Физическое воспитание студентов вуза как часть физической подготовки студентов с ограниченными возможностями для успешной реализации профессиональной деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, январь 2021)

Дата публикации: 11.12.2020

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Тагаев, Ш. С. Физическое воспитание студентов вуза как часть физической подготовки студентов с ограниченными возможностями для успешной реализации профессиональной деятельности / Ш. С. Тагаев. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, январь 2021 г.). — Краснодар : Новация, 2021. — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/385/16256/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассматривается профессиональная деятельность специалиста, которая зависит от его теоретического знания, физического подготовки в целом, а также иметь опыт работы со студентами с ограниченными возможностями. Данный факт обуславливает необходимость наличия эффективной системы педагогических мероприятий, обеспечивающих оздоровление и должный уровень развития двигательных способностей студентов с ограниченной возможностями во время обучения.

Ключевые слова: студенты с ограниченными физическими возможностями, профессиональная деятельность, физическое развитие, учебно-тренировочный процесс, индивидуальные особенности студентов с ограниченными физическое возможностями.

Профессиональная деятельность современного специалиста зависит от его теоретических и практических знаний и опыта. Этот факт обуславливает необходимость наличия эффективной системы педагогических мероприятий, обеспечивающих оздоровление и должный уровень развития двигательных способностей студентов с ограниченными возможностями во время обучения. В кругу исследований, посвященных многообразным проблемам теории и практики физического воспитания студентов с ограниченными физическими возможностями, всегда важное место занимали научные разработки в области определения эффективных форм организации занятий средств, методов и путей их совершенствования, что призвано обеспечить оптимизацию двигательного режима и высокий уровень физической подготовленности студентов с ограниченными возможностями. При этом особую актуальность имеет решение вопроса построения модели учебно-тренировочного процесса с учётом развития индивидуальных особенностей студентов с ограниченными возможностями. Это определяет необходимость дальнейшего углубления знаний, направленных на решение вопросов, связанных с поиском эффективных форм организации нагрузок на разных этапах обучения и определением рациональных путей повышения моторного потенциала студентов с ограниченными возможностями на всех курсах обучения.

Методологическое построения и реализация индивидуально- дифференцированного содержания физического воспитания, спортивной, рекреационной деятельности в вузе предполагает оптимальность тренировочных нагрузок различной направленности. Возрастная динамика развития психофизических качеств, совершенствование сенсомоторных и вегетативных функций организма во много определяют преемственность целей и задач, содержание, подбор средств, и методов физического воспитания и спортивной тренировки. Целесообразно отнести вопросы оптимального соотношения направленности и величины физической нагрузки, и создание условий для адекватного чередования тренирующих воздействий силового, скоростного, координационного и др. характера и сочетание их с отдыхом как в рамках одного, так и системы занятий с учетом индивидуальных особенностей студентов с ограниченными возможностями. Подобные формы повышения и порядок варьирования физических нагрузок возможен только при условии, когда обеспечивается целенаправленность тренировочных воздействий.

В научно-методической литературе имеются рекомендации о развитии сильных сторон физической подготовленности занимающихся, о наибольшей эффективности нагрузок на выносливость, а также необходимости комплексного воспитания двигательных качеств. Анализ результатов полученных исследований показал, что однонаправленные тренировочные нагрузки сопровождаются более глубокими функциональными изменениями в организме и, соответственно, более существенным приростом физической подготовленности. Учитывая относительно небольшой объем двигательной активности студентов с ограниченными возможностями в рамках обязательных занятий физической культурой, использование нагрузок одной преимущественной направленности на определенных этапах обучения является вполне оправданным новизна этого подхода, который заключается в создании массированного тренирующего воздействия на организм студентов с ограниченными возможностями с помощью целенаправленных нагрузок. Главной основой для этого служит представление о закономерностях долговременной адаптацией организма к мышечной работе, которая формирует относительно приспособительную морфофункциональную организма, результатом и внешним выражением которой выступает повышение уровня его специфической работоспособности.

