Использование дидактической игры как средство повышения интереса к математике | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 июня, печатный экземпляр отправим 8 июня.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бабкина, М. А. Использование дидактической игры как средство повышения интереса к математике / М. А. Бабкина. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, март 2021 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2021. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/389/16340/ (дата обращения: 23.05.2022).



1. Сущность развития интереса к математике

Интерес описан в статье Блинова Т. Л. как состояние человека — это проявление любопытства, увлечения, направленное к какой-либо деятельности [1].

Познавательный интерес, по мнению В. А. Тестова, это определенная направленность человека к познанию процесса или свойств объекта [12].

Интерес является мотивом, который поддерживает ежедневную работу оптимальным образом, интерес необходим для всех видов деятельности, ведь навыки не формируются без устойчивого познавательного интереса. «Первооткрывателем» в научном подходе к проблематике исследования формирования познавательного интереса принято считать Яна Амоса Коменского, который в своём труде «Великая дидактика» излагал, что «… сначала необходимо взбудоражить у ребёнка серьёзное влечение и любовь к изучаемому предмету, но только лишь доказав его преимущество и приятность» [3, c. 26].

Ю. М. Васина считала развитие интереса, необходимым избавлением ребёнка от мучительных методов обучения, от зубрежки, а также наказаний и ругани. Она видела что-то светлое и чистое в том, что педагог использует игры и элементы занимательности в процессе всего обучения.

А. Н. Сокольников один из первых заговорил о том, что «любопытство является формой проявления познавательного интереса, которая приводит к возбуждению и желанию обучаться». Однако, находясь на идеалистических позициях, исходя из собственных воззрений детей, он не мог на настоящей научной основе найти решение проблемы познавательного интереса [10].

Идеи А. Б. Евтина и А. И. Герцена поддержали Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов, которые в своих трудах продолжали мысль о том, что именно интерес является наиболее важным стимулом в овладении знаний. Они говорили о том, что учителям необходимо захватывающе ставить своё преподавание, но при этом защищали серьёзное, глубокое содержание обучения, и считали, что лишь обучение, которое преподносит пищу ради ума, может вызвать действительный интерес. Поэтому необходимо «применять базовое содержание учебных предметов в целях повышения уровня познавательного интереса: для начала нужно внедрять введение элементарных знаний, знакомых детям с самого детства, с живого занимательного их раскрытия, а не с отвлечённостей, которые уводят детей от жизни» [2, c. 21].

Л. И. Губанова в ряде своих статей рассматривала важность познавательного интереса в процессе обучения, а также говорила о двух направлениях динамики развития интереса, таких как — интерес как занимательность и серьёзный интерес. Л. И. Губанова наблюдала развитие серьёзного интереса в постепенном переходе от наглядных представлений к отвлеченным обобщениям [4].

К. Д. Королёвым была разработана психолого-педагогическая теория познавательного интереса в процессе обучения на основе учёта возрастных особенностей детей, а также их психико-физиологического состояния. Он рассмотрел в интересе основную движущую силу процесса познания и тем самым подчёркивал, что именно «учитель не должен забывать про то, что обучение, лишённое всякого интереса и взятое лишь силой принуждения, растрачивает всё желание у детей, но без которой он не сможет далеко продвигаться» [6, c. 10].

Сделав выводы из всего вышесказанного, можно определить, что именно во второй половине 19 века появляется единая мысль в том, что для происхождения интереса необходимо его развивать уже в дошкольном возрасте. В конце XIX-начале XX века теория и практика проблемы познавательного интереса обогащается работами известных педагогов А. И. Анастасиева, К. В. Ельницкого, П. Ф. Каптерева. Они считали, что для совершенствования познавательного интереса необходимо применять наглядность, средства изобразительной техники, проводить учебные занятия в новом формате, разнообразить виды, методы, формы и способы преподавания учителем.

И. В. Осетрова одна из первых написала отдельным изданием работу по познавательному интересу к изучению математики, в котором весь процесс обучения раскрывается сквозь призму интереса.

