В статье раскрыты некоторые методические приемы формирования информационной компетентности обучающихся на основе курса по выбору «Занимательная математика». Обоснована возможность развития информационной с помощью кластера. Представлены результаты экспериментальной работы.
Ключевые слова: информационная компетенция, формирование информационной компетенции, курс по выбору, кластер.
Информационная компетенция — это способность позволяющая получить и сформировать новый уровень знаний, необходимый для дальнейшей деятельности по выстраиванию диалоговых связей с окружающими людьми. В данной формулировке хотелось бы уточнить понятие сущности при формировании информационной компетенции. Задача обучения математики в общеобразовательной школе — это обеспечение прочных знаний, направленных на применение их в повседневной жизни. Формировать информационную компетенцию необходимо в процессе преподавания учебных предметов, в том числе и посредством математики.
В целях формирования информационной компетенции обучающихся нами разработан и реализован курс по выбору «Занимательная математика». Курс позволяет развивать мышление, понимать содержание математических рассуждений, воспринимать и соотносить с повседневными предметами геометрические формы. Курс позволяет повысить уровень овладения математическими способностями.
Цели курса по выбору: развивать информационную компетенцию при изучении и углублении знаний в области математики; развивать логическое мышление и способности к математической деятельности; расширять знания о методах и способах решения текстовых задач; повышать уровень учения решать текстовые задачи; формировать умения к решению нестандартных задач.
Задачи курса по выбору: познакомить со стандартными и нестандартными способами решения текстовых задач; помогать анализировать способности к математической деятельности, через логические задачи; развить постоянные и качественные умения к самостоятельной и творческой деятельности через учебник и научно-популярную литературу; углубить представления о значимости математики в различных профессиональных направлениях.
Для качественного освоения материала курса по выбору планируется применение следующих методических приемов и технологий обучения на основе: решения задач, кластеров и знаковых моделей, проблемного обучения. Рассмотрев множество техник нами выделена наиболее интересная для обучающихся техника — кластер.
Согласно определению А. В. Никитиной, кластер — приём позволяющий систематизировать полученную информацию в виде схематического рисунка и обозначить смысловые единицы [2].
В процессе проведения учебного занятия можно использовать кластер как технологию актуализации знаний, мотивации и рефлексии учебной деятельности.
Приведем примет кластера, основная цель которого сформулировать тему занятия (рис.1).
Рис. 1. Кластер, направленный на формирование темы урока
После знакомства и заполнения недостающих блоков кластера, учащиеся определяют тему урока «Проценты» и урок проходит согласно ранее составленного плана.
Рассмотрим кластер как технологию рефлексии учебной деятельности, то есть, как результат содержания урока. На данном примере показаны только основные блоки, а все остальные данные выводят учащиеся самостоятельно с помощью учебника и раздаточного материала. По данному кластеру можно определить, насколько качественно произошло усвоение материалы (рис. 2).
Рис. 2. Кластер, направленный на определение уровня усвоения материала урока
Любая технология и вид деятельности позволяют обучающимся развивать мышление, воображение, систематизировать знания, запоминать и понимать на доступном языке. Каждый участник образовательного процесса может получить не только базовый уровень знаний, но и повышенный, через разнообразие форм работы.
Для подтверждения гипотезы нами был проведен эксперимент на основе использования метода параллельного обучения. В экспериментальных и контрольных группах максимально уравниваются все основные условия педагогического процесса, оказывающие влияние на исследуемый результат: группы уравниваются по составу, возрасту детей, их успеваемости, учителям и др. Обучение в таких группах осуществляется максимально сходным способом: используются одни и те же средствами методы обучения, изучается одна и та же тема, даются одни и те же задания, уроки проводятся примерно в одно и то же время [1].
Таблица 1
Результаты уровней сформированности информационной компетенции по критериям Т. П. Хиленко [ 3 ]
Уровень/ Группа |
Компоненты | |||||||||
Мотивационный |
Познавательный |
Ценностный |
Деятельностный |
Рефлексивный | ||||||
Экспериментальная |
Контрольная |
Экспериментальная |
Контрольная |
Экспериментальная |
Контрольная |
Экспериментальная |
Контрольная |
Экспериментальная |
Контрольная | |
Низкий |
12 |
20 |
10 |
8 |
8 |
22 |
15 |
28 |
7 |
10 |
Средний |
3 |
8 |
4 |
18 |
3 |
5 |
0 |
1 |
8 |
18 |
Высокий |
0 |
1 |
1 |
3 |
4 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
В результате применения техники кластер в процессе преподавания курса по выбору «Занимательная математика» установлено повышение уровня информационной компетентности у обучающихся.
Литература:
- Дмитриева Т. А., Абрамова Н. В. Организация научных исследований в профессиональной деятельности учителя математики: монография. Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2010. — 116 с.
- Никитина, А. В. Кластер как одна из форм познавательной деятельности обучающихся / А. В. Никитина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17.1 (121.1). — С. 20–31.
- Хиленко, Т. П. «Педагогические условия формирования информационной компетентности младших школьников». Статья в журнале «Плюс до и после Начальная школа». — 2013. — № 3. — С. 87–91.