Особенности проявления речевой культуры современного человека в интерактивной среде (организация учебной управляемой дискуссии на примере изучения темы «Проблема речевой культуры современного человека и пути её решения в условиях виртуального дискурса») | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, январь 2021)

Дата публикации: 30.12.2020

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Карпова, С. Е. Особенности проявления речевой культуры современного человека в интерактивной среде (организация учебной управляемой дискуссии на примере изучения темы «Проблема речевой культуры современного человека и пути её решения в условиях виртуального дискурса») / С. Е. Карпова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, январь 2021 г.). — Краснодар : Новация, 2021. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/385/16293/ (дата обращения: 19.04.2024).



Ключевые слова: языковая ситуация, дискурс, виртуальный дискурс, коммуникативное пространство, языковая среда

Понимание особенностей современной языковой ситуации, речевого поведения современного специалиста необходимо для полноценного межличностного, в том числе профессионального общения.

Языковая среда является важнейшей составляющей гуманитарной образовательной среды, и ориентация в ней требует специальной профподготовки. Эффективная коммуникация, умение воздействовать на собеседника или на аудиторию, не манипулируя ими, умение предотвращать конфликты, формулировать и отстаивать свою точку зрения предполагают особое внимание к языковой составляющей общения будущего специалиста.

Совершенствование языковой и коммуникативной компетенций на основе системно-деятельностного подхода составляют главную цель курса «Русский язык и культура речи». Интернет обладает не только информационной функцией, но и коммуникативной. Этот особый, виртуальный тип коммуникации лежит вне временных и пространственных рамок и является одной из характерных особенностей виртуального пространства. Ввиду всеобщей распространенности этого явления исследование различных видов коммуникации и коммуникативного пространства в сети Интернет становится актуальной проблемой. Кроме того, следует особо отметить, что на сегодняшний день общение в сети занимает значимое место в сфере речевой коммуникации современного человека.

Виртуальный дискурс — это форма общения современного человека. [1, с. 120].

В данной статье мы будем рассматривать языковую личность, существующую в виртуальном пространстве сети Интернет. На сегодняшний день виртуальный дискурс исследован недостаточно глубоко, что связано в первую очередь с не так давно начавшимся развитием области коммуникации через Интернет и социальные сети.

На основе ключевых утверждений А. Е. Войскунского, занимающегося проблемами психологии Интернет использования и человеко-взаимодействия, Интернет «превратился в своеобразную лабораторию испытаний над естественным языком» [2, с. 161–166].

Термин «виртуальный» в данном случае предполагает наличие особого пространства, искусственно созданного при помощи технических средств, в котором существует возможность интерактивного общения собеседников. Мы рассматриваем виртуальный дискурс как текст, погруженный в ситуацию общения в виртуальной реальности.

Проблемы общения в социальных сетях весьма интересуют современную молодежь. Поэтому для наиболее успешного решения злободневных вопросов мы предлагаем студентам нашего колледжа (возраст студентов — 18–21 год) такую интерактивную форму изучения данного вопроса как управляемая учебная дискуссия. Представляем технологические аспекты данной интерактивной формы учебного занятия на примере одной из таких тем как «Проблема речевой культуры современного человека и пути её решения в условиях виртуального дискурса». Целью дискуссии является обнаружение различий в понимании вопроса и установление истины в споре.

Задачи дискуссии условно можно разделить на 3 блока: задачи конкретно-содержательного плана, осознание обучающими противоречий, трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой; актуализация ранее полученных знаний; творческое переосмысление возможностей их применения, включения их в новый контекст и т. д., задачи организации взаимодействия в группе, подгруппах: — распределение ролей в группах; выполнение коллективной задачи; проявление согласованности в обсуждении проблемы и выработка общего, группового подхода; соблюдение специально принятых правил и процедур совместной поисковой деятельности и т. д. задачи, направленные на освоение конкретных коммуникативных и дискуссионных мыслительных умений: — определение своей позиции, умение аргументировать свою точку зрения; умение задавать вопросы; понимать основания высказывания оппонента и т. п. Планируемый результат дискуссии: использование технологии образовательной дискуссии будет способствовать формированию таких ключевых компетенций, как: информационная (умение проводить отбор и структурировать необходимую информацию); коммуникативная (опыт публичного выступления, ведение спора, совместной работы); социокультурная (умение строить речевое поведение в соответствии со спецификой исследуемой проблемы и квазипрофессиональной ситуацией).