К. В. Ельницкий считал интерес важнейшим условием успешного обучения, которое помогает детям преодолевать его проблемы, доставляя восторг, возбуждая заинтересованность к изучению математики. Но, он ни в коем случае не имеет ввиду забавляющее обучение, отмечая, что это серьёзный, самостоятельный труд.

А. В. Бурыченко, развивая данную мысль, писал: «Учителя, старайтесь воспитывать у детей интерес и желание к приобретению знаний, как одно из важнейших условий успешнейшего обучения», так как интерес — это «чувство, которое возбуждает приятные ожидания, стремление человека познать окружающие явления, а также предметы». Он отмечал, что, интерес вынужден быть предметом постоянной заботы каждого думающего и преданного собственному делу учителя.

Самая полная теория интереса рассмотрена А. А. Иришевой в главе «Исторический очерк. Учения о детских интересах, его история и значение». П. Ф. Каптерев считал, что интерес это «возвышенное наличие деятельности, связанной с явлением». Основанием сформированности познавательного интереса в наибольшей степени он считал естественные параметры человека и культурные влияния, то есть окружающую направленность, которая воздействует на образовательную организацию и привлекательность содержания.

Данные научные положения Н. И. Крупской схожи с идеями С. Т. Шацкого и А. С. Макаренко, которые в своих исследованиях показали, что сущность образовательного процесса определяется наличием ребяческого интереса. Образовательной организации необходимо полагаться на стремление детей к обучению и его процессу; изучить всё, что содействует интересам или затормаживает его в работе ребёнка [9].

Л. Ж. Уталиева создала пособие, в котором написала методологические основы поддержания и развития интереса детей к изучению математики, например, подсказку, которая вызывает догадливость; постановление интересно подобранного вопроса; возведение старого материала; рассматривание картинок, взбудоражующих интерес к потребностям, следствиям. А самую главную роль в процессе обучения она придавала личности преподавателя, а также его мастерству и актёрской игре [8].

В целях практического рассмотрения исследуемой проблемы мы обратили пристальное внимание на работы Л. Ж. Уталиевой, в которых она подчёркивала важность развития интереса к изучению математики, как особого образования личности в дошкольном возрасте, как самого сильного стимулятора его жизнедеятельности [11].

Л. Ж. Уталиева понимает под термином «познавательный интерес» — мотив обучения. Она полагает, что именно он становится важнейшим средством познавательной активности в том случае, если ребёнок проявляет свою готовность, стремление развивать свои знания.

Интерес к математике выступает как мотив деятельности, который должен опираться на индивидуальные качества личности, представляющие для неё важность, а также ценность. Интерес как мотив является важнейшей частью в системе образования и далеко не отстранён от других мотивов, которыми в одно время пользуется ребёнок, ведь он также взаимодействует и с другими важными составными мотива, такими как мотив долга, ответственность, необходимость самоутверждения. Всё это должен соблюдать педагог в процессе воспитания интереса, поэтому взаимодействие мотивов развивает личность, однако интерес детей положительно влияет и на другие мотивы личности.

2. Дидактические игры в организованной образовательной деятельности по математике

Современное информационное общество, в котором люди все чаще и чаще применяют различные информационные, коммуникационные и игровые технологии, предъявляет новые требования и к содержанию, и к методам обучения. Поэтому только традиционным методом преподавания уже нельзя достичь поставленных целей.

Применение игр и игровых ситуаций на уроках повышает качество знаний и интерес к предмету, что позволяет, в свою очередь, лучше усваивать сложный материал. К тому же, игры умеют снимать усталость, умственную напряженность и повышают работоспособность учащихся на уроке. Дидактическая цель в игровой технологии, в отличие от традиционного метода, ставится в форме игровой задачи, а в качестве её средства используется учебный материал.

Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения. Более эффективное достижение поставленной цели, задачи конкретного занятия, всего учебного процесса достигается с помощью дополнения традиционной формы урока игровыми технологиями [11].

