Информационно-коммуникационные образовательные технологии в реализации проектной деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, январь 2021)

Дата публикации: 03.01.2021

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Фролов, В. Н. Информационно-коммуникационные образовательные технологии в реализации проектной деятельности / В. Н. Фролов. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, январь 2021 г.). — Краснодар : Новация, 2021. — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/385/16315/ (дата обращения: 06.03.2021).



В ходе данного исследования автор рассматривает теоретические аспекты и современные требования к образовательному процессу, с учетом использования информационно-коммуникационных образовательных технологий в реализации проектной деятельности,

Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, творческая деятельность, ИКТ, мобильное обучение, образование, развитие.

Переход к компетентностной модели подготовки специалистов предъявил новые требования в необходимости формирования новой образовательной парадигмы, способной готовить специалистов, мыслящих творчески, с высоким уровнем культуры [2, с.3–4]. Данный подход был положен в основу проектирования Федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Образование должно быть нацелено преимущественно на организацию исследовательской деятельности обучающихся, которая была бы построена творчески, чтобы студенты приобретали навык развития собственных путей накопления знания. Один из эффективных путей решения данной проблемы — внедрение в образовательный процесс проектной деятельности. Ее актуальность продиктована способностью развивать самостоятельность и инициативность студентов [6, с. 147]. Общая проблема в совершенствовании методов и форм современного обучения состоит в том, чтобы активизировать познавательные интересы и максимально развивать самостоятельность обучающихся. При этом одно из условий успешной модернизации учебного процесса — синтез образовательной системы с современными информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ).

Цельюнастоящего исследования является изучение информационно-коммуникационных образовательных технологий в проектной деятельности.

Для достижения указанной цели было определено решить следующие задачи: рассмотреть проект как элемент творческой деятельности; изучить ИКТ-технологии в реализации проектной деятельности.

Теоретическую и методологическую основу данного исследованиясоставили научные основы и достижения педагогической науки, а также общенаучные принципы теоретического познания — системный подход, структурно-функциональный анализ, единство исторического и логического. Выдвинутые задачи и достижение поставленной цели решались посредством применения общенаучных методов познания: исторического, анализа и синтеза, обобщения, системного и логического методов, а также частно-научных методов: аналитического, метода сравнения.

За последние десятилетия социокультурная реальность в России изменилась коренным образом. Сейчас Россия — это открытая страна, строящая рыночную экономику и правовое государство, что увеличивает меру свободы и ответственности человека за собственное благополучие и за благополучие общества. Человеческий капитал в современном мире становится основным ресурсом развития любой страны, фактором, обеспечивающим ее стабильность и прогресс. Наша страна, как и любая другая, остро нуждается в мобильных и квалифицированных профессионалах, способных принимать самостоятельно решения в условиях быстро меняющейся реальности, что предъявляет специфические требования к системе образования [13].

Принятые образовательные стандарты предполагают преобразование основной цели образовательной системы, что в свою очередь, потребовало существенных изменений в деятельности преподавателя. В настоящее время преподаватель должен не только передать существующие знания обучающимся, но, что более важно, в новой образовательной парадигме, обучить способам организации познавательной деятельности, самостоятельному планированию учебного времени, формированию умений переносить полученные знания в реальные жизненные ситуации.

Метод проектов — это система учебно-познавательных приемов, позволяющих решить проблему в результате самостоятельных или групповых действий обучающихся. Данный метод стимулирует потребность студента в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности, ставит студентов в ситуацию неизбежного выбора [4, с. 23].

Проект — это замысел, движение вперед. Образовательный проект всегда связан с творчеством и творческой деятельностью. В его основе — развитие познавательных, творческих навыков обучающихся, умения самостоятельно конструировать и пополнять свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве и многообразии информации, развитие критического мышления.

