Развитие эстетического восприятия учащихся через инновационные технологии на уроках изобразительного искусства. Обобщение педагогического опыта | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Развитие эстетического восприятия учащихся через инновационные технологии на уроках изобразительного искусства. Обобщение педагогического опыта / Е. В. Соловьёва, О. С. Махонина, И. С. Апанасенко [и др.]. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 37-42. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/383/16183/ (дата обращения: 25.04.2024).



Условия возникновения опыта

Я уверена, что изобразительное творчество — одно из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний изобразительной грамоты, декоративного искусства, дизайна. Необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунках свои впечатления от увиденного и прочитанного. Он берет в руки карандаши, краски, кисти, бумагу... Но порой, перекочевав на бумагу, яркие образы тускнеют, краски растекаются, карандаши не слушаются, рисунок не получается. Юный художник обиженно отбрасывает кисть и перестает творить. Как помочь ему, научить с блеском выполнять изобразительные, декоративные и дизайнерские работы?

Рисование — преимущественный вид детского творчества в раннем возрасте. Л. С. Выготский считал, что «по мере того, как ребенок растет и входит в период позднего детства, у него обычно наступает разочарование и охлаждение к рисованию». Люкенс, написавший исследование о детских рисунках, относит это охлаждение к возрасту между десятью и пятнадцатью годами. После этого охлаждения, по его мнению, в возрасте от 15 до 20 лет интерес к рисованию вновь пробуждается. Но это новый подъем изобразительного творчества, и его переживают только дети, обладающие повышенной одаренностью в художественном отношении. Большинство детей «застывает» уже на всю жизнь на той стадии, в которой застает их этот перелом, и рисунки взрослого человека, никогда ранее не рисовавшего, очень мало отличаются от рисунков восьми — девятилетнего ребенка, заканчивающего свой цикл увлечения рисованием.

«Охлаждение детей к рисованию, в сущности говоря, скрывает за собой переход рисования в новую, высшую стадию развития, которая становится доступна детям только или при благоприятных внешних стимулах, как, например, преподавание рисования в школе, или при специальном даровании к этому виду творчества», — пишет Л. С. Выготский.

Я полностью согласна с Л. С. Выготским и подтверждение этому высказыванию нахожу в своей педагогической практике.

Анализируя свои наблюдения прошлого учебного года и предыдущих лет, я заметила, что в некоторых классах внешнего стимула хватило только на первую четверть, пока все, в том числе и учитель, было «в новинку».

Затем все чаще ребята отказывались от работы: «Не могу, не умею, не буду!»

Вернувшись к изучению работы Л. С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте», я обнаружила ответ на свой вопрос: «С рисованием в переходном возрасте связаны две чрезвычайно важные проблемы. Первая из них состоит в том, что для подростка уже недостаточно одной деятельности творческого воображения, его не удовлетворяет рисунок, сделанный как-нибудь, для воплощения его творческого воображения, ему необходимо приобрести специальные профессиональные, художественные навыки и умения».

Не получив должных навыков рисования в начальной школе, ребята не готовы получать профессиональные художественные навыки и умения. Естественно, если нет успеха, интерес к предмету очень быстро угасает.

В классах, где учащиеся не получили должного начального обучения, начинаю работать с азов. Например, в начальной школе лишь вскользь изучаются очень важные темы «Цветоведение», «Азы перспективы». Почти не изучаются основы композиции. В начальной школе дети должны знакомиться с различной техникой рисования. Но учителя начальных классов учат детей рисовать только акварельными красками и гуашью, цветными карандашами и фломастерами, при этом зачастую совершенно неправильно. Почти не знакомят детей с техникой рисования восковыми мелками, пастелью, губкой и т. д. В результате в подростковом возрасте переучить ребят практически невозможно или очень трудно.

Взрослые просто не представляют, какие возможности могут открыться перед ребенком, если научить его грамотно «выплеснуть» на бумагу свои мечты и желания.

