Формирование функциональной грамотности школьников: проблемы и перспективы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Меркушова, Н. И. Формирование функциональной грамотности школьников: проблемы и перспективы / Н. И. Меркушова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, январь 2021 г.). — Краснодар : Новация, 2021. — С. 6-9. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/385/16263/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье описаны подходы к определению функциональной грамотности, возможные проблемы и решения, связанные с формированием и оценкой функциональной грамотности школьников. Показаны особенности организации работы образовательной организации для достижения высокого качества образования, перспективы использования методологии исследования PISA в управлении образованием.

Ключевые слова: качество образования, функциональная грамотность, исследование PISA.

}}}

The article describes approaches to the definition of functional literacy, possible problems and solutions related to the formation and assessment of functional literacy of schoolchildren. It shows the features of the organization of the educational organization to achieve high quality education, the prospects for using the PISA research methodology in education management.

Keywords: quality of education, functional literacy, PISA study.

Исследовательский интерес к понятию функциональная грамотность существенно возрос в конце XX века, что было обусловлено следующими причинами: изменения в экономике, для развития которой в настоящее время недостаточно наличие у человека только исполнительных функций; изменения в технологиях, которые существенно меняют качество и технологии жизнедеятельности несколько раз на протяжении жизни одного человека; утрата школой безусловного приоритета как источника знаний для жизни. Именно поэтому знаниевая парадигма в образовании стремительно устаревает, и ей на смену приходит подход, при котором в основе образования лежит развитие функциональной грамотности.

В 1978 году ЮНЕСКО дает следующее определение: «функционально грамотным считается только тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)» [1, 2].

Исходя из определения ЮНЕСКО, С. А. Тангян конкретизирует отдельные аспекты и предлагает считать функциональной грамотностью повышаемый по мере развития общества уровень знаний и умений, в частности, умения читать и писать, необходимого для полноправного и эффективного участия в экономической, политической, гражданской, общественной и культурной жизни своего общества и своей страны, для содействия их прогрессу и для собственного развития [3].

Согласно определению функциональной грамотности, сформулированным А. А. Леонтьевым: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [3]. С данным рамочным определением А. А. Леонтьева пересекаются многие описания современных результатов образования, в состав которых входят элементы функциональной грамотности, например, «навыки 21 века», «ключевые компетенции», «метрики обучения», индикаторы ЮНЕСКО (устойчивого развития и глобальных гражданских компетенций.

В современных педагогических исследованиях понятие «функциональная грамотность» рассматривается в проблемном поле компетентностного подхода, который начал активно разрабатываться в образовании в связи с переходом общества от образовательной парадигмы «образование на всю жизнь» к новой образовательной парадигме «образование через всю жизнь».

В качестве одного из показателей уровня образованности в рамках компетентностного подхода рассматривает функциональную грамотность О. Е. Лебедев, который считает, что задача определения функциональной грамотности человека заключается в выявлении способности решать функциональные проблемы, с которыми он встречается, исходя из таких видов деятельности, как субъект обучения, общения, социальной деятельности, самоопределения, в том числе профессионального выбора [4].

Уровень функциональной грамотности в рамках компетентностного подхода отражает сформированность умений действовать по принятым в обществе нормам, правилам, инструкциям, т. е. характеризуется способностью решать стандартные и нестандартные жизненные задачи, связанные с реализацией социальных функций человека

Проблема функциональной неграмотности достаточно сильно распространена в обществе. Так, в работе [5] указывается, что около 7,5 миллионов взрослых в Германии не могут читать и писать должным образом, несмотря на посещение школы в течение нескольких лет. По оценкам, проведенным в работе [6], 50 % взрослых в такой развитой стране, как Канада, не имеют навыков грамотности, необходимых для решения проблем современного общества.

Решение проблемы функциональной неграмотности идет в двух направлениях: исследование наиболее эффективных способов формирования функциональной грамотности; поиск подходов, как приспособить современную экономику к большому количеству функционально неграмотных людей. Например, в работе [7] говорится о том, что функциональная неграмотность настолько распространена, что требуются исследования, как для этой категории пользователей сделать дизайн интерфейса сделать дизайн интерфейса.