Метод проектов не является новшеством. Он возник во второй половине XIX века. В его основу были положены идеи Д. Дьюи, который отмечал, что обучение должно осуществляться на активной основе (то есть студенты должны применять теоретический материал на практике) [3, с. 34–35]. Позже У. Х. Килпатрик внедрил в процесс обучения метод проектной деятельности (данный метод предоставляет свободу в выборе и решении задач, что формирует активную позицию обучающихся).

В отечественной педагогике проектный метод берет начало в 1905 году, но свое развитие идеи получил только в 20-е годы, были разработаны и активно использовались в процессе обучения комплексные программы: «Природа и человек», «Труд», «Общество», но в 30-е годы метод проектов был негативно оценен ЦК ВКП(б) и его признали ошибочным [15, с. 12].

Развитие системно-деятельностного подхода в середине ХХ века возродило интерес к методу проектов, а применение информационных технологий возвело его в круг наиболее востребованных образовательных технологий, без систематического применения которого невозможно реализовать установку образования: «научить детей учиться» [17, с. 85].

Новые образовательные стандарты предусматривают обязательное применение преподавателем метода проектирования. Его сущностной характеристикой является включение обучающихся в процесс образовательной деятельности не только для поглощения имеющейся информации от преподавателя, но и получение новых знаний от идеи до ее практической реализации самостоятельно. Данный аспект нашел свое отражение в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который законодательно утвердил цель образования как «ориентацию на обеспечение самоопределения личности, на создание условий для ее самореализации». В российской системе образования есть все необходимые возможности для развития проектного мышления при помощи проектной деятельности, посредством выполнение творческих проектов от идеи до ее реализации [16].

В качестве итогов проектной деятельности нужно считать не только предметные результаты, но и личностные. В процессе работы над образовательным проектом каждый студент: учится самостоятельно приобретать новые знания и применять их в дальнейшем; развивает коммуникативные навыки; получает практический опыт исследовательской работы. Основная задача преподавателя заключается в том, чтобы создать предпосылки для успешного научного творчества студентов, где он помогает им посредством диалога, через постановку новой проблемы и поиска ее решений [18].

Применение ИКТ-технологий в проектной деятельности не решит проблему повышения эффективности образовательного процесса, для этого необходимо изменить технологию обучения. Информационная технология обучения — это определенная логика организации учебно-познавательного процесса, которая основана на использовании компьютерных и других информационных средств, сознательном погружение в образовательную среду, творческом овладении профессиональной деятельности [14, с. 82–84].

Новые тенденции интеграции ИКТ в учебную практику — необходимое условие модернизации системы образования [14, с. 109]. Сегодня ИКТ в образовательном пространстве — движущая сила и координатор растущей глобализации образовательной среды. Преподаватели осознают, что сочетание цифровых технологий и ресурсов дает возможность повышать качества обучения и преподавания на каждом учебном занятии. Цифровые учебные материалы имеют колоссальное отличие от традиционных, цифровыми материалами можно управлять [1].

На практике в качестве результатов применения ИКТ мы можем выделить: повышение мотивации обучающихся в процессе изучения предмета; формирование навыка самостоятельной деятельности; обеспечение доступа к различным материалам; повышение успеваемости студентов [5].

В качестве форм представления результатов проекта с применением ИКТ могут предстать: презентации, блоги, буклеты, веб-сайты, рефераты, социальные ролики. ИТ-технологии расширяют поле деятельности и интересов студента, что способствует их всестороннему развитию.

К основным современным информационным технологиям в образовании можно отнести: 1. Learning management system (LMS); 2. Социальные медиа; 3. Облачные технологии; 4. Мобильное обучение. [7, с. 46]; 5. Смарт-книги; 6. Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) [12].

Новые технологии неотъемлемая часть жизни современного человека. Любой специалист, применяющий информационные технологии в своей работе, имеет лучшие условия труда, а данный труд, становится творческим, интеллектуальным и приносит удовлетворение от деятельности. Использование информационно-компьютерных образовательных технологий открывает для преподавателя новые возможности.

