Стрессоустойчивость как один из факторов повышения успешности обучения студентов вузов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

XI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, февраль 2021)

Дата публикации: 15.01.2021

Статья просмотрена: 90 раз

Библиографическое описание:

Рахматов, А. А. Стрессоустойчивость как один из факторов повышения успешности обучения студентов вузов / А. А. Рахматов. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 44-47. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/387/16321/ (дата обращения: 23.04.2024).



Стрессоустойчивость как один из факторов повышения успешности обучения студентов вузов

Рахматов Александр Ахмедович, кандидат политических наук, доцент

Российский университет транспорта (МИИТ) (г. Москва)

В связи с коронавирусом (COVID-19) и работой на удаленке учащихся испытывают значительные стрессовые состояния, которые отрицательно влияют на психологическое здоровье. А это в свою очередь отрицательно влияет на состояние организма и работоспособность в учебе.

Ключевые слова: вирусные заболевания, стрессоустойчивость, профилактика стресса, защитная реакция организма.

Сегодня по мнению многих исследователей, стресс является одной из причин возникновения огромного количества заболеваний, которые так или иначе связаны с этим явлением.

В последние десятилетия структура заболеваемости и смертности в развитых странах принципиально изменилась. Главное место заняли рак, ишемическая болезнь сердца, гипертония, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, психические болезни, диабет и др. При всем разнообразии эндогенных. или неинфекционных, болезней в их этиологии и патогенезе имеются общие черты. Эпидемиологические и экспериментальные исследования свидетельствуют, что в возникновении всех этих заболеваний важную, а иногда и решающую роль играет чрезмерно интенсивная и длительная стресс-реакция, вызванная определенными факторами окружающей среды. Это означает, что изучение принципов профилактики стресса повреждений составляет необходимый план в решении ключевой проблемы современной медицины повышения резистентности здоровою организма и профилактики основных инфекционных заболеваний.

Сегодня, в 2021 году ХХI века, действительность нашей жизни такова, что, как правило, полностью избавиться oт стресса, или хотя бы значительно снизить стрессовую нагрузку на индивида, в настоящее время, учитывая мировую ситуацию с COVID-19, очень сложно. Поэтому единственным наиболее реальным способом снижения стрессовой нагрузки, как это ни парадоксально, является повышение устойчивости к стрессу самого человека. Только это позволит человеку выдерживать существующие и более значительные нагрузки без возникновения негативных последствий. Повышая стрессоустойчивость через обучение человека специальным навыкам, необходимо проводить, обучение людей методам совладения со стрессовой ситуацией, управления собственным состоянием в момент стресса и в период восстановления, снижения стрессогенности собственной среды обитания.

Важно организовать такое обучение студентов, которые, в силу своего возраста, наиболее подвержены различного рода стрессовым нагрузкам, и наиболее неустойчивы к воздействию этого грозного фактора. Кроме того, обучение студентов вузов наиболее перспективно, так как создает фундамент для будущего благополучия контингента как профессионалов, работников предприятий и организаций, создающих основу благосостояния нашей страны. Такое обучение в виде отдельных спецкурсов можно организовать непосредственно в учебных заведениях вузов.

Организация такого спецкурса не только создаст предпосылки для успешного разрешения стрессовых ситуаций. Но также известно, что часть учащихся испытывают трудности, связанные с невозможностью воспроизведения усвоенного материала в момент опроса или сдачи экзамена. Это связано с так называемым токсическим действием адреналина, который в избытке поступает в кровь во время стрессовой реакции организма. Высокий уровень адреналина у некоторых индивидов снижает возможности головного мозга по оперированию информацией, и это приводит к забыванию уже известных сведений, снижению способностей к когнитивной деятельности и, как результат, учащийся получает значительно более низкую оценку, чем можно было ожидать, учитывая степень владения учебным материалом в спокойном состоянии.

