Развитие учебной самостоятельности младших школьников на основе работы с цифровыми образовательными ресурсами и дифференцированного подхода | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сосновая, И. Н. Развитие учебной самостоятельности младших школьников на основе работы с цифровыми образовательными ресурсами и дифференцированного подхода / И. Н. Сосновая, А. С. Кошель. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/387/16371/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье автор пытается определить эффективные психолого-педагогические условия формирования учебной самостоятельности младших школьников на основе использования ЦОР.

Ключевые слова: учебная самостоятельность, самостоятельная учебная деятельность, цифровые образовательные ресурсы, дифференциация, специальные психолого-педагогические условия.

Еще одним эффективным педагогическим условием развития учебной самостоятельности мы предполагаем разработку и реализацию дифференцированных онлайн — занятий для самостоятельной работы либо уже готовых и адаптированных под обучающегося в виде квеста как специально организованное психолого-педагогическое условия образовательной деятельности.

Одним из возможных способов формирования самостоятельной учебной деятельности младшего школьника является такая организация работы учителя, в которой учитываются индивидуальные особенности учеников. Наиболее оптимальный результат в данной ситуации даст технология дифференцированного обучения.

Выделяют два типа дифференциации обучения: дифференциация внешняя и внутренняя.

Внутренняя дифференциация учитывает индивидуально-типологические особенности детей в процессе обучения их в стабильной группе (классе), созданной по случайным признакам. Разделение на группы может быть явным или неявным, состав групп меняется в зависимости от поставленной учебной задачи.

Внешняя дифференциация — это разделение учащихся по определенным признакам (способностям, интересам и так далее) на стабильные группы, в которых и содержание образования и методы обучения и организационные формы различаются.

Для нас главной целью является дать возможность каждому ученику получать качественное образование через развитие учебной самостоятельности на основе цифровых образовательных ресурсов с учетом индивидуальных возможностей и запросов.

В качестве основного пути осуществления дифференциации обучения мы использовали формирование групп. Деление на группы осуществляется, прежде всего, на основе критерия достижения уровня обязательной подготовки.

Выделяются три группы учащихся:

Учащиеся первой группы имеют пробелы в знаниях программного материала, самостоятельно могут сделать задания в один–два шага, выполнение более сложных заданий начинают со слепых проб, не умеют вести целенаправленный поиск пути выполнения упражнения. В этой группе могут быть учащиеся, имеющие пробелы в знаниях и отставание в развитии вследствие частых пропусков уроков по болезни, в силу систематической плохой подготовки к урокам.

Учащиеся второй группы имеют достаточные знания программного материала, могут применить их при решении стандартных заданий. Затрудняются при переходе к выполнению упражнений нового типа; не справляются самостоятельно с решением сложных (нетиповых) заданий.

Третью группу составляют учащиеся, которые могут сводить сложное задание к цепочке простых действий, самостоятельно освоить новый материал, находить несколько способов для выполнения задания.

В работе мы используем различные способы дифференциации:

– Дифференциация по объему учебного материала.

– Дифференциация по уровню трудности.

– Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

– Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.

– Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

Все они функционально направлены на развитие успешной самостоятельной учебной деятельности, что важно для каждого ученика, предполагают разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

Элементы дифференциации мы старались использовать на разных этапах обучения: на этапе изучения нового материала; на этапе закрепления знаний; на этапе проверки знаний.

Урок характеризуется разнообразием способов организации учебной деятельности. Выделяют три формы организации учебной деятельности учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Первая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя; вторая — самостоятельную работу каждого ученика в отдельности; групповая — учащиеся работают в группах из 3–6 человек или в парах.

Фронтальная организация обучения иногда сопровождается творческими заданиями с использованием цифровых образовательных ресурсов. При этом творческое задание обязательно расчленено на ряд относительно простых заданий, что позволяет привлечь всех учащихся к активной работе. Сложность заданий соотносится с реальными возможностями каждого ученика, учитываются индивидуальные возможности школьников.

Индивидуальную форму организации учебной деятельности мы использовали на всех этапах урока, при решении различных задач; для усвоения новых знаний и их закреплении, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским опытом и так далее. При данной форме организации работы каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание на основе цифровых образовательных ресурсов, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и его возможностями. Чаще всего именно при такой форме работы использовались тестовые задания основе шаблона интернет — ресурсов. Использование шаблонов позволяет ориентироваться в любом содержании учебного материала различных предметов.

В содержании начального курса математики можно выделить следующие основные разделы, которые носят фундаментальный характер с точки зрения их значения для дальнейшего развертывания систематического курса математики в начальной школе:

а) нумерация чисел;

б) изучение арифметических действий (сложение, вычитание, умножение, деление) и их свойств;

в) решение текстовых задач;

г) величины и их измерение;

д) геометрический материал.

