Развитие компенсаторной компетенции у обучающихся старшей школы на уроках английского языка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, декабрь 2020)

Дата публикации: 28.11.2020

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Осадчая, А. А. Развитие компенсаторной компетенции у обучающихся старшей школы на уроках английского языка / А. А. Осадчая. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/383/16178/ (дата обращения: 24.01.2021).



В статье автор рассматривает особенности развития компенсаторной компетенции на уроках английского языка на уровне среднего общего образования (на примере учебно-методического комплекта «Звездный английский»).

Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, компенсаторная компетенция, единый государственный экзамен, федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования.

Современный учитель иностранного языка — это учитель, которому должно хватать психологической и лингвистической компетентностей, чтобы уметь работать с детьми, мыслящими нестандартно и учить их это делать на иностранном языке. Передавая знания, он каждый раз показывает, когда и где можно их применить. Современный учитель умеет находить компромисс между жизненными реалиями и теми требованиями, которые выдвигает Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС). Социальный заказ общества требует, чтобы школа готовила своих учеников к реальной жизни, в которой они должны быть конкурентоспособными, обладать языковой компетенцией на уровне не ниже B1/B2, а также при необходимости получили высокие баллы при сдаче Единого Государственного Экзамена (далее ЕГЭ). В результате понятие иноязычной коммуникативной компетенции, как основополагающей при изучении любого иностранного языка, приобрело более широкий смысл. Согласно ФГОС среднего общего образования формирование коммуникативной компетенции предполагает также рассмотрение ее неотъемлемых составляющих: речевая компетенция; языковая компетенция; социокультурная компетенция; компенсаторная компетенция; учебно-познавательная компетенция.

По мнению таких методистов, как И. Л. Бим, Т. М. Фоменко и др., уровень развития компенсаторных умений считается качественным показателем иноязычной коммуникативной компетенции [1, 3].

Формирование и развитие компенсаторной компетенции (в других источниках стратегической) позволяет учащемуся овладеть целым комплексом умений и знаний, которые будут способствовать взаимопониманию, и выявляющих уровень прикладного владения иностранным языком как инструментом общения. Компенсаторная компетенция, входя в состав коммуникативной компетенции, является тем звеном, которое взаимодействует с каждой компетенцией на любом этапе овладения иностранным языком.

Деятельностный подход лежит в основе освоения компенсаторной компетенции. Он позволяет выделить следующие компоненты в ее структуре: знания, стратегии, умения, мотивы и отношение к деятельности.

Важнейшими элементами в структуре компенсаторной компетенции являются компенсаторные стратегии и компенсаторные умения.

Компенсаторная стратегия ведет к достижению главной первоначальной цели — компенсации прерванного процесса коммуникации из-за нехватки языковых ресурсов. Компенсаторные стратегии могут быть: кооперативными (собеседник участвует в решении проблемы), некооперативными (учащийся пытается самостоятельно справиться с возникшей проблемой), лингвистическими (компенсации языковых и речевых планов продуцирования высказывания), паралингвистическими (использование невербальных средств коммуникации /жесты, мимика, взгляд, интонация, рисунки, тембр и т. п.). Компенсаторные стратегии имеют широкое применение также в родном языке, поэтому учителя иностранного языка могут опираться на уже существующий опыт, и дальше развивать эти умения и навыки.

В рамках данной статьи рассматриваются лингвистические стратегии на примере некоторых этапов урока английского языка на уровне среднего общего образования (10–11 класс). Лучше всего развитие компенсаторной компетенции происходит на уроках общеметодологической направленности.

На первом этапе (разминке) предполагается, что учащиеся включаются в иноязычное общение, отреагировав на реплику учителя согласно коммуникативной задаче, и используют субстратегию обращаться за помощью, а именно умение задавать наводящие вопросы, извиниться за незнание ответа.

