца с Варенькой) слайд № 3 — звучит мазурка. Мазурка в те времена составляла центр бала и знаменовала его кульминацию.

  1. Выразительное чтение эпизода танца полковника с дочерью слайд с музыкой

(стр. 34 учебника «…Когда мы подошли к дверям… и с умилением смотрел на них»)

— Герой испытывает восторг и восхищение. Почему?

  1. выразительное чтение эпизода экзекуции

С. 38 учебника «Я стал смотреть туда же … и до …Но братцы не милосердовали…

  1. — обращение к кроссенсу. Какой прием был использован автором? (С помощью антитезы писателю удалось показать изменения, происшедшие в душе героя, его эмоциональное состояние)
  1. Обращение к чату в вотсапе. Зачитываю несколько сообщений:

[22:57, 25.01.2021] +7 960 119–28–79:

  1. Сцена наказания татарина произвела на меня отрицательное впечатление. Во время бала отец Вареньки представлял из себя любящего, доброго человека, который ухаживает за своей дочерью. Но после наказания татарина, я поняла, что он оказался двуличным, злым, безжалостным и это меня расстроило.
  2. Я несколько расстроилась. Сначала все было хорошо, красочно, и после этой сцены моё мнение о «хорошем» полковнике изменилось, и я чувствовала шок и некую неожиданность, того на сколько люди могут быть двуличными
  3. Мне кажется, Ивану Васильевичу было стыдно за то, что он увидел и даже жутко, так как он понял, что тот, кого он так уважал и кого считал примером, оказался страшным и злобным человеком

[22:58, 25.01.2021] +7 960 119–28–79: Рябухина Анжелика

[23:09, 25.01.2021] +7 908 148–01–31:

  1. Сцена наказания беглого татарина производит не самое лучшее впечатление. Довольно неприятно осознавать, что люди действительно могут быть настолько двуличными. Во время бала полковник был милым и заботливым отцом. А в сцене наказания его показывают совершенно иначе: жестоким, безжалостным человеком.
  2. Я почувствовала разочарование, можно даже сказать отвращение к полковнику.
  3. Я думаю, Иван Васильевич был в замешательстве и очень растерялся. Подобрать слова к такой ситуации действительно не самая легкая задача.

Жилякова Олеся

Какой вывод вы сделали? — Почему же, увидев это, герой передумал быть военным? — В какой день разворачиваются все события? (слайд 6)

  1. Обращение к кроссенсу (Прощеное воскресенье — Чистый понедельник).

Что за праздник Прощеное воскресенье?

(Он предшествует Великому посту. Главный смысл его — примириться со всеми, попросить прощение у всех, кого обидел

— Почему понедельник называют Чистым?

(Человек с чистой душой и помыслами начинает пост)).

— Какая фраза постоянно не давала покоя Ивану Васильевичу? («Братцы, помилосердуйте»).

— Но братцы не милосердовали... Кто же услышал мольбы татарина? (Иван Васильевич и тот солдат, кто опустил слабы удар на спину наказываемого. За что и сам был наказан отцом Вареньки.)

— К какому выводу мы подошли? (Толстой подводит нас к мысли, что мы в ответе за все, что происходит вокруг)

  1. Рефлексия: (метод неоконченных предложений) слайд 7

1) Сегодня я узнал(а)…

2) Теперь я могу…

3) Я научился…

4) Было интересно…

5) Мне захотелось…

6) Я понял, что…

  1. Домашнее задание : Выберите любое задание:
  1. Мини-сочинение «Уроки рассказа Толстого «После бала»
  2. Эссе «Каждый выбирает по себе…»
  3. Составить свой кроссенс по рассказу.
  4. Придумать синквейн по теме урока
  1. Оценки:
  2. А закончить урок хотелось бы такими строчками

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя…

Желаю вам, ребята, всегда делать правильный выбор! Спасибо за внимание!