Адаптивная физическая культура. Здоровье и контроль самоподготовки студентов в высшем учебном заведении
Автор: Тагаев Шавкат Сайловович
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 11.12.2020
Статья просмотрена: 118 раз
Библиографическое описание:
Тагаев, Ш. С. Адаптивная физическая культура. Здоровье и контроль самоподготовки студентов в высшем учебном заведении / Ш. С. Тагаев. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, январь 2021 г.). — Краснодар : Новация, 2021. — С. 21-22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/385/16255/ (дата обращения: 21.11.2024).
В статье рассматривается оздоровительный эффект адаптивной физической культуры, которая помогает воздействовать силовыми упражнениями на все основные мышечные группы. Таким образом студентами с ограниченными физическими возможностями сохранить и укрепить свое здоровье.
Ключевые слова: ухудшение здоровья, увеличение максимальной силы, возрастные группы, атлетическая гимнастика, стрессовые реакции, морфологические недостатки.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает следующее определение. «Здоровье — это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Здоровье молодежи с ограниченными физическими возможностями — это первая и важнейшая потребность, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.
В наши дни наблюдается ухудшение здоровья студентов не только основной учебной группы, но и у студентов с ограниченными физическими возможностями.
В связи с этим сохранение и укрепление здоровья, профилактика избыточных стрессовых реакций и гиподинамии студентов с ограниченными физическими возможностями является важнейшей задачей в подготовке будущих специалистов.
Мы связываем проблему ухудшения состояния здоровья студентов с ограниченными физическими возможностями в высшем учебном заведении (ВУЗ) с неспособностью молодежи противостоять изменившимся социально-политическим, экономическим условиям, неспособностью адаптироваться к новым условиям и высоким нагрузкам, специфическим для ВУЗа, а также недостаточной учебной работы и физической подготовленностью в школе.
Анализ состояния здоровья студентов с ограниченными физическими возможностями показал, что при поступлении в любой вуз студент вынужден адаптироваться к комплексу новых факторов, специфических для высшей школы.
Кроме того, сама учебная деятельность студента с ограниченными физическими возможностями за последние годы настолько изменилась, что его адаптационно-компенсаторные механизмы не справляются со всеми нагрузками.
В свою очередь это приводит к резкому снижению приспособляемости организма к внешним и внутренним воздействиям, что служит основой различных болезней, в том числе, связанных с наследственной предрасположенностью индивидуума. По нашим данным у 65.6 % студентов с ограниченными физическими возможностями, близкие родственники болели или болеют заболеваниями сердечно-сосудистой системы (ССС).
Занятия физической культурой в рамках программы вузов из-за недостаточного объёма и интенсивности не могут вызвать улучшения морфофункциональных и психофизиологических показателей у студентов с ограниченными физическими возможностями, что по мнению специалистов свидетельствует о неэффективности этого вида учебной деятельности в традиционном варианте организации физической культуры.
На данном этапе важное значение приобретает самостоятельная работа студента с ограниченными физическими возможностями не только в развитии физических качеств, но и в применении психорегулирующих тренировок, направленных на устранение негативных воздействий стрессовых ситуаций.
Одним из эффективных средств оптимизации самостоятельных занятий студентов с ограниченными физическими возможностями в ходе контроля за их деятельностью во время учебного процесса и за рамками его могут стать задания в тестовой форме (обучающие и контролирующие).
По мнению многих специалистов, внедрение тестовых заданий в занятия представляет собой нестандартный, а может быть и наиболее оптимальный способ работы преподавателя со студентами с ограниченными физическими возможностями. Тесты представляют собой интеллектуальный вызов, на который студенту трудно отказаться ответить. Тем самым мотивируют к дополнительным самостоятельным занятиям.
Тестовые задания применялись на учебных занятиях для освоения студентами с ограниченными физическими возможностями программы дисциплины, а также для самоконтроля и для оценки самоподготовки студента с ограниченными физическими возможностями с преподавателем.
Системы психофизического тренинга направленные на укрепление здоровья студента с ограниченными физическими возможностями и предотвращение заболеваний, в конечном счете, должны привести к личностному саморазвитию студента с ограниченными физическими возможностями.