Игра позволяет наладить коммуникацию между ее участниками и педагогом. Неформальное общение, предусмотренное игровыми взаимодействиями, позволяет раскрыть личностные качества, показать лучшие стороны характера. У участников игры повышается самооценка, так как у каждого появляется возможность перейти от слов к делу и проверить свои знания и способности.

Для использования игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

— Игра должна соответствовать учебно-воспитательным целям занятия;

— Игра должна быть доступна для учащихся данного возраста;

— Необходимо грамотно определять место и время использования игры на уроках. Игровые технологии очень хорошо взаимодействуют с традиционными уроками и эмоционально дополняют их.

Выделяют следующие виды уроков с использованием игровых технологий, как средство формирования познавательных универсальных учебных действий:

— Урок-игра (урок — эстафета, урок — конкурс, урок — турнир, урок — КВН);

— Игра с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;

— Использование игр на разных этапах урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

— Игры, используемые во внеурочной деятельности (КВН, эстафеты, вечера, олимпиады и т. п.), которые могут проводиться между учащимися с одной параллели классов.

В образовательном процессе, при обучении математике используют игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности, как средство формирования познавательных универсальных учебных действий.

Игра может быть, как фрагментом, так и формой проведения урока.

Основными структурными компонентами игровых технологий являются:

— игровой замысел;

— правила;

— игровые действия;

— познавательное содержание;

— оборудование;

— результаты игры.

Немаловажно соотнести этап урока и подходящий вид игры, чтобы правильно организовать учебную деятельность учащихся. В начале урока цель игры — организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, увлекательной [7].

Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания школьников. Игры не только могут существовать рядом с серьёзным учением, но и должны быть систематически использованы в целях повышения эффективности обучения, развития творческих способностей учащихся [5].

Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей, воспитании интереса их к математике и повышения качества обучения. Тем самым можно обосновать целесообразность применения дидактических игры на разных этапах урока для формирования познавательных универсальных действий.

Литература:

  1. Блинова Т. Л. Активизация познавательного интереса учащихся в процессе обучения математике: учебное пособие / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2005. — 100с.
  2. Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 74–76.
  3. Виленкин Н. Я., Математика 5: учебник для пятого класса общеобразовательных учреждений / Н. Я. Виленкин и др. — М.: Просвещение, 2016. — 144 с.
  4. Ерохина Е. В., Игровые уроки математики 5–11 классы/ Е. В. Ерохина. — М.: Грамотей, 2014. — 133 с.
  5. Евдокимова А. М. Применение дидактической игры на уроках математики в начальной школе, как средство повышения познавательной активности учащихся //ЕВРАЗИЙСКИЙ НАУЧНЫЙ. — 2018. — С. 295.
  6. Костюченков О. В., Тарасов В. А. Математические модели и программные средства для создания исторических игр (на примере создания интерактивной игры «захват европы») //Анализ проблем и поиск решений повышения результативности современных научных исследований. — 2020. — С. 15–19.
  7. Кочетков В. В. Изучение динамики мотивации учащихся 5–8 классов с учетом возрастных особенностей// Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 55–57.
  8. Поладова В. В. Занимательная игра как средство повышения познавательной активности студентов при обучении математике в условиях вуза нетехнического профиля //Вестник Университета Российской академии образования. — 2019. — №. 2.
  9. Попков С. А., Солощенко М. Ю. Занимательные задания на уроках математики как средство повышения интереса учащихся //Наука и современное общество: взаимодействие и развитие. — 2016. — №. 1. — С. 79–81.
  10. Сокольников А. Н. Теория группового выбора или коллективного принятия решения, как средство повышения интереса к изучению математики студентами гуманитарных направлений //Высшее образование в России: история и современность. — 2017. — С. 224–232.
  11. Смолякова Д. В. Задачи международного конкурса «кенгуру» как средство развития познавательного интереса обучающихся 5–6 классов: — Томск, 2012. — 40 с.
  12. Тестов В. А. Обучение на социокультурном опыте как средство повышения мотивации к изучению математики //Концепт. — 2016. — №. 1.