Основные виды подготовки специалистов по физической культуре в вузе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, январь 2021)

Дата публикации: 23.12.2020

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Барков, Ю. А. Основные виды подготовки специалистов по физической культуре в вузе / Ю. А. Барков. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, январь 2021 г.). — Краснодар : Новация, 2021. — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/385/16272/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье рассматривается важность подготовки специалистов по физической культуре в вузе, в котором они должны заниматься физкультурно-педагогической деятельностью, направленной на овладение знаниями и умениями в планировании спортивно-массовой работы.

Ключевые слова: профессиональная направленность, педагогический опыт, спортивно-массовая работа, профессиональные критерии.

Учебный план вуза составляет общекультурный, профессиональный и специальный вид подготовки студентов в вузе. Это предусматривает, прежде всего, фундаментальность образования, гармоничное развитие индивида, подготовку специалиста высокого профиля, формирование индивидуалистического стиля деятельности. Иначе специалист оказывается ограниченным.

Профессиональная направленность подготовки студентов определяется профилем избранного вуза. Например, в педагогическом вузе она должна, главным образом, сводиться к овладению студентами умениями эффективно использовать свой общекультурный потенциал в воспитательной работе с детьми. Тогда студент факультета или вуза физической культуры должен заниматься физкультурно-педагогической деятельностью, которая направлена на овладение знаниями и умением в планировании физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с детьми, организацией выполнения этих планов (обучать, воспитывать, тренировать), анализированием качества выполненной работы и совершенствованием последующей деятельности.

Сегодня очевидно, что основанием такой модели подготовки специалиста высшей квалификации выступает общекультурный уровень, обеспечивающий качество их последующей профессиональной и специальной надстройки. Будущий педагог должен иметь склонности к воспитательной работе с детьми. У потенциального абитуриента факультета или вуза физической культуры эти увлечения могут проявляться в оказании помощи учителям и тренерам при организации физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного и полного дня детей, спортивно-массовых мероприятий в школе, ДЮСШ, по месту жительства и т. п. Таким образом, отбором абитуриентов физкультурного профиля являются:

1) общекультурный уровень выпускников школы;

2) проявление склонностей в воспитательной работе с детьми;

3) выражение склонностей в систематической помощи своим учителям и тренерам по физическому воспитанию детей.

Большинство специалистов физической культуры — это активные физкультурники и спортсмены. Потому что представители других профессий интересуются прежде всего профильными предметами. Другое дело, что спортивные увлечения, в отличие от многих других, требуют систематических и подчас предельных нервно-мышечных напряжений. Любые пределы выполняются за счет ограничения себя в других видах деятельности. Так, порой спортивный выпускник общеобразовательной школы оказывается усеченным не только в общекультурном и профессиональном уровнях подготовки к обучению в вузе, но в плане общефизическом. И когда они поступают в вуз, на факультет, то в процессе дальнейшего обучения нередко встречаются с трудностями учебного и профессионального порядка, иногда не преодолеваемыми (отчисление из вуза, получение диплома без соответствующего образования, непризнанность в профессиональной деятельности и т. д.).

Многолетние эмпирические исследования в области подготовки специалистов физической культуры позволяют рекомендовать проверенную систему мероприятий по предупреждению перечисленных негативов и тем самым совершенствованию физкультурно-педагогического образования.

Непрерывный поиск «своих» абитуриентов по известным критериям отбора и продолжение их физкультурно-педагогической ориентации в школе и вузе. Поиск «своего» абитуриента представляется возможным при условии постоянных деловых контактов вуза и школы, преподавателей факультетов, кафедр и учителей-предметников (физической культуры, биологии, др.). Конкретные формы этой взаимосвязи: постоянно действующие при факультете, вузе профконсультпункт, школа будущего учителя, физкультурно-педагогические классы, лицеи и т. п.; внедрение в школьную физкультуру образовательной программы, способствующей привлечению учащихся к самостоятельным формам занятий физкультурно-спортивной деятельностью; организация систематического взаимообучения учащихся на уроках физкультуры; привлечение подающих надежды учащихся в качестве помощников учителя, тренера при проведении различных форм физкультурно-спортивных занятий с детьми.

Уточнение целевых установок вуза, факультета, кафедры, каждой учебной дисциплины (кого готовить, как, к чему и т. п. — и как можно конкретнее, если хотим действительно соответствовать подготовке специалистов широкого профиля, высшей квалификации). Для уточнения учебной дисциплины, кафедры и т. д. в системе подготовки специалиста необходимо уточнять его профессиограмму, т. е. совокупность необходимых видов деятельности, знаний, умений, способностей, мотивов и других профессионально важных качеств (ПВК). После определить возможности учебных предметов в формировании перечисленного. И самое главное — определяться с методикой реализации этих возможностей для вооружения студентов названными знаниями, умениями и другими ПВК. Не трудно представить, насколько мы далеки от решения подобного.

Проведение вступительных экзаменов с учетом критериев отбора абитуриентов. Профессиональный вариант вступительных экзаменов абитуриентов:

1) сочинение на профильную тему;

2) биология с основами физкультурных знаний, их теории и методики;

3) выявление двигательной подготовки с акцентом на координационные способности, ловкость, скоростные возможности абитуриентов в соответствии с требованиями подготовки специалиста физической культуры широкого профиля. И собеседование на предмет уточнения уровня общей культуры и профессиональной направленности абитуриентов.

Ввод в профессиональную деятельность вчерашних выпускников школы-первокурсников вуза. Профессиональный набор абитуриентов, как и подготовка студентов всегда будут оставлять желать лучшего, поскольку главные направления их деятельности существенно расходятся с их узкопредметными, спортивными интересами. Следовательно, специальная работа по оптимальному переводу такого сознания вчерашних школьников к их профессиональному будущему. В этой связи будет целесообразным восстановление в своих правах, по крайней мере, в качестве спецкурса, введения в профессию первокурсников, доказавшее свою эффективность в многолетнем опыте.

Методическая подготовка студентов на основе возможного увеличения учебно-педагогической практики профессиональных и специальных дисциплин. Усиление методической подготовки возможно путем внедрения опыта организации занятий по различным спортивно-педагогическим дисциплинам систематического взаимообучения студентов. Тем самым малоэффективная учебная практика студентов на отдельных занятиях превращается в систему учебно-педагогической практики, позволяющую приобретать будущим специалистам умение планировать предстоящую деятельность, организовывать реализацию этих планов анализировать результаты такой организации, совершенствовать последующую деятельность.

Творческий анализ учебно-воспитательного процесса на факультете, в вузе, школе в форме курсовых, квалификационных работ студентов и преподавателей для последующего совершенствования своей деятельности. Выполнение студентами выпускных курсов квалификационных, дипломных работ может представлять собой немалый творческий, научный потенциал для совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе.

Литература:

  1. В. П. Бароненко, Л. А. Рапопорт. Здоровье и физическая культура студента: учебное пособие для студентов учреждений среднего и профессионального образования. — М.: Альфа_М, 2003.
  2. Детков Ю. Л., Платонова В. А., Зефирова Е. В. Теория и практика физической культуры для студентов с ослабленным здоровьем. — СПб: СПбГУИТМО, 2008.
  3. Железняк Ю. Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, В. М. Минбулатов. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  4. Захаров П. Я. История физической культуры и спорта: учебно — методический комплекс. — Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009.
  5. Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.