Рассмотренные материалы соответствуют важнейшим направлениям развития ИКТ-технологий в образовании. Анализ альтернативных моделей получения образования в цифровую эпоху показывает, как видоизменяются формы обучения и какие ресурсы для этого необходимы (учебные платформы, мобильное обучение и облачные технологии). Все это определяет новые компетентности преподавателей, методы социализации обучающихся, новую организацию обучения с использованием современных средств управления учебным процессом, новые подходы к формированию учебных программ. Важно учитывать то, что студенты меняются, а образовательные практики — нет. В случае применения ИКТ-технологий в области образования большая часть акцентирована на приобретение оборудования в ущерб фактической реализации изменений в учебных заведениях. Сотрудничество в области применения ИКТ в образовании должно быть нацелено на реализацию концепции «новой педагогики» — педагогики глобального общества знаний.

Литература:

  1. Абламейко, С. В. Современные информационные технологии в образовании / С. В. Абламейко. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/104111/1/Абламейко-7.pdf (дата обращения: 21.11.2020).
  2. Анисимов П. Ф. О задачах вузов по переходу на уровневую систему высшего профессионального образования // Высшее образование в России. — 2010. — № 3. — С. 3–7.
  3. Ахметов М. А. Проектный метод обучения./ М. А. Ахметов // Химия в школе. — 2012. — №. 3.- C. 34–36.
  4. Воюшина М. П. Формирование культурного поля школьника в урочной и неурочной образовательной деятельности // Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик обучения. Выпуск 7. — СПб.: Северная звезда, 2010. — С. 23–26.
  5. Гизатулина, О. И. Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ / О. И. Гизатулина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1682–1688. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30678/ (дата обращения: 21.11.2020).
  6. Загрекова Л. В. Николина В. В. Теория и технология обучения: учеб. пособие. — М. — Высшая школа, 2004. — 157 с.
  7. Казаченок В. В., Мандрик П. А. Применение ИКТ в высшем образовании Республики Беларусь // Применение ИКТ в высшем образовании стран СНГ и Балтии: текущее состояние, проблемы и перспективы развития: аналитический обзор / Ин-т ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. СПб.: ГУАП, 2009. С. 41–54.
  8. Кречетников К. Г. Креативная образовательная среда на основе информационных и телекоммуникационных технологий как фактор саморазвития личности [Электронный ресурс]: ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ЭЙДОС». — URL: http://www.eidos.ru/journal/2004/0622–10.htm (дата обращения 25.101.2020).
  9. Новые информационные технологии в образовании: материалы междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 1–4 марта 2011 г.: в 2 ч. / ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2011. Ч.1. — 318 с.
  10. Образовательные технологии XXI века: информационная культура и медиаобразование. ОТ’13: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. / под ред.: С. И. Гудилиной, К. М. Тихомировой, Д. Т. Рудаковой. СПб.: Нестор-История, 2013. — 373 с.
  11. Панюкова С. В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. — М.: Издательский центр «Академия» — 2010. — 224 с.
  12. Сакоян А. МООК: революция в мире образования [Электронный ресурс]. URL: http://polit.ru/article/2013/05/30/mooc/ (дата обращения: 25.11.2020).
  13. Сараева А. А. Проектная деятельность как необходимый компонент профессиональной подготовки будущего учителя / А. А. Сараева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 114–117. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/803/ (дата обращения: 01.12.2020).
  14. Тимошина Н. В. Подготовка будущих педагогов к эффективному использованию информационных образовательных ресурсов при обучении школьников. — Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского. — 2013. — 164с.
  15. Турчен Д. Н. Проектная деятельность как один из методических приемов формирования универсальных учебных действий / Д. Н. Турчен // «Науковедение», 2013. — № 6. — С. 11–20.
  16. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 21.11.2020).
  17. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2011. — 192 с.
  18. Чернобабова К. В. Информационно-коммуникационные технологии в проектной деятельности учащихся / К. В. Чернобабова. — Текст: электронный // КиберЛенинка: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-kommunikatsionnye-tehnologii-v-proektnoy-deyatelnosti-uchaschihsya (дата обращения: 25.11.2020).