Непосредственно организация данного учебного занятия предполагает поиск решения главной проблемы, сформулированной в виде вопроса: «Общение в сети Интернет — ЗА или ПРОТИВ».

Все студенты являются по ходу занятия активными участниками дискуссии. Каждый из них вправе представить аргументы как «за», так и «против», при этом обосновывать свои мысли, предположения, аргументы, умозаключения, подкрепляя их примерами.

Перед началом занятия в учебном помещении диаметрально противоположно располагаются участники, готовые представить аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ. Преподаватель как ведущий обеспечивает письменно-графическое оформление результатов аналитических выводов участников дискуссии на доске в виде таблицы (обозначение аргументов «ЗА» и «ПРОТИВ»). Допустимо, на наш взгляд, чтобы в роли ведущего выступал активный студент, в таком случае преподаватель может стать непосредственным участником дискуссии.

Понятие виртуального дискурса и его особенностей осваивается путём рассмотрения в ходе дискуссии различных его жанров, таких как электронное письмо, форум, чат, блог, многопользовательская ролевая игра онлайн, переписка в социальных сетях (vkontakte и т. п.), флейм, виртуальный роман, флуд, спам. Жанры виртуального дискурса являются, таким образом, отправными точками при организации дискуссии. Основные характеристики жанров выявляются в ходе обсуждения, рассмотрения аргументов и примеров, приведенных участниками.

Жанры виртуального дискурса, в которых использование относительно устойчивых типов высказываний происходит уже в сложившихся формах общения, жестко обусловленных в виртуальной среде определенными техническими параметрами, называются дискурсоприобретенными. Практика показала, что дискуссия сохраняет характер «управляемой», если до начала её проведения всем участникам выдаются памятки как ориентиры интеракции.

Ход дискуссии организуется таким образом, чтобы соблюдалась очерёдность выступления оппонентов со стороны «ЗА» и со стороны «ПРОТИВ». При этом выступающий с одной стороны вправе рассчитывать на подкрепление аргументов своей позиции другими участниками, сидящими за одним с ним столом. После выдвижения аргументов с одной стороны, участникам-оппонентам также предоставляется возможность опровергнуть изложенный тезис.

Ведущий по окончании выступления обеих сторон принимает решение — принять тезис или нет. Если тезис изложен аргументированно, то он отображается в таблице. По окончании дискуссии путем изучения данных, внесенных в таблицу, подводится итог решения студентами главного вопроса споров. Делается общий вывод — установлена ли истина? Выслушиваются комментарии участников дискуссии [3, с. 38].

Таким образом, итогом управляемой учебной дискуссии является вывод, сформулированный самими его участниками. Также в ходе учебного занятия студенты осваивают такие понятия из сферы речевой коммуникации как «виртуальный дискурс», его свойства и жанры, что в свою очередь помогает им овладеть навыками общения в виртуальном пространстве, значительно повысить уровень речевой культуры в Интернет-среде, взяв на вооружение различные способы и приемы применения средств общения в разрезе различных жанров.

Особое значение придаётся оценке конечного результата: выявляется решены ли задачи дискуссии и достигнут ли планируемый результат. Участники дискуссии включаются в рефлексию.

Ошибки участников дискуссии являются весьма важным материалом для анализа и самоанализа речевого поведения студентов, которым в процессе освоения курса «Речевая культура молодого специалиста» необходимо учиться вести «живой» диалог с собеседником аргументировано излагать свою позицию, парировать мнение оппонента, мастерски обращаться со словом, используя все возможные средства общения.

Для формирования лингвистически компетентной языковой личности важное значение имеет как «живое» общение, так и общение в виртуальной реальности. Решению задач по усвоению норм общения в двух этих сферах и служит рассмотренная нами интерактивная форма учебного занятия.

Литература:

  1. Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. — С.136–137.
  2. Войскунский А. Е. Психология и Интернет. — М.: Акрополь, 2010. — С. 439 с.
  3. Иванов Л. Ю. Язык интернета: заметки лингвиста // Словарь и культура русской речи. М., 2000. — С. 35–45.