Актуальность опыта

Изучение изобразительного искусства в школе — это предоставленная ребенку возможность познать себя и мир через призму искусства, войти в духовную сокровищницу человеческого общества и обрести в ней для себя желаемую долю. Изменения во всех сферах жизни нашего общества, зарождение новых социальных отношений изменили сложившиеся представления о мире и человеке, о системе ценностных ориентаций. Изменился статус многих предметов, в том числе, и изобразительного искусства. Искусство — это творчество, а творчество всегда предполагает индивидуализм, разнообразие и свободу выбора. Техническая сторона рисования многих подростков мало интересует и нужно предлагать самые разные формы художественно-изобразительной деятельности, в которых ребенок должен найти себя сообразно своим способностям и художественным пристрастиям. Одним из главных критериев современного качественного урока является степень активности и результативности поисковых форм деятельности ребенка, связанная с процессом получения знаний. Сущность обучения изобразительному искусству состоит в способности творчески воспринимать действительность. В современной системе обучения преобладают рациональные формы познания мира и недооцениваются эмоционально-образные. Процесс обучения по любому предмету должен быть рассчитан на гармоническое развитие двух полушарий головного мозга, что дает возможность формировать у школьников рационально-образную картину мира, развивать у них творческое отношение к окружающему. Я думаю, что нужно принципиально изменить роль искусства в системе обучения: необходимо «пронизать» им всю систему обучения и возвести эстетическое воспитание в принцип организации всей жизнедеятельности ребенка в школе. Считаю, что привитие учащимся эстетического восприятия действительности и искусства, обучение практической, художественной деятельности является ведущей педагогической идеей опыта.

Длительность работы над опытом

Работа по теме «Развитие эстетического восприятия учащихся через инновационные технологии на уроках изобразительного искусства» велась в течении трех лет (2016–2017; 2017–2018; 2018–2019 учебный год), на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4 города Шебекино Белгородской области».

Диапазон опыта определятся единой системой уроков, в которой выделяются следующие типы уроков: уроки овладения учащимися новыми знаниями, на которых проводится накопление фактического материала, наблюдение, изучение процессов и явлений, их осмысление и формирование понятий; уроки формирования и усвоения умений и навыков; уроки обобщений и систематизации знаний; уроки комплексного применения умений и навыков; контрольно-проверочные уроки; комбинированные уроки.

Теоретическая база опыта

Развитое зрительное восприятие помогает человеку полнее и глубже понимать и оценивать не только красоту предметов окружающей действительности, но сложные эмоции людей.

Учитывая психологические возрастные особенности часто применяю здоровьесберегающие технологии: включаю игровые моменты, использую литературные и музыкальные произведения.

Планирование и изучение отдельных тем осуществляю блоками. Это позволяет школьникам получить целостное представление об изучаемом материале. Блочная подача теории позволяет более глубоко и целостно изучить материал.

Важной частью курса изобразительного искусства является практическое выполнение заданий, например; технология выполнения росписей, рисование с натуры.

Как часть художественной культуры, искусство является стержнем духовной культуры человеческого общества. Общение с искусством — один из главных источников формирования, развития и обогащения духовной культуры личности.

Новизна опыта заключается во внедрении в учебный процесс в системе уроков изучения и использования разнообразных изобразительных технологий, не применявшихся ранее. Это позволяет развить в ребенке более широкий спектр художественных способностей и является одним из условий достижения воспитательных целей и задач, а именно прививает чувство уважения к окружающей художественной культуре, развивает личностно-смысловое отношение к окружающей действительности, что на сегодняшний момент очень важно для становления личности.

2. Технология опыта

В своей педагогической деятельности стремлюсь:

реализовать следующие цели:

  • формирование духовной культуры личности;
  • приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • развитие личностно-смыслового отношения к окружающей художественной культуре;
  • овладение техникой выполнения различных замыслов;
  • формирование свободы мысли и восприятия окружающего мира в творчестве;
  • развитие уверенности в себе и своих силах.

Способность ребенка удивляться миру, его эмоциональная чуткость дают нам, родителям и воспитателям, возможность развить в нем эти качества, связать их с творческой практикой самого ребенка и с восприятием художественных произведений.

Если эта способность ребенка будет своевременно замечена, осознана и утверждена в его собственных творческих поисках, то она уже никогда не покинет человека и будет обогащаться и развиваться с возрастом.

решить задачи художественного образования:

  • изучение технических приемов выполнения росписей и других направлений декоративно-прикладного искусства, способов выражения линией и цветом;
  • овладение учащимися основ реалистичного рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению;
  • развитие у детей художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного;
  • воспитание интереса и любви к искусству.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий:

– рисование с натуры (композиция),

– декоративная работа,

– аппликация с элементами дизайна,

– рисование на заданные темы и иллюстрирование,

– выполнение росписей,

– беседы об изобразительном искусстве, шедеврах, художниках, о красоте вокруг нас.

Занятия тесно связаны между собой и дополняют друг друга, проводятся в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года и интересов учащихся.

(приложение № 1. «Открытые уроки»)

В основу программы положены

– Тематический принцип планирования учебного материала;

– Сочетание практической работы с развитием способности воспринимать произведения искусства;

– Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас, ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством;

– Направленность на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности.

