Адаптивная физическая культура. Здоровье и контроль самоподготовки студентов в высшем учебном заведении | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, январь 2021)

Дата публикации: 11.12.2020

Статья просмотрена: 78 раз

Библиографическое описание:

Тагаев, Ш. С. Адаптивная физическая культура. Здоровье и контроль самоподготовки студентов в высшем учебном заведении / Ш. С. Тагаев. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, январь 2021 г.). — Краснодар : Новация, 2021. — С. 21-22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/385/16255/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье рассматривается оздоровительный эффект адаптивной физической культуры, которая помогает воздействовать силовыми упражнениями на все основные мышечные группы. Таким образом студентами с ограниченными физическими возможностями сохранить и укрепить свое здоровье.

Ключевые слова: ухудшение здоровья, увеличение максимальной силы, возрастные группы, атлетическая гимнастика, стрессовые реакции, морфологические недостатки.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает следующее определение. «Здоровье — это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Здоровье молодежи с ограниченными физическими возможностями — это первая и важнейшая потребность, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.

В наши дни наблюдается ухудшение здоровья студентов не только основной учебной группы, но и у студентов с ограниченными физическими возможностями.

В связи с этим сохранение и укрепление здоровья, профилактика избыточных стрессовых реакций и гиподинамии студентов с ограниченными физическими возможностями является важнейшей задачей в подготовке будущих специалистов.

Мы связываем проблему ухудшения состояния здоровья студентов с ограниченными физическими возможностями в высшем учебном заведении (ВУЗ) с неспособностью молодежи противостоять изменившимся социально-политическим, экономическим условиям, неспособностью адаптироваться к новым условиям и высоким нагрузкам, специфическим для ВУЗа, а также недостаточной учебной работы и физической подготовленностью в школе.

Анализ состояния здоровья студентов с ограниченными физическими возможностями показал, что при поступлении в любой вуз студент вынужден адаптироваться к комплексу новых факторов, специфических для высшей школы.

Кроме того, сама учебная деятельность студента с ограниченными физическими возможностями за последние годы настолько изменилась, что его адаптационно-компенсаторные механизмы не справляются со всеми нагрузками.

В свою очередь это приводит к резкому снижению приспособляемости организма к внешним и внутренним воздействиям, что служит основой различных болезней, в том числе, связанных с наследственной предрасположенностью индивидуума. По нашим данным у 65.6 % студентов с ограниченными физическими возможностями, близкие родственники болели или болеют заболеваниями сердечно-сосудистой системы (ССС).

Занятия физической культурой в рамках программы вузов из-за недостаточного объёма и интенсивности не могут вызвать улучшения морфофункциональных и психофизиологических показателей у студентов с ограниченными физическими возможностями, что по мнению специалистов свидетельствует о неэффективности этого вида учебной деятельности в традиционном варианте организации физической культуры.

На данном этапе важное значение приобретает самостоятельная работа студента с ограниченными физическими возможностями не только в развитии физических качеств, но и в применении психорегулирующих тренировок, направленных на устранение негативных воздействий стрессовых ситуаций.

Одним из эффективных средств оптимизации самостоятельных занятий студентов с ограниченными физическими возможностями в ходе контроля за их деятельностью во время учебного процесса и за рамками его могут стать задания в тестовой форме (обучающие и контролирующие).

По мнению многих специалистов, внедрение тестовых заданий в занятия представляет собой нестандартный, а может быть и наиболее оптимальный способ работы преподавателя со студентами с ограниченными физическими возможностями. Тесты представляют собой интеллектуальный вызов, на который студенту трудно отказаться ответить. Тем самым мотивируют к дополнительным самостоятельным занятиям.

Тестовые задания применялись на учебных занятиях для освоения студентами с ограниченными физическими возможностями программы дисциплины, а также для самоконтроля и для оценки самоподготовки студента с ограниченными физическими возможностями с преподавателем.

Системы психофизического тренинга направленные на укрепление здоровья студента с ограниченными физическими возможностями и предотвращение заболеваний, в конечном счете, должны привести к личностному саморазвитию студента с ограниченными физическими возможностями.

Совместная работа преподавателя и студента с ограниченными физическими возможностями в профилактике заболеваний возможна лишь в том случае, если студен с ограниченными физическими возможностями т, помимо самоанализа состояния своего здоровья, одновременно работает над собой.

Цель исследования заключается в контроле изменений психо-функционального состояния студентов с ограниченными физическими возможностями с помощью анкет и тестов, во время обучения в вузе, что позволило бы нам своевременно выявить нарушения и помочь с помощью самостоятельных занятий предотвратить заболевание. Эмоциональное напряжение регистрировалось прибором электрокожного сопротивления (ЭКС), частоты сердечных сокращений (ЧСС) и динамометрии (ДМ. 1/3).

В результате двухнедельной самоподготовки, студент с ограниченными физическими возможностями мог продемонстрировать свои умения и навыки самоподготовки преподавателю.

На основе обработки материала с использованием карты самооценки умения справляться со стрессовыми ситуациями, были получены следующие результаты.

Студенты с ограниченными физическими возможностями, низко оценивающие свое психофизическое состояние, не смогли за такой короткий период времени освоить аутогенной тренировки (АТ) и психорегулирующую тренировку (ПТР).

Таким образом, студентам с ограниченными физическими возможностями было предложено в летний период отдыха продолжить самостоятельную работу. Дополнительно к AT ПРТ было рекомендовано применять физические упражнения, оказывающие максимальный положительный эффект на состояние на студента с ограниченной возможности.

В конце статьи необходимо рекомендовать изучение данного раздела на начальных курсах обучения по предмету «Физическая культура и спорт», происходит именно на I-II курсах обучения студентов с ограниченными физическими возможностями с ограниченными физическими возможностями.

По имеющемуся опыту, можно говорить о том, что задания в тестовой форме позволяют выявить студентов с ограниченными физическими возможностями (ОГ) с определенными функциональными расстройствами, рекомендовать методы самостоятельных занятий и контролировать их работу.

Литература:

  1. Алексеев А.В, Преодолей себя! — 4-е изд. раб. и доп. — М.: ФиС, 2003.
  2. Байер К. Шейнберг JI. Здоровый образ жп Пер. с англ. — М.: Мир, 1977
  3. Бундзен П. В. с соавт. Современные технологии укрепления психофизического состояния и психосоциального здоровья населения. «Теория и практ. физ. культ»., 1996, № 8.
  4. Динейка К. В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. М.: ФиС, 1986.
  5. Ефимова И. В. Состояние здоровья и мотивация физкультурно-оздоровительной деятельности студентов при различных факторах риска нейросоматических заболеваний«Теор и практ физ. культ»., 1996. № 8.

Ключевые слова

возрастные группы, ухудшение здоровья, увеличение максимальной силы, атлетическая гимнастика, стрессовые реакции, морфологические недостатки