Инновационные педагогические технологии в модульном обучении, как средство повышения качества образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кожина, Н. В. Инновационные педагогические технологии в модульном обучении, как средство повышения качества образования / Н. В. Кожина, Г. А. Кленкова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 7-8. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/387/16365/ (дата обращения: 06.03.2021).



Стремительно развивающееся производство, будь то станки, машины, роботы (неодушевленные предметы); либо человек (медицина) требует «нового» современного, компетентного специалиста.

Как «получить» такого специалиста в короткий срок? Нужны новые передовые педагогические технологии. С принятием стaндaртов нового поколения изменились требования, предъявляемые к выпускнику учебного заведения, и соответственно требования к педагогическим образовательным технологиям. Активный поиск новой педагогической технологии, привел к внедрению модульной технологии обучения, которая применяется в обучении студентов среднего профессионального образования, в ВУЗах, общеобразовательных школах, и успешно применяется в дистанционном обучении, что особенно актуально на сегодняшний день.

Первые сведения о модульном обучении в профессиональном образовании появились в период второй мировой войны, когда в крайне короткий срок необходимо было обучить определенным навыкам. Зерно зарождения модульной системы стало активно развиваться в начале 60- 70-х годов XX века.

Модуль — это часть системы, которая включает в себя набор знаний, умений, опыта, компетенций, подлежащих освоению, прописанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершении обучения, и представляющий составную часть общей функции. Модульная система позволяет сформировать общие и профессиональные компетенции у студента, прописанные в ФГОС, что позволяет получить «готового» специалиста. Модуль — это законченный блок информации, обеспечивающий достижение определенных дидактических целей каждым обучающимся.

Технология модульного обучения способствует развитию у студента самостоятельности, так как большее количество часов отводиться на самостоятельную внеаудиторную работу, интеллекта, умение управлять собственной учебной деятельностью в комфортном режиме Что немаловажно, для дальнейшего саморазвития и повышения квалификации в дополнительном образовании. Темп обучения может определить для себя студент, понимающий с какой целью он должен работать самостоятельно. Преподаватель организует самостоятельную познавательную деятельность обучающегося, оказывает, если это необходимо, помощь при изучении материала, определяет границы времени, отведенные на выполнение задания, с учетом способностей обучающегося работать самостоятельно.

Принцип планирования совместной деятельности преподавателя и обучающегося имеет большое воспитательное значение. Технология модульного обучения гарантирует продвижение на более высокий уровень обучения, при условии, что выбранный раннее уровень образования, будет полностью освоен.

Модульное обучение в профессиональном образовании со своей преемственностью, гибкостью, прекрасно вписывается в формат дистанционного обучения, так активно развивающегося в последние годы.

Дистанционное образование — это новый вид обучения, реализуемый с помощью современных информационных технологий. К этим методам относятся: веб-занятия, занятия в чате, аудио и видеоконференции, аудио и видеолекции, телеконференции, методы теле -и радиокоммуникации.

В режиме видеоконференции обеспечивается двусторонняя видео-и аудио связь между преподавателем и студентами, что обеспечивает наличие визуального контакта в режиме реального времени. Видя обучающегося, преподаватель контролирует степень понимания им предмета, задавая вопросы и наблюдая за поведением, оценивает степень его заинтересованности. Видеоконференции охватывают одновременно большое количество участников, что позволяет за определенный период времени донести информацию для обширной аудитории слушателей.

Мультимедийные технологии позволяют разнообразить процесс обучения, повышают качество образования в системе модульного обучения, делают обучение более эффективным.

Мультимедийные обучающие технологии сочетают технические средства и дидактические средства обучения, являющимися носителями информации. Технические средства обеспечивают преобразование звука и изображения (информации) из непрерывной, в цифровую форму с целью ее обработки и хранения, а также обратное преобразование, для того чтобы эта информация адекватно воспринималась обучающимися.

Важным аспектом благополучия общества и государства является состояние здоровья молодого поколения. С каждым годом, в нашей стране, возрастает внимание к здоровью обучающихся.

Здоровье человека — актуальная тема для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.

В настоящее время важными становятся профилактические мероприятия, которые способствуют улучшению здоровья обучающихся и педагогов.

Известно, что понятие «здоровье» определяется ЮНЕСКО как отсутствие патологических отклонений в организме и состояние полного комфорта — физического, психического, социального и духовного состояния.

В системе образования в отношении здоровьесберегающей технологии определение здоровье можно представить как:- это духовное, психофизическое состояние обучающихся, которое обеспечивает им дoстаточнo высокий уровень физической, интеллектуальной работоспособности, а также высокий уровень адаптированности к постоянно изменяющейся учебной, природной, социальной среде.

Важное значение в сохранении здоровья обучающихся имеют аспекты, связанные с безопасностью и охраной труда образовательного процесса.

Здоровьесберегающие технологии это совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на управление учебно-познавательной и практической деятельностью учащихся. Данные технологии направленны на сохранение и укрепление здоровья учащихся и преподавателей, а также формирование ценного отношения к своему здоровью.

Реализация здоровьесберегающих технологий осуществляется на основе системного, культурологического, личностно-ориентированного подходов, основным направлением которых является формирование у обучающегося опыта здоровьесбережения, который приобретается путем расширения сферы его деятельности и общения, развития самостоятельной, активной личности, посредством воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свою жизнь, свое здоровье и здоровье других людей, вовлечение обучающегося в освoение культуры человеческих отношений.

Формирование нравственного и физического здоровья подрастающего поколения непосредственно зависит от приложенных усилий преподавателей всех специальностей. При этом, чем выше уровень культуры здоровья всех субъектов образовательного процесса, тем выше будет результат приложенных усилий.

В современном мире перед системой образования стоит задача сoхранения и повышения качества усвоения всё увеличивающегося объёма учебной информации. Именно, поэтому условия обучения студента, в рамках здоровьесберегающих технологий, должны отвечать следующим требованиям:

– положительный эмоциональный настрой учащихся;

– отсутствие стресса;

– рациональная организация учебного процесса;

– соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям;

– достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Создание благоприятной образовательной среды будет способствовать снижению тревожности студентов; росту уверенности в своих силах, мотивации к обучению и, соответственно, качества предметных знаний.

Необходимо в сфере образования распространять здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания, а также пропагандировать здоровый образ жизни, организовывать и проводить мероприятия различного уровня (форумы, конференции, круглые столы, акции по вопросам всестороннего оздоровления и сохранения здоровья населения).

На основе здоровьесберегающие технологии целью образовательной сферы является: научить обучающегося мыслить, трудиться, формировать устойчивые качества самореализующейся творческой личности и подготовить ее психофизически, духовно и нравственно к предстоящей самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся условиях жизни.

Таким образом, использование здоровьесберегающих образовательных технологий заключается в обеспечении обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса, а обеспечивают высокий уровень здоровья, вооружая необходимым багажом знаний, умений, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитывают культуру здоровья.