Техническое оснащение современного урока: личный опыт, проблемы и перспективы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

XI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, февраль 2021)

Дата публикации: 15.01.2021

Статья просмотрена: 169 раз

Библиографическое описание:

Сокольникова, Н. Е. Техническое оснащение современного урока: личный опыт, проблемы и перспективы / Н. Е. Сокольникова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 52-53. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/387/16325/ (дата обращения: 19.04.2024).



В современном образовании трудно представить подготовку и проведение урока без дополнительного специализированного технического оснащения. Сейчас никого не удивишь презентациями, видео уроками, электронными тестами и опросами.

Преподаватели каждый раз придумывают все больше дополнительных возможностей для активизации учебной деятельности, стимулирования интереса у детей.

У все чаще мы слышим, что дети становятся пассивным, вялыми на уроках, не способными принимать большое количество информации, преодолевать трудности. Почему?

С одной стороны, мы рапортуем о своих достижениях в области педагогики, о развитии проектной деятельности в обучении, о новых принципах обучения и т. д. С другой стороны, мы отбрасываем старые, казалось бы, ненужные методы проведения уроков. Многие говорят, что они изжили себя. Традиционный урок для современных детей не интересен. Опросы родителей показали, что большинство считает образование прошлых лет более эффективным. Уровень знаний, который дети получают только из школы, достаточно низкий, для успешного продвижения дальше. Родители вынуждены прибегать к дополнительным занятиям с репетиторами или самостоятельно. Родители также отметили высокую загруженность своих детей, чрезмерную нагрузку на зрение и опорно-двигательный аппарат из-за вынужденного длительного времяпровождения за ноутбуками, планшетами при подготовке к занятиям.

Таблица 1

Опросный лист родителей

1

Достаточно ли оснащен техническими средствами образовательный процесс вашего ребенка?

Да/нет

комментарии

2

Объём знаний Вашего ребенка, полученный в ОУ достаточен для дальнейшего образования?

3

Ваш ребенок нуждается в дополнительных занятиях?

4

Что бы Вы хотели изменить в образовательном процессе Вашего ребенка?

Преподаватели отмечают возрастающую пассивность детей, не способность добывать знания. Обучающиеся привыкли получать информацию в готовом виде, и решать задачи по подобию, отвечать на вопросы по тестам, то есть по предложенным им вариантам ответом. Если в задании есть не трудности, они не пытается их решить, предложить несколько вариантов решений.

Отмечается и общая тенденция в затрудненности высказывания своих мыслей среди обучающихся. Сами обучающееся говорят о том, что им легче написать ответ, чем рассказать словами или, что еще труднее выступать перед публикой. Этот факт подтверждают и родители, которые отметили высокую популярность дополнительных занятий по сценической речи или актерскому мастерству среди старших школьников. Что же делать? Возвращаться к старым методикам?

Мы провели эксперимент. В группах провели два урока по смежным темам. Первый урок шел с традиционной подачей материала и опросом. Второй с применением различных презентаций, работе с поисковиками и т. д.

Выяснилось, что первый урок был для обучающихся скучным, материал сложным. Второй урок оказался интересным. Опрос показал, что материал усвоен лучше по первому уроку, но преподаватели отметили, что активность детей была выше на втором.

Естественный вывод в данной ситуации в комбинировании подходов, в разумной дозировке подачи информации разными способами.

В результате проведенной работы, были приняты ряд рекомендаций использования технических средств:

  1. Домашние задания должны давать возможность выбора способа подготовки обучающемуся.
  2. Новый материал лучше усваивается, если чередуются методы подачи информации.
  3. Индивидуальный подход в выборе способа опроса обучающегося.
  4. Задания должны быть направлены на развитие тех навыков, в освоении которых, ребенок испытывает трудности.

Например, в учебной группе специальности 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)» есть профессиональный модуль «Основы проектной и компьютерной графики». Содержание модуля предусматривает большое количество практических работ, выполняемых на компьютере, с помощью графических редакторов. Новую информацию тоже трудно донести без использования интерактивной доски. Обучающиеся с удовольствием и энтузиазмом погружаются в творческий процесс выполнения рисунков и порой их трудно остановить в конце урока, все-таки нагрузка на глаза довольно ощутимая. Более того, при защите практических работ, многие показывают отлично выполненные работы, но не могут объяснить алгоритм выполнения.

Поэтому, для защиты практических работ обучающимся предлагается составить краткий алгоритм в тетради и по этому алгоритму подготовить доклад к защите практической работы. На протяжении всех уроков преподаватель старается максимально больше давать информации и проводить опросы традиционными методами.

В этой же группе дисциплина «Основы философии» предполагает большое количество практических занятий с обсуждениями ряда философских проблем. Занятия проводятся в форме семинаров, дискуссий. На таких занятиях студенты пытаются доводить свои соображения до собеседника, пробовать отстаивать свои идеи. Подготовка к таким семинарам предполагает использование и библиотечных материалов, и технических средств. Здесь важно учитывать индивидуальные особенности студентов. Некоторые из них испытывают страх перед публичными выступлениями и просят предоставить им возможность отвечать письменно; в группах обучаются и инвалиды с нарушениями речи и слуха, которым трудно выступать, но они замечательно могут подготовить текст выступления или презентацию. В таких случаях хорошо использовать групповые выступления, в которых каждый участник возьмет на себя посильную задачу. Это не значит, что те, кто боится выступать, на протяжении всего семестра будут отсиживаться за спинами других, составляя тексты и презентации. Это значит, что все участники группы будут отвечать на семинарах в том объёме, который они смогут осилить.

Подача лекционного материала предполагает использование всех возможных технических средств. Это и презентации, и видеоуроки, и дистанционные конкурсы. Хорошо себя зарекомендовали аудио лекции, по результатам которых должен быть создан опорный конспект по предварительно данному преподавателем плану.

Для обучающихся всех специальностей и теоретический материал и практические задания с примерами их решений продублированы на специализированном сайте. Данный сайт расположен на платформе moodle и является дополнительным средством обучения для часто болеющих обучающихся, инвалидов, обучающихся имеющих академическую задолженность.

Таким образом, чрезмерное применение технических средств в обучении приводит к обратному результату, но тщательно продуманное использование, индивидуальный подход в их использовании помогает учащимся усвоить новый материал, повысить мотивацию к освоению новых тем, преодолеть свои трудности.

Литература:

  1. Андреев А. А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. //Школьные технологии. 2001. № 3.
  2. Дворецкая А. В. Основные типы компьютерных средств обучения. //Школьные технологии. 2004. № 3.
  3. Сайков Б. П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.
  4. Норенков И. П., Зимин А. М. Информационные технологии в образовании. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2004.
  5. Яковлев А. И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании/ А. И. Яковлев// Информационное общество. — 2001. — Вып.2.