Важнейшим принципом реализации образовательных технологий в физкультурно-педагогическом процессе, является использование основных теории и методики спортивной тренировки. А такой фактор, как организация тренирующих воздействий, может найти успешное применение не только в спорте, но и в процессе физического воспитания с студентами с ограниченными возможностями университета.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидной необходимость развития физического воспитания студентов с ограниченными возможностями университета, как части физической подготовки для успешной реализации процесса физического развития специалистов различных областей к работе в динамичных условиях рынка.

Сегодня одной из наиболее острых проблем современной высшей школы является проблема профессиональной подготовки кадров высокого уровня. Этот уровень определяется не только наличием фундаментальных знаний, но и профессиональных умений. Повышенные требования к специалисту предопределяют направленное развитие его индивидуальных психофизических способностей, которые имеют прикладное значение в профессиональной деятельности. Колоссальные физические и психические нагрузки работников любой сферы деятельности, обуславливают повышенные требования к состоянию здоровья и физической подготовленности специалиста и, как следствие, его высокой устойчивости. Важное значение имеет качество организации учебного процесса физической подготовки студентов университета для будущей профессиональной деятельности.

Построение данного учебного процесса по нашему мнению, определяется его организационной культурой, которая, представляя ряд ценностных ориентации и поведения преподавателей кафедры физического, выступает как один из элементов системы воспитания: оказывает существенное влияние на формирование мотивации студентов с ограниченными физическими возможностями к занятиям физической культурой и спортом, усвоение ими в процессе обучения и общения с преподавателем психологических установок, ценностных ориентаций и деловых качеств личности, их поведенческие модели, которые они реализуют в дальнейшем, как в жизни так и на рабочем месте.

Наиболее распространённые типы организационной культуры: семейный, ориентированный на ценности взаимоотношений и межличностную договоренность, и деловой, ориентированный на ценности успеха на рынке труда.

При доминировании семейного типа в организации процесса физической подготовки, немаловажное значение имеют взаимоотношения преподавателей со студентами с ограниченными физическими возможностями. Поэтому у студентов с ограниченными возможностями формируются практические умения установления доброжелательных взаимоотношений на рабочем месте. Но в некоторых случаях эта модель наносит ущерб качеству физической подготовки, так как неформальные взаимоотношения ведут к более лояльному отношению и требованиям к студентам с ограниченными физическими возможностями, нарушению дисциплины во время учебно-тренировочных занятий и даже желанию занимающихся получить зачет любым способом.

При доминировании делового типа организационной культуры в организации процесса физической подготовки большее значение приобретают ценности успеха и творческого подхода к деятельности. В этой модели наблюдаются: высокие требования к организации условий и качества работы преподавателей; строгий подход преподавателей к качеству выполнения их требований студентами с ограниченными физическими возможностями в учебно-тренировочном процессе: слаженность во взаимодействии между преподавателями и студентами с ограниченными физическими возможностями; чувство удовлетворения от работы и гордость за ее результаты, а также преданность организации и готовность соответствовать ее высоким стандартам.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидной необходимость развития и совершенствования учебно-тренировочного процесса для работы со студентами с ограниченными возможностями для успешной реализации процесса физической подготовки студентов с ограниченными физическими возможностями в различных областях к работе в условиях рынка.

Литература:

  1. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства). — М.: Высшая школа, 2001.
  2. Андреева Д. А. Влияние адаптации студентов на учебную активность. — В кн.: Проблемы активности студентов. — Ростов-Дон: Феникс, 2005.
  3. Асеев В. Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации. — Иркутск, 1986.
  4. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-познавательного процесса: Метод. основы. — М.: Просвещение, 1982.
  5. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л.: Мир, 2006.
  6. Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020.
  7. Германов Г. Н., Корольков А. Н., Сабирова И. А. Теория и история физической культуры и спорта. Учебное пособие для СПО. В 3-х томах. Том 1. Игры олимпиад. М.: Юрайт, 2019.
  8. Зайцев А. А., Зайцева В. Ф., Луценко С. Я. Элективные курсы по физической культуре. Практическая подготовка. М.: Юрайт, 2020.

Ключевые слова

физическое развитие, профессиональная деятельность, учебно-тренировочный процесс, студенты с ограниченными физическими возможностями, индивидуальные особенности студентов с ограниченными физическое возможностями