Самообразование как фактор формирования профессиональной компетентности учащихся педагогического колледжа по специальности «Начальное образование» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, декабрь 2020)

Дата публикации: 29.11.2020

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Качановская, Н. Н. Самообразование как фактор формирования профессиональной компетентности учащихся педагогического колледжа по специальности «Начальное образование» / Н. Н. Качановская. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/383/16182/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье автор определил условия и виды деятельности субъектов образовательного процесса колледжа для формирования профессиональной компетентности посредством самообразования учащихся.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, самостоятельная работа.

Образовательный стандарт специальности «Начальное образование» реализуемый в средне специальных учреждениях образования Республики Беларусь утвердил компетентностный подход в профессиональном образовании.

Ольга Леонидовна Жук, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и проблем развития образования БГУ, дала такое определение понятию. «Компетентностный подход — система требований к организации образовательного процесса учреждения образования, которая предполагает результаты образования в виде компетенций и способствует практико-ориентированному характеру подготовки обучающихся, усилению роли их самостоятельной работы по разрешению задач и ситуаций, имитирующих социально-профессиональные проблемы». [1]

Таким образом, образовательный стандарт среднего специального образования устанавливает основные требования к содержанию профессиональной деятельности и компетентности специалиста. Для однозначности понимания вопроса за основу возьмём определение понятия «компетентность», данное в словаре образовательного стандарта. «Компетентность — выраженная способность применять знания и умение». [5]

Педагогические колледжи готовят учителей начальных классов, которые должны быть компетентными в следующих видах профессиональной деятельности:

– организационно-управленческая;

– обучающая;

– развивающая;

– воспитательная;

– методическая;

– диагностико-коррекционная;

– здоровьесберегающая;

– коммуникативная;

– социально-просветительская.

Изучив общие требования к уровню подготовки выпускника колледжа, выделили следующее требование — «быть готовым к постоянному профессиональному самосовершенствованию». [5] Самосовершенствование — сознательный процесс повышения уровня своей компетентности и развития значимых качеств в соответствии с социальными требованиями и личной программой развития. Самосовершенствование неразрывно связано с самообразованием. Самообразование выступает средством самосовершенствования.

Проблему самообразования педагога раскрывали в своих исследованиях В. А. Корвяков, Г. М. Коджаспирова, И. Л. Наумченко, И. А. Редковец, Е. В. Серебряник, Г. Н. Сериков, В. А. Сластенин.

В работах данных авторов самообразование педагога определяется как: «способ повышения профессионального мастерства» [4], «способ совершенствования профессиональной деятельности и личностного развития» [2], «система обновления, расширения, углубления ранее полученных знаний, совершенствование практических умений и навыков с целью достижения профессионального мастерства». [3]

Таким образом, самообразование является фактором развития будущего педагога, является фактором формирования профессиональной компетентности. фактором жизненного успеха.

Для того чтобы эффективно организовать процесс формирования профессиональной компетентности будущего учителя необходимо развивать у учащихся колледжа рефлексивные умения, мотивы самообразования и саморазвития в будущей профессии. Самообразовательная деятельность обусловлена самостоятельностью личности, её интеллектуальной активностью и связано со значительными волевыми усилиями. Поэтому важно чтобы у учащихся были сформированы внутренние мотивы, научное мировоззрение, а в учреждении образования были созданы благоприятные условия для учебного процесса на основании чего, учащиеся принимают решение о содержании предмета самообразования.

Характерно, что содержание предмета самообразования, как правило, не планируются самими учащимися, а только выбираются ими на основе имеющихся возможностей. Это может быть:

а) литературный источник, в котором отражена задача, выбранная учащимися, либо его содержание соответствует их внутренним мотивам, а изучение -интересам;

б) рекомендованная преподавателем система упражнений, мероприятий, осуществление которых направленно на достижение поставленных учащимся целей;

в) продуманная система самостоятельной работы по углубленному изучению учебных дисциплин;

г) целенаправленный подбор литературы по специальности, краткое реферирование её содержания с пометками о своём мнении.

Нужно учитывать ещё тот факт, что самообразование во многом зависит от специальных умений учащихся самостоятельно работать. [4] Поэтому, для создания условий, содействующих формированию профессиональной компетентности путём самообразования, преподаватели должны использовать современные методы и технологии обучения, которые развивают самостоятельность и творческий потенциал учащихся. Такие как проектную методику, исследовательский и проблемный методы, дифференцированное обучение, развивающее обучение, технологию развития критического мышления, ИКТ.

Рассмотрим деятельность преподавателей по созданию условий для самообразования учащихся и деятельность учащихся колледжа по формированию умения самосовершенствоваться, сведённую в таблицу 1.