Программой предусматривается разнообразие технических возможностей выполнения работ и художественных материалов: карандаш, акварель, гуашь, сангина, соус, уголь, тушь, цветные мелки, перо, кисть, работа на цветной и тонированной бумаге.

Это способствует максимальному достижению поставленных целей и задач.

Одно из направлений работы — ознакомление учащихся с историей создания орнаментов, узоров, росписей, народных промыслов и ремесел; формирование умения разбираться в видах, стилях, направлениях искусства; обогащение знаний по истории создания шедевров; воспитание уважения к всеобщей истории и культуре, к культуре своей страны.

Продолжение работы по данному направлению, велось в работе творческого объединения «Волшебная кисточка» и внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника» (Приложение № 2. Программа творческого объединения «Волшебная кисточка» и «Художественное творчество: станем волшебниками »).

Уровень своей квалификации и профессионализма постоянно повышаю путем самообразования. У меня накоплена большая библиотека по предмету, собран богатый фактический материал по направлениям изобразительного искусства: рисунок, живопись, композиция, графика, архитектура, народное декоративное искусство...

Я систематически пополняю свои знания по предмету, а так же по вопросам психологии и педагогики.

В процессе обмена опытом посещаю уроки других учителей, методические объединения. Работы учащихся выставлялись на школьных и городских выставках и в тематических экспозициях детского юношеского центра, в данный момент украшают помещения школы № 4.

В своей практике преподавания стремлюсь направить все усилия на активизацию познавательной деятельности учеников . С этой целью широко внедряю разнообразные виды практических уроков, где школьники осваивают различную технику живописи, рисунка, композиции, которая не дается в школьной программе, но весьма эффективна и интересна. (Приложение № 3. Презентация «Использование различных материалов в художественно-творческой деятельности учащихся»)

Например, введен блок уроков по теме «Эстетика и искусство шрифта». Шрифт остается важнейшим элементом искусства книги, сколько бы внимания мы ни уделяли другим элементам — иллюстрациям, обложке, переплету. Большая часть тем — это сквозные темы. Сквозная тема получает последовательное развитие и усложняется из года в год.

Одну из сквозных тем я хочу предложить вашему вниманию — это тема «Шрифты». Шрифт — это основа для всей полиграфической продукции (рекламы, объявлений, вывесок, указателей, буклетов, проспектов, программок и т. д.) и является одной из областей дизайна. А профессия дизайнера — одна из востребованных сейчас профессий. Все темы авторские и органично введены в темы четвертей.

Сегодня многообразие шрифтов постоянно пополняется новыми видами.

Всё, что мы делаем на уроках изобразительного искусства, относится к изобразительной и иллюстративной графике и, усложняя темы, осуществляем переход к типографике, а типографика — это уже творческое преображение печатного текста в элемент графического оформления, оно обходится без использования иллюстративной и изобразительной графики, а выполняется с помощью моделирования и монтажа текста. Типографика превращает текст в яркие и оригинальные графические образы. (Приложение № 4. Сквозная тема «Шрифты»)

Мы изучаем виды шрифтов, их изменение в исторической последовательности, основы построения, пропорции. Шрифт формирует слова и буквы и начертание букв должно пробудить ассоциативные ощущения, представления и эффекты.

Что касается задач творческого развития, то здесь необозримое поле деятельности для мыслящего человека.

Еще одно направление моей деятельности — это знакомство учащихся с «Изобразительными технологиями».

Например, уроки, посвященные монотипии, граттографии, набрызгиванию, тестопластике, выдуванию, штамповке.

Монотипия

«Моно» — один, единственный, «тип» — оттиск. Только один рисунок, отпечаток. Монотипия дает много вариантов рисунков. Как правило, это абстрактные линии, возможно введение дополнительных деталей. Для работы используются чернила или тушь и нитки.

Граттография

«Граттаж» — способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, предварительно покрытого воском, свечой и черной тушью. Граттография отличается контрастом белых линий и черного фона.

Набрызгивание

Это один из способов тонирования бумаги. С помощью листьев, веточек, травинок составляется композиция на бумаге и выполняется набрызгивание несколькими цветами поэтапно, снимая детали композиции, начиная с крупных и заканчивая мелкими.

Тестопластика

Соленое тесто — пластичный материал, фигуры из теста могут существовать самостоятельно, а отдельные детали сочетаются с тканью, мехом, кожей и другими материалами, что позволяет выполнить оригинальные панно.