Совместная работа преподавателя и студента с ограниченными физическими возможностями в профилактике заболеваний возможна лишь в том случае, если студен с ограниченными физическими возможностями т, помимо самоанализа состояния своего здоровья, одновременно работает над собой.
Цель исследования заключается в контроле изменений психо-функционального состояния студентов с ограниченными физическими возможностями с помощью анкет и тестов, во время обучения в вузе, что позволило бы нам своевременно выявить нарушения и помочь с помощью самостоятельных занятий предотвратить заболевание. Эмоциональное напряжение регистрировалось прибором электрокожного сопротивления (ЭКС), частоты сердечных сокращений (ЧСС) и динамометрии (ДМ. 1/3).
В результате двухнедельной самоподготовки, студент с ограниченными физическими возможностями мог продемонстрировать свои умения и навыки самоподготовки преподавателю.
На основе обработки материала с использованием карты самооценки умения справляться со стрессовыми ситуациями, были получены следующие результаты.
Студенты с ограниченными физическими возможностями, низко оценивающие свое психофизическое состояние, не смогли за такой короткий период времени освоить аутогенной тренировки (АТ) и психорегулирующую тренировку (ПТР).
Таким образом, студентам с ограниченными физическими возможностями было предложено в летний период отдыха продолжить самостоятельную работу. Дополнительно к AT ПРТ было рекомендовано применять физические упражнения, оказывающие максимальный положительный эффект на состояние на студента с ограниченной возможности.
В конце статьи необходимо рекомендовать изучение данного раздела на начальных курсах обучения по предмету «Физическая культура и спорт», происходит именно на I-II курсах обучения студентов с ограниченными физическими возможностями с ограниченными физическими возможностями.
По имеющемуся опыту, можно говорить о том, что задания в тестовой форме позволяют выявить студентов с ограниченными физическими возможностями (ОГ) с определенными функциональными расстройствами, рекомендовать методы самостоятельных занятий и контролировать их работу.
Литература:
- Алексеев А.В, Преодолей себя! — 4-е изд. раб. и доп. — М.: ФиС, 2003.
- Байер К. Шейнберг JI. Здоровый образ жп Пер. с англ. — М.: Мир, 1977
- Бундзен П. В. с соавт. Современные технологии укрепления психофизического состояния и психосоциального здоровья населения. «Теория и практ. физ. культ»., 1996, № 8.
- Динейка К. В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. М.: ФиС, 1986.
- Ефимова И. В. Состояние здоровья и мотивация физкультурно-оздоровительной деятельности студентов при различных факторах риска нейросоматических заболеваний«Теор и практ физ. культ»., 1996. № 8.
Ключевые слова
возрастные группы, ухудшение здоровья, увеличение максимальной силы, атлетическая гимнастика, стрессовые реакции, морфологические недостаткиПохожие статьи
Влияние фитнес-аэробики на совершенствование координационных способностей студентов
В статье рассматривается проблема совершенствования координационных способностей человека в более зрелом возрасте. Проанализировано влияние фитнес-аэробики на развитие координации у студентов в процессе практических занятий по физической культуре.
Влияние физической активности и аэробных нагрузок на умственную деятельность студентов
В статье авторы рассматривают значимость регулярной физической активности в жизни студентов и предлагают при помощи физической активности в виде аэробных нагрузок сделать процесс обучения более эффективным, повысить продуктивность мозга и укрепить зд...
Влияние физической культуры и спорта на работоспособность студента
В статье рассматривается взаимосвязь физических нагрузок и работоспособности студентов. Показаны средства физической культуры, способствующие эффективной интеллектуальной работоспособности студенческой молодежи в процессе их учебной деятельности.
Адаптивная физическая культура для детей с ограниченными возможностями здоровья
Адаптивная физическая культура является составной частью медицинского восстановления детей с отклонениями в здоровье, способ регулярной функциональной терапии, который использует физические упражнения для сохранения телесно-двигательных возможностей ...
Утренняя гимнастика как средство развития инициативности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста
В статье мы рассматриваем влияние утренней гимнастики на процесс развития инициативности, самостоятельности, общедвигательной активности детей старшего дошкольного возраста, используя методику оценки уровня двигательной активности детей 5–7 лет.
