Кинезиотерапия в коррекции дизартрии у детей с детским церебральным параличом | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пантелеева, Н. В. Кинезиотерапия в коррекции дизартрии у детей с детским церебральным параличом / Н. В. Пантелеева. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/383/16153/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье описывается применение метода кинезиотерапии при коррекции дизартрических проявлений у детей с детским церебральным параличом.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, дизартрия, кинезиотерапии.

В последнее время увеличивается число детей, имеющих те или иные нарушения в развитии, как в физическом, так и в психическом. Проблемы в развитии могут проявляться сразу после рождения ребенка. Но бывает, что дефекты начинают давать о себе знать по мере развития ребенка. Причины, обусловливающие возникновение у детей отклонений в развитии, могут быть как врожденные, так и приобретенные.

Любые отклонения в развитии, особенно у детей с комплексными нарушениями, требуют своевременной профилактики и коррекции уже имеющихся дефектов, так как именно от этого зависит дальнейший прогноз развития ребенка.

Применение специальных методов, приемов, технологий коррекционного воздействия при обучении лиц с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями здоровья) помогают повысить эффективность проводимой работы и достичь желаемых результатов.

Особые образовательные потребности у детей разных категорий различны. Это связано со спецификой нарушения их психофизического развития, которая и будет определять в дальнейшем структуру построения учебного процесса.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Логопеды-практики широко применяют традиционные технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. Но также необходимо помнить, что речевые нарушения столь разнообразны, а методические подходы столь разноплановы, что вряд ли можно выделить какую-либо универсальную методику коррекции речевых нарушений.

Логопедия — комплексная дисциплина, интегрировавшая в себe различные отрасли педагогики, психологии и медицины. Поэтому учителя-логопеды в своей практике часто используют нетрадиционные методы и приёмы смежных наук, адаптируя к своей работе наиболее эффективные, помогающие оптимизировать коррекционную работу.

Инновационные технологии в логопедической практике — это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога; новые способы взаимодействия педагога и ребёнка; новые стимулы, служащие для создания благоприятного эмоционального фона, способствующие включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

В коррекционной педагогике получили широкое распространение такие нетрадиционные методы коррекционного воздействия как:

− нейропсихологические технологии;

− кинезиотерапия;

− гидрогимнастика;

− суджок-терапия;

− фитотерапия;

− аурикулотерапия;

− ароматерапия;

− музыкотерапия;

− хромотерапия;

− литотерапия;

− имаготерапия;

− сказкотерапия;

− песочная терапия [1, 2, 5].

Как уже отмечалось, применение данных методов коррекции нельзя рассматривать изолированными, самостоятельными и самодостаточными. Их использование, скорее всего, служат для создания благоприятного эмоционального фона, что в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.

Остановимся подробнее на таком методе коррекционного воздействия, как кинезиотерапия.

Кинезиотерапия — это область физической реабилитации, где в качестве основного лечебного средства используются движения — позиции, позы, активные и пассивные упражнения [8]. В логопедии и коррекционной педагогике используют следующие направления кинезитерапии: лечебную физическую культуру, логопедическую ритмику, логопедическую (артикуляционную) гимнастику, пальчиковую гимнастику, дыхательные упражнения, корригирующие позы, различные тренажеры [4].

Этот метод широко применяется мною в коррекционной работе по преодолению дизартрических проявлений у обучающихся с детским церебральным параличом.

Детский церебральный паралич (ДЦП) — группа непрогрессирующих нарушений позы тела и движений, вызванных повреждением центральной нервной системы, произошедшим в антенатальном, интранатальном или неонатальном периоде [8]. При ДЦП имеет место раннее органическое поражение двигательных и речедвигательных систем мозга.

Двигательные нарушения, характерные для ДЦП, часто сопровождаются интеллектуально-мнестическими, речевыми и другими расстройствами. Для детей с ДЦП характерна мышечная слабость и высокая спастичность мышц в пораженных конечностях, которые приводят к задержке моторного развития, в том числе слабость или спастичность мышц артикуляционного аппарата, что свидетельствует о проявлениях дизартрии и влияет на качество речи.

Дизартрия — нарушение произношения, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы. При дизартрии ограничена подвижность органов речи (мягкого неба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция [7].

Кинезиотерапия (лечение движением) занимает важное место в комплексной реабилитации лиц с нарушениями речи, в частности при коррекции дизартрических проявлений у детей с ДЦП. Как показала практика, это эффективное средство немедикаментозного воздействия. Многие ученые и исследователи, такие как Архипова Е. Ф., Ипполитова М. В., Мастюкова Е. М., считают, что кинезитерапия при ДЦП играет особую роль. Без её широкого и правильного применения результаты лечения синдрома ДЦП не могут быть высокими и стабильными.