Второй этап урока — целеполагание. Цель — сформулировать задачу урока. Отвечая на наводящие вопросы, учащиеся сами делают выводы о цели урока. На этом этапе очень эффективно применять прием учебного разговора «Управляемый диалог» в режиме «Учитель-ученик-ученик». Во время такого разговора учащиеся учатся не только правильно задавать вопросы, но и адекватно на них реагировать на иностранном языке. Следует отметить, что данный прием можно использовать на уроках иностранного языка как на старшей ступени, так и на среднем этапе обучения.

На этапах поискового чтения или аудирования учащийся должен научиться выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов. После прочтения или прослушивания учащимся обычно предлагается ответить на вопросы по тексту или услышанному. В процессе развития компенсаторной компетенции учителю следует побуждать учащихся задавать вопросы, переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов, используя как лингвистические, так и паралингвистические субстратегии.

На этапе выхода на свободную (или условно-подготовленную речь на уровне B1) следует развивать у учащихся старшей ступени умение пользоваться синонимами, антонимами, а также описывать понятия при нехватке языковых средств. Кроме того, необходимо побуждать учеников использовать ключевые слова и план в качестве опоры при составлении собственных высказываний.

К сожалению, практика показывает, что учителя иностранного языка не уделяют должного внимания обучению компенсаторным стратегиям ни на одном из этапов учебного процесса. Исключением являются лишь использование синонимии. Другие компенсаторные стратегии остаются вне поля зрения многих учителей. Следует отметить, что во многих учебно-методических комплектах (далее УМК) авторы предоставляют достаточное количество материала, которое способствует развитию компенсаторных стратегий. Например, в УМК “Starlight” при работе с текстом или аудио материалом учащемуся предлагается выполнить упражнения, где ключевые слова нужно заменить синонимами, а также же предвосхитить информацию по картинке или лексическим единицам. Эти упражнения относятся к типу упражнений на вероятностное прогнозирование, они направлены на формирование общеречевого психологического механизма вероятностного прогнозирования [2]. Более того, такие задания включены в комплексные умения интегрированного чтения и аудирования, что способствует снятию трудностей при чтении незнакомого текста, а также его лучшему пониманию.

Работа по освоению компенсаторной компетенции может вестись параллельно с освоением языковой компетенции. Например, одним из наиболее частотных упражнений в УМК “Starlight” является упражнение на заполнение лексических пропусков (в частности, в УМК для 11 класса таких упражнений 14 только в первых трех параграфах книги для учащегося). Это тренировочные упражнения на восстановление утраченного смысла, состоящие как из разрозненных предложений, в которых учащиеся должны заполнить пропуски подходящими по смыслу словами, так и в формате целого текста. Такого рода упражнения создают для учащихся проблемные ситуации, что, в свою очередь, помогает достичь развития интеллектуальной активности учащихся на уроках иностранного языка, а значит и формирования компенсаторной компетенции. Кроме того, с заданиями такого формата учащиеся столкнуться и на ЕГЭ.

В процессе формирования данной компетенции учитель играет главную роль, так как именно в его силах преподнести учебный материал, выделить из него главное, подготовить такие упражнения — дриллы, которые будут способствовать закреплению, исходя из целеполагания предмета. Упражнения должны иметь коммуникативный характер, побуждать к спонтанности решения, вызывать необходимость отхода от стереотипа, выполняться за ограниченное время. Впоследствии это поможет учащимся подготовиться как лингвистически, так и психологически к сдаче ЕГЭ.

Литература:

  1. Бим И. Л. Некоторые особенности обучения немецкому языку как второму иностранному на базе английского // Иностр. языки в школе. — 1997. — № 2. -С. 3–5.
  2. Масалимова Д. Ф. Обучение устной речи как одно из средств развития личности // Современные технологии обучения иностранным языкам на неязыковых факультетах педвузов: Материалы региональной научно-практической конференции. — Бирск: Бирск. гос. соц.-пед. акад., 2006. — С. 114–116.

Ключевые слова

иноязычная коммуникативная компетенция, единый государственный экзамен, компенсаторная компетенция, федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования