Прогулка как одна из эффективных форм организации самообразования детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

XI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, февраль 2021)

Дата публикации: 19.01.2021

Статья просмотрена: 159 раз

Библиографическое описание:

Канаева, Т. С. Прогулка как одна из эффективных форм организации самообразования детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации / Т. С. Канаева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/387/16336/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье автор рассматривает прогулку как одну из форм организации самообразования детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, прогулка, самообразование, дошкольная образовательная организация

Ребёнок приходит в этот мир, познавая и открывая для себя постоянно что-то новое. С каждым этапом взросления он приобретает естественные знания об окружающем его мире. Получая ненавязчивую информацию, находясь в естественной среде, ребёнок занимается самообразованием. Наиболее эффективной формой организации самообразования детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации является прогулка. Именно здесь у детей развивается самостоятельность к познанию окружающей действительности, появляется возможность наблюдать за животными, насекомыми, растениями, явлениями природы, возможность задавать интересующие вопросы взрослому, обсуждать увиденное со сверстниками, ставить свои элементарные опыты. Необходимо отметить, что в настоящее время в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определено содержание познавательного развития, которое предполагает развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации и так далее.

Проблема познавательного интереса у детей дошкольного возраста изучали Л. И. Божович, Л. Н. Леонтьев, Н. Г. Морозова, Г. И. Щукина и другие. Тема самообразования отражена в работах К. Ю. Белой, Е. Н. Волкова, Г. М. Коджаспировой, Т. П. Колодяжной, М. М. Рубинштейна, В. А. Сластёнина, С. Т. Шацкого и других. Методику организации и проведения прогулок в детском саду разрабатывали в своих трудах Т. Л. Долгова, И. В. Кравченко, Г. В. Лаптева, М. В. Лучич, С. Н. Теплюк и другие.

В современной научно-педагогической литературе понятие «самообразование» претерпело массу интерпретаций. Так, в Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой самообразование означает приобретение знаний путём самостоятельных занятий без помощи преподавателя [4, c.695].

Тютькова И. А. определяет самообразование как процесс, направленный на самостоятельное приобретение знаний, умений, навыков на саморазвитие и самосовершенствование личности [6, с. 107]. З.Я Гороностаева рассматривает самообразование как образование, приобретённое вне учебных заведений путём самостоятельной работы. В понимании Г. С. Закировой самообразование есть способ приобретения знаний и применение их в практической деятельности исключительно самостоятельным путём [1, с.102].

Из представленных выше толкований понятия «самообразование», можно сделать вывод о том, что главный элемент этого явления — самостоятельность.

Одной из эффективных форм организации детского самообразования является прогулка. Прогулка всегда считалась особой формой работы с детьми, со свойственными только ей возможностями комплексно решать воспитательные, образовательные и развивающие задачи, создавать благоприятные условия благоприятного психологического и эмоционального развития в сочетании с природно-оздоровительными ресурсами [2]

Никулина А. А. определяет прогулку как педагогически организованную форма активного отдыха детей на свежем воздухе, целью которой является укрепление здоровья детей, развитие их физических и умственных способностей. Одной из задач прогулки А. А. Никулина выделяет развитие детской самостоятельности [3].

Мы поддерживаем позицию А. А. Никулиной и считаем, что именно через призму самостоятельности дети старшего дошкольного возраста, сами не зная того, занимаются самообразованием и получают знания о природе на прогулке. Прогулка способствует самостоятельному умственному развитию.

Различают несколько видов прогулок:

 прогулка–наблюдение;

 прогулка–задание (имеющая цель — поздравить товарищей или взрослых с праздником, пригласить гостей на мероприятие, известить население или товарищей о каком–то мероприятии);

 прогулка–задача (направленная на решение поставленной задачи — определить расстояние, с какой стороны дует ветер, цвет, величину предмета);

 прогулка–поход (для ориентирования на местности);

 прогулка–поиск (найти лекарственные травы, природный материал и т. д.);

 прогулка–фантазия (сделать зарисовку, придумать сказку, составить букет);

 прогулка–показ (познакомить с достопримечательностями, с различными предметами, объектами и их свойствами, редкими деревьями, кустарниками);

 прогулка–практикум (закрепление различных знаний — ПДД, безопасность);

 комбинированная прогулка (1 раз в неделю), с играми, занятиями, трудом, экскурсией. Структура прогулки включает в себя следующие элементы: наблюдение, рассматривание, трудовая деятельность, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей, подвижные игры.

Практика показывает, что во время пребывания на прогулке дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем их мире: из собственных наблюдений в индивидуальной, парной, коллективной игре со сверстниками узнают об особенностях сезонных изменений в природе, могут замечать связи между различными явлениями, животными, насекомыми. Наблюдения вызывают у них познавательный интерес, ряд вопросов, на которые им хочется получить ответ от взрослого или найти самостоятельно. Детское самообразование развивает у детей наблюдательность, расширяет представления об окружающей среде, способствует развитию психических процессов — мышление, воображение.

К самообразованию можно отнести детское экспериментирование и наблюдение, которое возникает у детей старшего дошкольного возраста спонтанно на прогулке в условиях дошкольной образовательной организации.

На прогулке дети занимаются естественным самообразованием среди яркой, пёстрой, разнообразной природной среде.

Практика свидетельствует о том, что благодаря прогулке у детей возникает самостоятельная наблюдательность, развивается исследовательская позиция ребенка, появляется возможность для вопросов, сравнений и элементарных выводов. Здесь самообразование выражается во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении спросить у взрослого, где, что и как растет, живет.

Детей старшего дошкольного возраста интересуют объекты неживой природы, они проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении узнать, подойти, потрогать, понюхать, порезать и так далее.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и формулировать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. [5, с.42].

Следует обратить внимание на возможности организации прогулки. Педагогические наблюдения из опыта работы показывают, что прогулка предоставляет широкие возможности для реализации свободных действий детей: возможность самостоятельно исследовать объекты неживой природы, почувствовать себя начинающим учёным, исследователем, быть первооткрывателем.

Всё вышесказанное подтверждает, что прогулка — одна из наиболее эффективных форм организации самообразования детей старшего дошкольного возраста, которая имеет развивающий потенциал и показывает успешный путь для ознакомления детей с миром окружающей неживой природы.

Литература:

  1. Калинина А. И. Сущность понятия «самообразование»// Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2013. № 3. С. 99–107
  2. Касьянова Л. Г. Возможности эколого-оздоровительных прогулок с детьми дошкольного возраста в ДОО//Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2017. № 3 (35). С. 94–100.
  3. Никулина А. А. Организация целевой прогулки в ДОО//Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015007949
  4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 2008. — 944 с.
  5. Петрова И. В. Формирование познавательного интереса старших дошкольников в детском экспериментировании// Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. 2015. Т. 2. № 12. С. 40–43.
  6. Тютькова И. А. Педагогический тезаурус: учебное справочное пособие/ автор — составитель И. А. Тютькова — М.: В. Секачёв, 2016. — 160 с.