Важно донести до студентов суть явления стресса. Необходимо четко уяснить мысль о том, что, несмотря на большое количество негативных последствий стресс нельзя отнести к однозначно отрицательным явлениям жизни. Стресс является, по мнению многих исследователей, необходимым условием, создающим предпосылки для развития и совершенствования организма человека. Кроме того, именно стресс, как защитная реакция организма, создает условия для мобилизации резервных возможностей и достижения побед. В этом видна положительная адаптивная роль этого явления. Важно правильно организовать функционирование собственного организма в момент стресса.

Но, к сожалению, мобилизуя резервы организма, стресс этим самым создает предпосылки для истощения защитных сил организма. Поэтому частое повторение стрессогенных ситуаций может приводить к возникновению различных заболеваний.

Индивид не может избежать стрессов в своей жизни, но некоторые люди умеют направить энергию, высвобождаемую в момент стресса на совершенствование, а не на разрушение собственного организма. Эти люди обладали специальными навыками — навыками совладения со стрессом.

Приведенные навыки можно разделить на две группы, соответствующие двум сторонам явления стресса. С одной стороны, стресс по явление психологическое, выражающееся в эмоциональных реакциях, изменении различных сторон функционирования психики человека. С другой стороны, что явление физиологическое. В момент стресса происходят глубокие перестройки функционирования всех органов и систем организма, который готовится к отражению любой неблагоприятной ситуации, к реакциям борьбы или бегства. Это филогенетически закрепленный способ реакции всего живого, однако, человек, как правило, переживая стресс, не будет участвовать в спарринге со своим оппонентом или убегать от него на значительное расстояние. Поэтому мобилизованные на борьбу или бегство ресурсы организма, в лучшем случае, будут растрачены впустую, и потребуют длительного восстановления, а в худшем случае будут подтачивать организм человека, что и приведет к возникновению различных заболеваний.

С этой точки зрения становится понятным, что методы совладания со стрессовой ситуацией должны включать в себя формирование психологически верных стратегий поведения и техник управления собственным организмом с другой.

Психологические стратегии — это стратегии управления временем, налаживание благоприятных взаимоотношений с собственным социальным окружением и понимание, что соперничать нужно не с окружающими, а с самим собой. Необходимо сформировать у учащихся понимание важности чистоты помыслов для достижения физического здоровья, стрессоустойчивости и успеха.

Физиологические стратегии совладания со стрессом включают в себя поддержание собственного организма на достаточно высоком функциональном уровне. Для этго необходимо приобрести привычки к здоровому образу жизни и постоянной, но правильной и посильной физической нагрузке, а также методы управления биологическими характеристиками собственного организма и состоянием систем, подвергающихся наиболее разрушительным воздействиям в момент стресса, в частности, сердечно-сосудистой.

В настоящее время накоплено большое количество психологических и физиологических методик и техник, эффективных для борьбы с негативными последствиями стресса. Сюда можно включить методы психологической разгрузки, методы управления временем, методы построения неконфликтных взаимоотношений с социальным окружением, аутогенную тренировку и медитацию.

Литература:

  1. 4 группы крови. Питание и борьба со стрессом. — Москва: ИЛ , 2014.
  2. А. Брум. Х. Джеллико. Как жить с вашей болью. Г. Перри. Как справиться с кризисом. Д. Фонтана. Как справиться со стрессом: моногр. / Г. Перри и др. — М.: Педагогика-Пресс, 2013 .
  3. А. А. Агарков и Т. Н. Попова Глутатионредуктаза и окислительный стресс / А. А. Агарков и Т. Н. Попова. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013 .
  4. Семенов, П. Как защититься от стресса? Практические методики и рекомендации/П.Семенов.-Москва: РГГУ , 2016 .
  5. Семенова, И. Как избавиться от стресса и депрессии по методу И. Семеновой / И. Семенова, М. Краснощеков. — М.: Феникс, 2016 .
  6. Серван-Шрейбер, Давид Антистресс. Как победить стресс, тревогу и депрессию без лекарств и психоанализа / Давид Серван-Шрейбер. — М.: Книга по Требованию, 2013.

Ключевые слова

стрессоустойчивость, вирусные заболевания, профилактика стресса, защитная реакция организма