Реабилитация ребенка с ДЦП — длительный и сложный процесс, так как его психика и моторика находятся в постоянном динамическом развитии. Двигательные нарушения носят врожденный характер, психомоторное развитие не может протекать нормально из-за того, что формирование дефекта опережает формирование правильных навыков. Поэтому, процесс двигательного восстановления должен основываться на знании физиологического двигательного развития ребенка. Лечебное воздействие движений при ДЦП не ограничивается влиянием на рефлекторные механизмы. Правильно подобранные движения и позы могут оказывать благоприятное воздействие на функционирование поражённых при ДЦП структур головного мозга [6, 8].

Кинезиотерапия в работе с детьми с ДЦП тесно сочетается с коррекционной ритмикой. Коррекционная ритмика — вид кинезиотерапии, при котором помимо коррекции двигательных расстройств развиваются высшие психические функции: внимание, память, воображение и речь. В основе коррекционной ритмики лежит ритм и музыкально-ритмическое движение. Задачей лечебной коррекционной ритмики является развитие чувства ритма и использование его в лечебно-восстановительных целях.

Во время занятий двигательной гимнастикой ребенок испытывает различные кинестетические ощущения, необходимые для координации работы всего организма. При стимуляции двигательных рефлексов закрепляются реакции на различные внешние воздействия. Подобная сенсорная нагрузка укрепляет и стимулирует развитие всей нервной системы ребенка.

Пассивная гимнастика подготавливает больного к лучшему воспроизведению постепенно восстанавливающихся активных движений. Каждую процедуру необходимо начинать с упражнений для здоровых конечностей, а затем чередовать их с активным движением паретичных конечностей и с дыхательными упражнениями, включая паузы для отдыха. Активные упражнения не должны вызывать болевых ощущений.

Поскольку при дизартриях наблюдаются парезы лицевой мускулатуры различной выраженности, то в кинезиотерапии выделяются специальные упражнения для восстановления и развития мимических движений.

Для нормализации мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры необходимо проводить дифференцированный логопедический массаж, артикуляционную гимнастику.

Пассивные упражнения, выполняемые самим логопедом, направлены на вызывание кинестезии. Активная артикуляционная гимнастика, постепенно усложняется и добавляются функциональные нагрузки. Артикуляционная гимнастика направлена на закрепление кинестезии и на улучшение качеств артикуляционных движений.

Все упражнения для мимической мускулатуры следует проводить на занятии между общеукрепляющими и дыхательными упражнениями на фоне предварительного расслабления, тепловой процедуры, поглаживания мышц на пораженной стороне [7].

Особенность кинезиотерапии, в отличие от других лечебных методов, состоит в осуществлении процесса упражняемости пораженных систем. Двигательные упражнения в значительной степени активизируют физиологические процессы в пораженных мышцах. Под влиянием регулярного упражнения расслабление мышцы осуществляется в более короткое время, чем до периода тренировки.

Использование данного метода, направленного на коррекцию двигательных и речевых нарушений детей с ДЦП, позволяет в более короткие сроки добиться желаемого результата.

Литература:

  1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В. М. Акименко. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 105 с.: ил. — (Сердце отдаю детям).
  2. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 109, [2] с.: ил. — (Сердце отдаю детям).
  3. Архипова Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. — 115 с.
  4. Борозинец Н. М. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. — Ставрополь, 2008. — 224.
  5. Варенова Т. В. Теория и практика коррекционной педагогики: уч. пос. для студ. дефектологических спец. высш. уч. заведений. — Изд. 2-е доп. — Минск: Аскар, 2007. — 318 с.
  6. Куртанова Д. К. Кинезотерапия в лечении детей с церебральным параличом [Текст] // Медицина: вызовы сегодняшнего дня: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: буки-Веди, 2017. — С. 1–4.
  7. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом (Кн. для логопеда). М., Просвещение, 1985.
  8. Шашкина Г. Р. Кинезитерапия и коррекционная ритмика в работе с детьми с детским церебральным параличом. / Сборник статей материалов городской межрегиональной научно-практической конференции 14–15 мая 2014 г. «Междисциплинарный подход к сопровождению детей с церебральным параличом в системе образования», М., 2014г, с. 192–197

Ключевые слова

детский церебральный паралич, дизартрия, кинезиотерапии