Выдувание

Это способ, с помощью которого получается рисунок куста, веточки или изображения путем дорисовки и выделения элементов. На лист бумаги ставится капля туши и с помощью трубочки выдуванием разгоняется в стороны, выводя рисунок.

Техника штамповки

Картофельная отпечатка — «набойка». Картофель разрезается пополам, из него вырезается трафарет или элемент задуманного изображения, окрашивается акварелью и отпечатывается на листе бумаги. Штамповка с мятым листом бумаги (в виде штампика) окрашенным в разные цвета, используется в разных работах, например, «Времена года», «Корабль»...

(Приложение № 5. Изобразительные технологии)

Основные методы, используемые на моих уроках, — это психологические приемы работы с детьми, такие, как

Арттерапия — воздействие средствами искусства на ребенка через лепку и рисование, коррекция эмоциональных проявлений личности через изобразительное искусство.

Например, с детьми младших классов на внеурочных занятиях параллельно с обучением передачи изображения красками, проводятся интегрированные занятия с художественным трудом по лепке из пластилина, с использованием природного материала, аппликации из природного материала, что развивает у ребенка фантазию, показывает ему красоту и хрупкость окружающего мира; занятия с аппликацией из цветной и самокрашенной бумаги, что способствует развитию у детей понимания композиции и ритма, прививает стремление к аккуратности.

Занятия изобразительным искусством в начальных классах закладывают основы чувственного познания у детей. Чувства, мысли и представления людей в изобразительном искусстве выражаются в зримой, конкретной форме — в зрительных образах. Образы изобразительного искусства воплощаются на плоскости, на поверхности предметов, в разных материалах и разными инструментами.

В 5–7 классах выполняется более сложная «работа в материале» в технике аппликации. Учащиеся создают работы из ткани, стекла, ниток, природного материала... Эта индивидуальная творческая работа, включающая в себя знания, накопленные ранее в процессе обучения.

При выполнении данной работы преследуются не только образовательные цели, но и воспитательные, так как помощь родителей имеет немаловажную роль и является положительным фактором в воспитании детей.

Сказкотерапия — воздействие на эмоциональное состояние ребенка через «добро» и «зло», положительные и отрицательные поступки героев. Используется в таких заданиях, как «сказочный герой — образ», «добро и зло в сказках», «добро и зло через цвет и форму»... Иллюстрации к книгам являются самым распространенным видом изобразительного искусства, с которым встречаются дети. Воплощая идейное содержание литературных произведений в художественных образах, ярких, выразительных, конкретных… Искусство иллюстрации является одним из сильных средств воспитания. Иллюстрация тесно связана с текстом литературного произведения, помогает детям глубже и лучше воспринимать текст, лучше запоминать его.

Библиотерапия — метод воздействия на ребенка чтением художественного текста. Например, стихи в работах «времена года», «природные стихии, «утро и ночь», пейзажи…

Психологическая терапия — развитие умственных способностей детей. На этих занятиях развивается речь детей; усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдения предметов и явлений, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций картин художников положительно влияют на формирование связной речи.

Я работаю с целью привития учащимся эстетического восприятия действительности и искусства, практической, художественной деятельности. Чтобы начать работу, я долго собирала материал по видам и жанрам изобразительного искусства, символики, геральдики, по росписям народных ремесел, самостоятельно изучала и осваивала компьютерные программы Paint, Photoshop, Power Point.

Большое значение имеет использование на уроках мультимедиапроектора и аудиоаппаратуры. Изобразительное искусство — один из предметов, на котором из урока в урок, учитель использует большое количество наглядных пособий. Такие просмотры с комментариями педагога очень эффективны и производят на учащихся неизгладимое впечатление, что дает огромный толчок к творчеству.

  1. Один из вариантов практической деятельности на компьютере — создание творческих работ при помощи техники «компьютерная кисть». Такие уроки возможно проводить в кабинете информатики, где каждый может работать на компьютере самостоятельно (или в группах) (Приложение № 6. Информационные компьютерные технологии в изобразительном искусстве (урок))

На уроках можно использовать игры . Введение игровых ситуаций увлекает ученика, создает благоприятный эмоциональный тонус, стимулирует проявление творческих способностей. Однако нужно соблюдать целесообразную меру: изобразительная деятельность школьника — это труд, хотя и носящий ярко выраженный художественный характер. Поэтому речь идет о соединении этого вида труда с игрой, а не о подмене изобразительной деятельности игрой.

На уроках изобразительного искусства использую в основном кратковременные игровые моменты , отдельные компоненты игры как средства усвоения необходимых знаний, умений и навыков.