Таблица 1

Деятельность преподавателей и учащихся по формированию профессиональной компетентности выпускников колледжа

Компоненты профессиональной компетентности

Содержание деятельности преподавателя и учащихся колледжа

В разделе «Требования к уровню подготовки выпускника» прописаны требования к социально-личностным компетенциям.

Одним из требований является  быть способным к совершенствованию своей деятельности, повышению квалификации в течение всей жизни.

В требованиях к профессиональным компетенциям указано, что выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности:

Преподаватель должен объяснить учащимся значимость процесса самообразования, направлять деятельность учащегося по самообразованию, предварительно изучив педагогическую терминологию и научив их работать самостоятельно с научной литературой, т.е. отбирать актуальный материал, выбирать главное, анализировать, конспектировать, обобщать, составлять сообщения и рефераты.

Учащиеся должны освоить умения и сформировать навык интеллектуальной деятельности, понимать значимость самостоятельной работы в саморазвитии и самообразовании, уметь её организовать.

организационно-управленческая:

анализировать социально-экономические и политические процессы, происходящие в государстве и мировом сообществе, исторические, экономические и общественно-политические закономерности развития общества;

обеспечивать воспитательную и идеологическую составляющие учебных занятий.

Преподаватель должен использовать на занятиях технологию развития критического мышления для формирования аналитических и прогностических умений учащихся; содействовать воспитанию чувств патриотизма и гражданственности на основе государственной идеологии и формированию высокого уровня идейной убежденности.

Учащийся: применять приёмы критического мышления при анализе происходящих в государстве и мировом сообществе, исторических, экономических и общественно-политических закономерностей. При прохождении учебных и производственных практик использовать знания, умения и навыки, проявлять педагогическое творчество.

обучающая:

-руководствоваться достижениями психологической и педагогической науки и практики при осуществлении образовательного процесса.

Деятельность преподавателя: привить профессиональный интерес к исследовательской деятельности, содействовать формированию потребности в самообразовании путём использования методов проблемного, частично-поискового обучения, вовлекать учащихся в деятельность научных клубов и обществ, привлекать к конкурсам мастерства и олимпиадам.

Деятельность учащегося: участвовать в работе научного общества и активная учебно-познавательная деятельность на занятиях и вне занятий.

методическая:

 изучать, анализировать и использовать в своей работе передовой педагогический опыт, педагогические технологии, вносить предложения по дальнейшему совершенствованию образовательного процесса;

 постоянно повышать свое педагогическое мастерство и профессиональную квалификацию.

Преподаватель должен создать условия для формирования у учащихся умение использовать в деятельности психолого-педагогическую диагностику для последующего выбора оптимальной технологии обучения и воспитания школьников, развивать критическое мышление, самостоятельность и аналитические способности учащихся колледжа.

Учащиеся должны упражняться в ходе практики в организации педагогического процесса с использованием эффективных современных образовательных технологий.

Самообразование будущих педагогов будет продуктивным, если:

– В процессе самообразования реализуется потребность учащихся к собственному развитию.

– Учащийся владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта.

– Учащийся обладает развитой способностью к рефлексии.

– Программа профессионального развития включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

– Учащийся обладает готовностью к педагогическому творчеству.

При целенаправленной планомерной работе в учреждении профессионального образования процесс самообразования у выпускников не оканчивается в момент получения диплома. А качество работы преподавательского состава по формированию способности к самообразованию учащихся регулярно отражается в отзывах работодателей. Ведь показатели эффективности педагогического самообразования — это, прежде всего, качество организованного молодым учителем учебно-воспитательного процесса и его профессионально-квалификационный рост.

Литература:

  1. Жук, О. Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход / О. Л. Жук. — Минск: Респ. ин-т высш. школы, 2009. — 336 с.
  2. Коджаспирова, Г. М. Теория и практика профессионального педагогического самообразования [Текст] / Г. М. Коджаспирова. — М.: Альфа, 1993.-389 с.
  3. Наумченко, И. Л. Как заниматься самообразованием [Текст]: методич. рекоменд. студентам / И. Л. Наумченко. — Гродно, 1976. — 31 с.
  4. Сластенин, В. А. Формирование личности учителя средней школы в процессе профессиональной подготовки [Текст] / В. А. Сластенин. — М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  5. Образовательный стандарт Республики Беларусь Среднее специальное образование Специальность 2–01 02 01 Начальное образование Квалификация Учитель. — Текст: электронный // ripo.unibel.by: [сайт]. — URL: http://ripo.unibel.by/umosso/files/standart/2–01 %2002 %2001.pdf (дата обращения: 19.11.2020).