Физическая культура и ментальное здоровье: как спорт помогает справиться со стрессом и депрессией
В статье автор исследует воздействие физической активности на ментальное здоровье человека. Определяется роль физической культуры и спорта в повышении качества и уровня жизни человека. Рассматривается влияние современных цифровых технологий на оказан...
Оставаться здоровым: воздействие бега на организм человека
В данной статье рекомендованы занятия оздоровительным бегом для развития выносливости, для укрепления костно-мышечного аппарата и улучшения кардио-респираторной системы организма.
Развитие силовой выносливости девушек 17–18 лет с помощью упражнений, направленных на преодоление внешнего сопротивления
В статье авторы рассматривают развитие силовой выносливости как важный фактор всестороннего развития молодежи и успешной их интеграции в трудовой социум.
Лечебная физическая культура как способ улучшения здоровья
Лечебная физкультура является полезной не только для людей, нуждающихся в лечении или реабилитации, но и для тех, кто стремится быть в хорошей форме и энергичным. Она включает в себя физические упражнения, массаж, ходьбу, плавание и гидрокинезотерапи...
Влияние бега на организм человека
Статья посвящена влиянию бега на здоровье человека. Была выявлена важность регулярных упражнений для тела. Основные преимущества бега для здоровья в целом и по каждому из его компонентов анализируются отдельно. Описаны основные принципы бега как физи...
Похожие статьи
Влияние фитнес-аэробики на совершенствование координационных способностей студентов
В статье рассматривается проблема совершенствования координационных способностей человека в более зрелом возрасте. Проанализировано влияние фитнес-аэробики на развитие координации у студентов в процессе практических занятий по физической культуре.
Влияние физической активности и аэробных нагрузок на умственную деятельность студентов
В статье авторы рассматривают значимость регулярной физической активности в жизни студентов и предлагают при помощи физической активности в виде аэробных нагрузок сделать процесс обучения более эффективным, повысить продуктивность мозга и укрепить зд...
Влияние физической культуры и спорта на работоспособность студента
В статье рассматривается взаимосвязь физических нагрузок и работоспособности студентов. Показаны средства физической культуры, способствующие эффективной интеллектуальной работоспособности студенческой молодежи в процессе их учебной деятельности.
Адаптивная физическая культура для детей с ограниченными возможностями здоровья
Адаптивная физическая культура является составной частью медицинского восстановления детей с отклонениями в здоровье, способ регулярной функциональной терапии, который использует физические упражнения для сохранения телесно-двигательных возможностей ...
Утренняя гимнастика как средство развития инициативности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста
В статье мы рассматриваем влияние утренней гимнастики на процесс развития инициативности, самостоятельности, общедвигательной активности детей старшего дошкольного возраста, используя методику оценки уровня двигательной активности детей 5–7 лет.
Физическая культура и ментальное здоровье: как спорт помогает справиться со стрессом и депрессией
В статье автор исследует воздействие физической активности на ментальное здоровье человека. Определяется роль физической культуры и спорта в повышении качества и уровня жизни человека. Рассматривается влияние современных цифровых технологий на оказан...
Оставаться здоровым: воздействие бега на организм человека
В данной статье рекомендованы занятия оздоровительным бегом для развития выносливости, для укрепления костно-мышечного аппарата и улучшения кардио-респираторной системы организма.
Развитие силовой выносливости девушек 17–18 лет с помощью упражнений, направленных на преодоление внешнего сопротивления
В статье авторы рассматривают развитие силовой выносливости как важный фактор всестороннего развития молодежи и успешной их интеграции в трудовой социум.
Лечебная физическая культура как способ улучшения здоровья
Лечебная физкультура является полезной не только для людей, нуждающихся в лечении или реабилитации, но и для тех, кто стремится быть в хорошей форме и энергичным. Она включает в себя физические упражнения, массаж, ходьбу, плавание и гидрокинезотерапи...
Влияние бега на организм человека
Статья посвящена влиянию бега на здоровье человека. Была выявлена важность регулярных упражнений для тела. Основные преимущества бега для здоровья в целом и по каждому из его компонентов анализируются отдельно. Описаны основные принципы бега как физи...