Особенности преподавания предмета «Физическая культура» в вузе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Санкт-Петербург, март 2021)

Дата публикации: 18.02.2021

Статья просмотрена: 1151 раз

Библиографическое описание:

Рахматов, А. И. Особенности преподавания предмета «Физическая культура» в вузе / А. И. Рахматов. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, март 2021 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2021. — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/389/16387/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье рассматривается важность и развитие основных принципов работы в различных учебных отделениях, в которых главным является дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу.

Ключевые слова: дифференцированный подход, учебное отделение, учебная программа, физические упражнения, процесс физического воспитания.

Важным принципом при определении работы в разных учебных отделениях является многоуровневый подход к учебно-воспитательному процессу. Сущность заключается в том, что учебный материал формируется для каждого учебного отделения с учетом пола, уровня физического развития, физической и спортивно-технической подготовленности студентов, особенностей будущей профессиональной деятельности. Учебно-воспитательный процесс проводится в соответствии с научными основами теории и методики физического воспитания. Программный материал на учебный год распределяется с учетом учебно-спортивной базы.

В учебных отделениях (основном, спортивном, специальном) преподавателям необходимо: обеспечить освоение студентами знаний теоретического и методического разделов учебной программы; обучить спортивной технике, укрепить здоровье и повысить уровень физической подготовленности студентов; привить им знания по организации здорового образа жизни и по методике использования средств физической культуры с целью укрепления здоровья, профессионально-прикладной физической подготовки, активного отдыха, улучшения телосложения, регулирования массы тела, повышения и поддержания высокой общей работоспособности организма; сформировать умения и навыки по организации и проведению утренней гигиенической гимнастики, самостоятельных занятий различными видами физических упражнений; обучить методике самоконтроля за состоянием своего организма. Кроме этого, преподавание в каждом учебном отделении имеет свои особенности и частные задачи.

Каждое отдельное занятие в учебном отделении является звеном целостного процесса физического воспитания, взаимосвязанным с предыдущими и последующими занятиями.

– дифференцированностью педагогических задач, состоящих из обучения движениям, развития физических качеств, профессионально-прикладной физической подготовки, сообщения знаний по основам теории и методики и т. д. Каждой задаче должно быть найдено оптимальное место в занятии и в зависимости от задачи осуществляется подбор, продолжительность и последовательность упражнений;

– процесс обучения, по которым происходит: целенаправленное формирование двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний; управление развитием физических и психофизиологических качеств;

– движением функционального состояния организма занимающихся во время занятий, общая тенденция заключается в начале двигательной деятельности функциональные возможности и работоспособность постепенно нарастают, увеличиваются, затем, достигнув оптимального уровня, на некоторое время стабилизируются и, наконец, под влиянием утомления снижаются;

– влиянием физических упражнений на организм занимающихся, когда функциональные сдвиги сохраняются еще некоторое время после выполнения упражнения. Эти следовые состояния могут способствовать более эффективному результату выполнения последующих упражнений, либо затруднять их. В связи с этим необходимо обеспечить наиболее оптимальные связи между упражнениями, распределить их в последовательности по характеру воздействий;

– состоянием и подготовленностью занимающихся: пол, уровень физической и технической подготовленности, работоспособность, наличие или же отсутствие предшествующей двигательной деятельности, эмоциональное состояние, самочувствие др.;

– условиями, влияющими на построение занятий в спортзале, на стадионе, площадке, в бассейне, на местности, в зависимости от температуры окружающей среды, наличия и состояния инвентаря, оборудования и т. п.

На основное учебное отделение зачисляются студенты, которые по результатам медицинского осмотра определены в подготовительную и основную медицинские группы. Учебные группы комплектуются с учетом пола, уровня физической и спортивной подготовленности и по возможности личного желания студентов. Численный состав учебной группы 15- 18 студентов на одного преподавателя. Практические занятия со студентами подготовительной и основной медицинских групп проводятся, как правило, раздельно. При совместных занятиях должна быть обеспечена строгая дозировка физической нагрузки с учетом возможностей студентов подготовительной медицинской группы.

На учебных занятиях со студентами, отнесенными к подготовительной медицинской группе, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого студента при выборе средств физического воспитания и, что особенно важно, повышать объем и интенсивность физических нагрузок, строго придерживаться принципа доступности и постепенности.