Художественно-дидактические игры влияют на развитие у детей мышления и образных представлений, ибо в них требуется выполнить логические операции анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения и т. п. В игровой деятельности интенсивно развиваются наблюдательность, зрительная память, глазомер, воображение. В художественно-дидактических играх дети также знакомятся с основами симметрии, конструкции, пропорциями, цветом и формой предметов, их пространственным расположением.

На уроках изобразительного искусства возможно использование компьютерных игр: «В мире народного искусства», «Архитектура — застывшая музыка», «Кто нас нарисовал?», «В мире сказки», «Художник и природа», «Жанры изобразительного искусства» и др.

Вариантов подобных игр может быть множество. Разумеется, их подбор ведется с учетом возрастных возможностей детей. Эти игровые ситуации лучше использовать для закрепления изученного материала в начале или в конце урока. Как правило, они занимают не более 10–12 минут. Подобные компьютерные игры можно подобрать ко всем основным разделам учебного предмета «Изобразительное искусство».

Применяя новые художественные технологии, я ни в коем случае не отказываюсь от уже давно испробованных методов, форм, техник рисования.

Уверена, что еще одним важным условием развития художественного творчества детей является разнообразие применяемых при изобразительной, декоративной, дизайнерской деятельности художественных материалов и техники. Учащимся, для выполнения заданий, предлагаю такие материалы: графический карандаш, акварельные карандаши, цветные карандаши, акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, уголь, сангина, фломастеры, шариковая и гелевая ручки …

В каждом случае выбор художественного материала обусловлен конкретной задачей. В начальных классах обычно сама предлагаю детям тот или иной художественный материал. По мере взросления (с 5-го класса) и накопления опыта, формирования навыков изобразительной грамоты дети начинают сами делать выбор.

Такая тактика обусловлена тем, что введение новых художественных материалов и техники, как известно, активизирует процесс художественного творчества школьников. В то же время нельзя не учитывать, что чрезмерный интерес к новым материалам может увлечь школьника в ущерб грамотному изображению. Поэтому на уроках изобразительного искусства стремлюсь к тому, чтобы учащиеся постепенно и в системе овладевали различными материалами, рекомендованными программой.

Использование разнообразных художественных материалов, применение смешанной техники (акварель с белилами, сочетание рисования восковыми мелками и акварелью, рисунок поролоном, сочетание пастели и акварели и др.) не только позволяет учащимся добиваться большой образной выразительности, но и содействует развитию художественного творчества.

В обучении изобразительному искусству использую смену видов изобразительной деятельности в течение учебного года (графика, живопись, декоративная работа и др.). Именно это, на мой взгляд, позволяет избежать потери интереса к рисованию, сохраняет эффект новизны и в то же время дает возможность систематически работать над овладением художественными материалами и техникой.

Отсутствие целенаправленной системной работы по подготовке детей к изобразительной деятельности снижает их уровень художественно-творческой активности, ведет к ошибкам в изображении. Обычно это связано с тем, что дети недостаточно хорошо представляют себе объекты композиции, эпоху, быт, костюмы, архитектуру, пейзаж и другие детали. Поэтому перед выполнением заданий считаю необходимым знакомить детей с подобными объектами и явлениями. Это будет не только одним из этапов подготовки учащихся к выполнению задания, но и средством эстетического, патриотического воспитания, знакомством с историей родного народа, расширит кругозор детей.

Особая разновидность учебных задач — задачи на импровизацию. Это высшая степень проявления творчества. От копирования лучших образцов произведений живописи, графики, народного и декоративно-прикладного искусства, дизайна учащиеся постепенно подводятся к созданию собственных вариаций и импровизаций.

На уроках изобразительного искусства особая роль отводится показу видеофильмов . Фильмы подбираются ко всем ключевым темам курса. Например, при знакомстве с «Техникой работы художника над пейзажем, натюрмортом», видеоролики дают возможность показать все этапы рисования тем или иным материалом, в той или иной технике. Эти фильмы позволяют учащимся увидеть обстановку, творческую атмосферу художественных мастерских, узнать, какими материалами работают художники, какую технику, приемы используют. В зависимости от темы урока в 5–7-х классах возможна демонстрация видеофильмов «Искусство графики», «Искусство живописи», «Эрмитаж», «Третьяковская галерея» и др., которые дают возможность детям увидеть шедевры изобразительного искусства.

Я думаю, что каждый учитель должен осваивать современный электронный мир, технологии, программы, методы, новшества, ведь все в нашей жизни сейчас меняется каждую минуту. Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес.