Основные трудности в онлайн-обучении иностранных студентов русскому языку в медицинской школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, декабрь 2020)

Дата публикации: 26.11.2020

Статья просмотрена: 194 раза

Библиографическое описание:

Султанова, Т. Т. Основные трудности в онлайн-обучении иностранных студентов русскому языку в медицинской школе / Т. Т. Султанова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 67-70. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/383/16199/ (дата обращения: 19.04.2024).



Проблемы обучения в онлайн-режиме как никогда актуальны в Кыргызстане. С весны прошлого года преподаватели с одной стороны и учащиеся с другой стороны испытывают определенные трудности при изучении той или иной дисциплины. В данной статье рассматриваются попытки изучить основные аспекты обучения русского языка иностранными студентами в режиме онлайн, преодолеть конфликтные и проблемные ситуации в обучении.

Ключевые слова: русский язык, онлайн-обучение, опрос, диалог, медицина.

The problems of online learning are more urgent than ever in Kyrgyzstan. Since the spring of last year, teachers, on the one hand, and students, on the other hand, have experienced certain difficulties in studying a particular discipline. This article discusses attempts to study the main aspects of teaching the Russian language by foreign students online, to overcome conflict s and learning situations.

Keywords: Russian language, online learning, survey, dialogue, medicine.

Русский язык является основным языком общения жителей города Бишкека. В большинстве своём горожане предпочитают русский язык родному, либо же разговаривают, свободно смешивая в своей речи киргизский и русский. Вывески на улицах, реклама в СМИ, периодические издания должны публиковаться на государственном и официальном языках. Именно поэтому изучение русского языка является важной и необходимой частью жизни в Бишкеке. В Кыргызской Республике обучается и проживает много иностранных студентов, большая часть которых находится в Бишкеке. Соответственно изучение русского языка является первым условием интеграции иностранцев в жизнь столицы. Трансформация мировых экономических, социокультурных, политических и международных условий способствует пересмотру места России в диалоге с другими странами, а соответственно и продвижению русского языка на мировой арене. На русском языке говорят 243 миллиона человек, «более одного миллиона изучают русский язык в школах и вузах стран дальнего зарубежья и более 12 миллионов человек на постсоветском пространстве несмотря на то, что русский язык считается одним из самых сложных» [1]. Для нашего государства русский язык есть некий ключ, который открывает путь к сокровищнице русской культуры, научно-техническим достижениям. [2].

В целях изучения роли русского языка иностранными студентами мною был проведен опрос среди студентов Кыргызско-Пакистанского медицинского университета МУК. Согласно опросу, проводившемуся мною среди 130 студентов МШМ МУК, главной причиной изучения ими русского языка является желание общаться с местными жителями. Причем студенты указывали именно на русский язык как средство коммуникации с жителями столицы. Второй значимой причиной студенты назвали желание понимать материал на практике в больницах. Несмотря на то, что обучение в университете проводится на английском языке, в больницах и поликлиниках диалог между врачом и пациентом проводится как правило на русском. К тому же заполнение историй болезни и медицинских карт опять же невозможно без русского языка.

Пандемия коронавируса в 2020 языке внесла свои коррективы во все сферы жизни, в том числе и в образовательную. С конца марта 2019 года по нынешнее время в Кыргызстане закрыты все университеты и школы. Преподавателям пришлось осваивать электронные платформы, многие преподаватели пожилого возраста впервые близко познакомились с интернетом. Обучение русскому языку студентов-иностранцев проходило так же в режиме онлайн, что предоставляло определенные трудности как для преподавателя, так и для студентов. При проведении опроса среди студентов МШМ МУК мною был задан ряд вопросов, среди которых были следующие:

Испытывали ли вы трудности при онлайн-обучении русскому языку?

Какие проблемы возникли у вас при изучении русского языка в онлайн режиме?

Студенты однозначно высказались о таких проблемах как: периодические проблемы с интернетом, при которых не всегда удается вовремя присоединиться к конференции Зум. Определенные трудности возникали и при отсутствии электричества в каком-либо районе, так как с электричеством исчезает и интернет. 20 % студентов также отметили определенную трудность, связанную с разницей во времени. Так как большая часть студентов находится в Пакистане, учитывая разницу во времени с Кыргызстаном в 1 час, студентам сложно просыпаться к восьми часам к первому занятию. 50 % опрошенных студентов написали о желании поскорее вернуться к стандартному обучению, так как обучение онлайн не удовлетворяет их желанию получать материал в должном объеме. Остальные 50 % просто отметили желание вернуться к обычной студенческой жизни, говоря, что они соскучились по товарищам и преподавателям. В отношении трудности при изучении русского языка большинство студентов ответили, что основная трудность заключается в искажении звука в онлайн-конференции, вследствие чего они не всегда понимают преподавателя. Нужно отметить, что при изучении русского языка пакистанскими студентами всегда отмечались проблемы с фонетическим рядом звуков.

Особенности русской фонетики представляют собой большую трудность для иностранцев, поэтому преподаватель должен уделять внимание данному аспекту и регулярно проводить фонетические зарядки, фонетические диктанты, отрабатывать различные упражнения для тренировки и постановки звуков. [3]. Аффрикаты ц, ч, щелевые фрикативные ж, ш студентами на слух воспринимались как единый звук, поэтому большое внимание уделялось изучению фонетики на начальных этапах изучения языка в университете. В обучении преподавателю русского языка нужно по мере возможности уделять артикуляции много времени, что, несомненно, в разы эффективнее во время практических занятий в аудитории. 30 % респондентов также отметили искажение звука по причине того, что их интернет может замедлиться, и как следствие они не всегда правильно воспроизводят звуки на слух.

Опять же по причине неисправности интернета не всегда студенты получают материал в нужном объеме. Об этом сказали 35 %студентов, говоря о том, что в режиме обучения онлайн они попросту не успевают задать интересующие их вопросы. Все 130 опрошенных студентов назвали отсутствие языковой практики, когда не хватает «живого общения». По этой причине многие студенты просто теряют навык разговорной речи, так как могут говорить на русском только во время уроков русского языка. При изучении падежной системы русского языка иностранные студенты также испытывают определенные трудности. Так, более 50 % респондентов указали на то, что материал воспринимался студентами легче при приведении «живых» примеров, не дистанционно. Так как в аудитории возможно не только показывать структуру падежей и изменений окончаний наглядно на доске, но и разыгрывать маленькие ситуации по использованию их в жизни.

Проблемы, возникающие у преподавателя в режиме обучения на платформах Зум и мессенджерах для обратной связи, тоже многочисленны. Одной из таких проблем являются так же технические сбои, периодически возникающие во время занятия. Не исключением являются и перебои с электроэнергией, когда может случиться авария в определенном районе, и как следствие-срывы занятий. Основная проблема при обучении в режиме онлайн — постепенное снижение работоспособности студентов. При проверке письменных заданий, фото которых учащиеся отправляют в мессенджер, часто обнаруживается, что студенты просто воспользовались переводчиком, либо помощью более сильного учащегося. Как следствие, студент забывает правила грамматики и орфографии, наработанные прежде, так как письменная работа является одним из наиболее эффективных способов закрепления материала. Не чувствуется обратная связь, потому что связь посредством компьютера не дает преподавателю полной картины восприятия студентом материала в полном объеме. Не представляется возможным проводить определенные артикуляционные упражнения посредством онлайн-конференции, на которую отводится 40 минут. Специфическая часть изучения русского языка в медицинской школе заключается в том, что особенное внимание в изучении языка уделяется медицинскому русскому языку. Студенты должны изучать названия органов человека, медицинских инструментов и т. п. на русском, кроме того, суметь расспросить пациента и поставить ему диагноз. На протяжении всего занятия проводились инсценированные студентами диалоги «На приеме у врача», «В поликлинике» и т. д. При проведении такого рода ситуаций онлайн наблюдаются определенные неудобства, когда не всегда два студента могут в полной мере сыграть свои роли.

В соответствии с требованиями XXI века, когда технический прогресс позволяет нам находить информацию в считанные секунды, мы должны приспосабливаться к новым методам обучения, используя последние разработки в преподавании. Однако традиционное обучение не должно уходить в прошлое, потому что только на практике всем приходится убеждаться, как трудно в настоящей жизни приспособиться к новейшим разработкам в информационных технологиях. Ученым и преподавателям необходимо разрабатывать электронные учебники и методички, позволяющие проводить занятия дистанционно. Возможно, следует заняться разработкой методики онлайн-занятий по всем направлениям. Создать электронные наглядные пособия, удобные в использовании и для старшего поколения. Образовательные платформы возможно тоже разработать максимально удобными, учитывая и возможности всех категорий студентов и преподавателей. Так как в университетах обучаются и студенты с различными формами инвалидности, которым не всегда удобно находиться у монитора компьютера целый день. Работа над улучшением онлайн-обучения находится лишь в стадии развития, следует ускорить улучшение обучения режима онлайн для предупреждения подобных эксцессов в будущем.

Литература:

  1. Бордяшова М. В. Проблемы обучения русскому языку как иностранному в современных социокультурных условиях/М. В. Бордяшова, Ю. А. Сутырина//Nauka i studia-2017-N6(165)-т. 4-с.13–19.
  2. Мукаш у.Таласбек. Интеграция русского языка в Кыргызстане//Вестник МУК № 1(38) 2019. С. 71.
  3. Стародумов И. В. особенности преподавания русского языка как иностранного/И. В. Стародумов//Молодой ученый-2018-№ 40(226).-с.204–207.