Для студентов, отнесенных к основной медицинской группе, имеющих хорошую физическую подготовленность, проявляющих интерес и способности к занятиям спортом, допускается организация и проведение учебных занятий на основе одного из видов спорта или на основе систем физических упражнений. Однако в организации таких занятий необходимо учитывать следующие особенности.

Построение учебного процесса с использованием одного из видов спорта позволяет достигнуть хорошей спортивно-технической подготовки студентов, сформировать у них интерес и потребность в регулярных занятиях, но не может обеспечить всестороннюю физическую подготовку, что будет препятствовать дальнейшему спортивному совершенствованию. Например, при занятиях циклическими видами спорта не получают должного развития скоростно-силовые качества; сложно-координационными видами спорта — общая выносливость; спортивными играми — силовые возможности, общая выносливость. Соответственно физические упражнения для развития недостающих качеств должны дополнительно включаться в учебные занятия в следующем примерном соотношении: материал базового вида спорта — 60 %, упражнения общей физической подготовки -30 %, теоретическая подготовка — 10 %. Оптимальное сочетание специализации в одном из видов спорта с физическими упражнениям, направленными на компенсацию слабых сторон физической подготовки студентов, позволяет обеспечить всестороннюю физическую и спортивно-техническую подготовку.

В зависимости от того, на каком этапе учебно-вспомогательного процесса проводится учебное занятие, оно может быть вводным, базовым, контрольным и комплексным.

Вводное занятие проводится перед началом прохождения нового самостоятельного раздела программы, в содержание которого входят, главным образом, сообщение теоретических сведений, организационные и другие вопросы.

Базовое занятие в зависимости от преимущественной направленности акцентируется на обучении и совершенствовании двигательных умений и навыков, или на развитии двигательных способностей (силовых, скоростных, выносливости и т. п.)

Контрольное (учетное, зачетное) занятие направлено на определение уровня физического состояния, физической подготовленности, оценку успеваемости студентов, проверку их знаний, умений и навыков.

Комплексное занятие сочетает в себе решение задач обучения, развития физических способностей, контроля за уровнем физической подготовленности и др.

Учебные занятия могут быть с однопредметным содержанием (борьба, гимнастика, один из видов спортивных игр) или комбинированными, характеризующимися разнопредметным сочетанием средств (легкая атлетика и гимнастика; спортивные игры и тяжелая атлетика и т. п.).

Порядок прохождения учебного материала, его сочетание, формы и содержание учебных занятий планируются кафедрами физического воспитания в зависимости от состояния спортивной базы, наличия преподавательских кадров, контингента студентов, традиций, климатических условий и т. п. Организация учебного процесса не может носить унифицированного характера. В практике физического воспитания имеется множество форм и подходов, которые при оптимальной организации обеспечивают должную эффективность учебных занятий, а на этой основе будут стимулировать поиск новых, более современных форм организации учебно- воспитательного процесса.

При проведении занятий преподаватель должен хорошо изучить особенности реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма занимающихся на физическую нагрузку. В процессе занятий он может руководствоваться внешними признаками наступающего утомления занимающихся (изменение окраски кожи лица, рук, обильное потоотделение, нарушение координации движений, дрожание рук и др.) и в необходимых случаях давать студентам более продолжительный отдых.

При определении физической нагрузки особое внимание должно уделяться студентам, отнесенным к подготовительной медицинской группе. Для них предусматривается: менее интенсивное нарастание физической нагрузки на каждом занятии, а также от занятия к занятию; более широкое применение подготовительных и подводящих упражнений; временное исключение на первом этапе занятий трудных упражнений и двигательных действий, выполнение которых связано со значительным физическим напряжением; постепенное включение упражнений на выносливость и упражнений с продолжительными усилиями высокой интенсивности (упражнений на силовую и скоростно-силовую выносливость); осторожное и менее частое использование соревновательного метода.

Литература:

  1. Ашмарин Б. А. — Теория и методика физического воспитания: Учебник. — М. : Академия,2004.
  2. Ашмарин Г. А. — Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Учебное пособие — М.: Академия,2005.
  3. Виленский М. Я., Зайцев А. И., Ильинич В. И. Физическая культура для студентов: Учебник для вузов. — М.: Гардарики,2001.
  4. Гойхман П. Н. Трофимов О. Н. Физическая культура в вузе.-М., ФиС,2004.
  5. Гугин А. А. Теория и методика физического воспитания -М.: Академия, 2004.
  6. Железняк Ю. Д., Петров П. К. основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.