Одним из наиболее интересных в контексте проводимого исследования представляется работа [8], в которой выявлены факторы, влияющие на формирование функциональной грамотности. В школе, которую можно назвать успешной по всем параметрам, должны сосуществовать две образовательные подсистемы (соответствующие этим двум критериям): ориентированная на вуз и ориентированная на жизнь. Для первой подсистемы будут значимы такие факторы как: обеспеченность и образование родителей, ресурсы семьи, вкладываемые в образование детей, т. е. социально-демографические факторы. Школа в некоторой степени способна компенсировать эти факторы за счет использования ИКТ-технологий, формирование самостоятельности и активности учащихся. В таком случае существенно снижается зависимость школьных результатов от привлечения репетиторов. Для второй подсистемы более значимы обстановка в школе, система партнерских, доверительных отношений между учащимися и учителями, внимание к самому процессу, а не зацикливание на оценках («чему учит школа» или «скрытый учебный план», по высказыванию О. Е. Лебедева).

На отсутствие значимой корреляции между предметными результатами и функциональной грамотностью указывают и результаты проекта «Мониторинга функциональной грамотности», проводимого Институтом стратегии развития образования (по итогам проекта в 2019 году) [9]. Также данная проблема была озвучена на конференции Евразийской ассоциации оценки качества образования (ноябрь 2020 г.) в выступлении Ковалевой Г. С. Данная ситуация очень проблемна для современного образования, так как затрудняет, в том числе, планирование достижение целевых результатов, заложенных в указах Президента РФ в отношении конкурентной позиции российского образования.

Таким образом, сравнительные международные исследования, такие как PISA, позволяют оценить состояние системы образования в общероссийском и международном контексте по результатам исследований, проводимых на представительных выборках учащихся различных стран с использованием одного и того же инструментария, который создается с учетом международных приоритетов в образовании. Эти позволяют выявить сильные и слабые стороны российского образования, а также наметить пути более эффективного достижения поставленных целей [5, 9]. Решить проблему повышения функциональной грамотности, оцениваемой в исследовании PISA, обучающихся можно только при следующих условиях: системные комплексные изменения в учебной деятельности; переориентации системы образования на новые результаты, связанные с «навыками 21 века», функциональной грамотностью обучающихся и развитием позитивных стратегий поведения в различных ситуациях.

Все вышесказанное свидетельствует о необходимости проведения системной работы на национальном, региональном, муниципальном и школьном уровнях по формированию технологий и инструментов, направленных на формирование функциональной грамотности и ее оценку.

Литература:

  1. Новый взгляд на образование: раскрывая потенциал образовательных технологий. Финансовая грамотность как составляющая функциональной грамотности. Всемирный экономический форум, Женева, 2015. — 39 c.
  2. Школьникова, М. Ю. Управленческий потенциал интерпретации результатов оценочных процедур внутрирегионального анализа оценки качества общего образования / М. Ю. Школьникова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. — 2017. — №. 2 (3). — С. 23–31.
  3. Коваль, Т. В. Глобальные компетенции — новый компонент функциональной грамотности / Т. В. Коваль, С. Е. Дюкова // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2019. — Т. 1. — №. 4 (61). С. 112–123.
  4. Лебедев, О. Е. Управление качеством образования / О. Е. Лебедев. — СПб., 2004. — 136 с.
  5. Komatsu, H. A PISA paradox? An alternative theory of learning as a possible solution for variations in PISA scores / Н. Komatsu, J. Rappleye // Comparative Education Review. — 2017. — V. 61. — №. 2. — P. 269–297.
  6. Hopfenbeck, T. N. Lessons learned from PISA: A systematic review of peer-reviewed articles on the programme for international student assessment / T. N. Hopfenbeck //Scandinavian Journal of Educational Research. — 2018. — V. 62. — №. 3. — P. 333–353.
  7. Jerrim, J. Why do East Asian children perform so well in PISA? An investigation of Western-born children of East Asian descent / J. Jerrim //Oxford Review of Education. — 2015. — V. 41. — №. 3. — P. 310–333.
  8. Матюшкина, М. Д. Исследование эффективности школы по различным критериям (результаты ЕГЭ и функциональная грамотность выпускников) / М. Д. Матюшкина, К. Ю. Белоусов // Проблемы современного образования. — 2020. — №. 1. — С. 102–118.
  9. Ковалёва, Г. С. Финансовая грамотность российских учащихся: состояние и динамика изменений (по результатам исследования PISA-2015) / Г. С. Ковалева, Е. Л. Рутковская, А. В. Половникова // Педагогические измерения. — 2017. — № 2. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovaya-gramotnost-rossiyskih-uchaschihsya-sostoyanie-i-dinamika-izmeneniy-po-rezultatam-issledovaniya-pisa-2015

Ключевые слова

качество образования, функциональная грамотность, исследование PISA