При разработке дидактических материалов мы исходили из того, что существующие программы математического образования имеют общую инвариантную часть, которая определена обязательным минимумом математической подготовки младших школьников. В этой связи нами была сделана специальная подборка заданий, способствующих как более прочному формированию у ребенка математических знаний и умений, так и развитию мыслительных операций: сравнения, обобщения, анализа, синтеза, классификации и др.

Излагаемый материал используется доступный, достоверный, связан с жизнью и опирается на прошлый опыт ученика. Примером дифференцированных заданий могут служить следующие карточки:

Примеры дифференцированных заданий по математике

Рис. 1. Примеры дифференцированных заданий по математике

Дифференцированные задания использовались на всех предметах учебного плана, что целенаправленно способствовало развитию учебной самостоятельности на метапредметном уровне. Примером дифференцированных заданий, которые были использованы на уроках русского языка служит следующий материал:

Примеры дифференцированных заданий по русскому языку

Рис. 2. Примеры дифференцированных заданий по русскому языку

При закреплении материала мы использовали элементы уровневой дифференциации, ее основная особенность состоит в дифференциации требований к знаниям и умениям учащихся: явно выделяется уровень обязательной подготовки, который задает достаточную нижнюю границу усвоения материала. Этот уровень практически доступен и посилен всем школьникам. На его основе формируются повышенные уровни овладения материалом (второй уровень, третий уровень — более трудный вариант). Дети получают право и возможность выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам, способностям. Каждый из уровней известен и понятен детям. Только в этом случае можно рассчитывать на познавательную активность школьников, направленную на развитие самостоятельной учебной деятельности, на заинтересованность их в результатах своего труда. Ведь если цели известны и посильны, а их достижение поощряется, то появляется желание и стремление к их осуществлению, к тому же в такой работе формируется способность к самооценке при выборе индивидуального пути своего развития. Ученик имеет право выбрать сам для себя определенный уровень, это способствует психологическому комфорту ученика в классе, вырабатывает ответственность и способность к принятию решений.

Использование готовых интернет-ресурсов, соответствующих теме и цели работы, значительно облегчает деятельность любого учителя начальных классов по развитию учебной самостоятельности младших школьников. Кроме того, использование готовых онлайн-ресурсов, на которых ребенок не только самостоятельно планирует и выбирает отработку учебного материала, но и самостоятельно планирует выход из возникших затруднений и реализует его, позволяет постепенно преодолевая учебную неуспешность, развивать учебную самостоятельность на основе интернет-ресурсов. Здесь ребята самостоятельно в режиме онлайн проверяют тематические знания на базовом, среднем уровнях или задания повышенной сложности, а по итогам тестирования решают, есть ли необходимость повторения учебного материала, возможность чего представлена на рисунке 6.

Пример работы с online-ресурсами Пример работы с online-ресурсами

Рис. 3. Пример работы с online-ресурсами

Благодаря дистанционному обучению в четвертой четверти прошлого учебного года, мы нашли интернет-ресурс УЧУСЬСАМ.РФ, к которому обращались периодически в самостоятельной домашней учебной деятельности как с целью проверить свои знания, так и с целью повторения и коррекции. Такая организация учебной деятельности обучающихся помогает отработать навык самостоятельной учебной деятельности, повторяя еще раз все этапы ее формирования.

Здесь мы использовали возможности тестовых тематических дифференцированных (базовый, средний, сложный уровень) заданий с онлайн-проверкой и здесь же представлен теоретический материал, востребованный в случае низких результатов для повторного повторения.

Младшие школьники продолжали занятия по русскому языку и математике с помощью сервиса «Яндекс.Учебник» в виде самостоятельной дополнительной и добровольной формы. Ресурс содержит более 35 тыс. заданий разного уровня сложности для школьников 1–4-х классов. Все задания разработаны опытными методистами с учётом федерального государственного стандарта.

Кроме того, мы использовали возможности цифровых образовательных ресурсов для составления индивидуальных обучающее-контролирующих маршрутов для детей со слабо выраженной учебной самостоятельностью на платформе готовых тренажеров с добавлением своего содержания индивидуального для каждого, что отражено на рисунке 7.

Пример индивидуальной работы

Рис. 4. Пример индивидуальной работы

Таким образом, проведенная нами работа способствовала повышению уровня развития учебной самостоятельности младших школьников на основе создания специальных психолого-педагогических условий.

Литература:

1 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» — http://school-collection.edu.ru/

2 Российский образовательный портал http://school.edu/

3 УЧУСЬСАМ.РФhttps://xn--80aynaia1a6b.xn--p1ai/

4 ЯКласс»https://www.yaklass.ru/

5 Яндекс.Учебник» https://education.yandex.ru/home/