Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста: анализ зарубежного опыта

4. Дошкольная педагогика
5
Поделиться
Аннотация
В статье описана актуальность развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте, так же раскрыты основные принципы развития эмоционального интеллекта и особенности развития на примере зарубежного опыта.
Библиографическое описание
Курышова, Е. Г. Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста: анализ зарубежного опыта / Е. Г. Курышова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/383/15917.


В статье описана актуальность развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте, так же раскрыты основные принципы развития эмоционального интеллекта и особенности развития на примере зарубежного опыта.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект дошкольника, развитие эмоций, развитие дошкольника.

The article describes the relevance of the development of emotional intelligence in preschool age, as well as the main principles of the development of emotional intelligence and features of development.

Keywords : emotional intelligence, preschool age

Эмоциональное состояние ребенка выступает стержневой составляющей его общего развития, поскольку эмоциональность обусловливает успешность общения ребенка со сверстниками и взрослыми, определяет адекватность реакций на жизненные события, влияет на адаптацию к новым условиям жизнедеятельности. За кажущейся простотой детской эмоциональностью кроется довольно сложный и многоаспектный процесс понимания и трансляции эмоций, требующий от детей установленного уровня развития и знаний.

Развитие ребенка младшего и старшего дошкольного возраста тесно связано с семейной ситуацией. Множество факторов, таких как состав семьи, психологический климат, особенности семейных взаимоотношений, стиль воспитания оказывают непосредственное влияние на развитие и становление личности ребенка. В семье человек приобретает первый опыт общения, способность понимать переживания близких и сочувствовать им, поэтому семейным факторам принадлежит значительная роль в развитии эмоциональной сферы.

Повышение темпа жизни родителей, мода на академические знания, изменение системы ценностей привели к тому, что «когнитивный интеллект» занял лидирующее положение в воспитании детей. Однако превалирование одного его является недостаточным механизмом достижения успеха.

Приобретение таких навыков как мотивация, эмпатия, усердие, крайне необходимы для нормальной самооценки, построения здоровых личностных взаимоотношений, достижения успеха в профессиональной деятельности. Необходимо отметить, что эти навыки не формируются по средствам когнитивного интеллекта. Однако эмоциональная составляющая жизни дошкольника очень многообразна: дошкольники способны испытывать не только радость и счастье, но и проявляют способность к более глубоким и интенсивным чувствам печали (включая депрессию), горя, беспокойства и гнева. Для некоторых детей дошкольные годы знаменуют начало стойких эмоциональных трудностей и проблем психического здоровья, которые могут стать очень серьезными и оказать деструктивное воздействие на последующую жизнь.

Стоит отметить, что продолжительный эмоциональный стресс может повлиять на формирующуюся архитектуру головного мозга ребенка. Это может стать сигналом для общества в сторону изменений. Несмотря на наличие обширных знаний об эмоциональном и социальном развитии детей, в том числе в области нейробиологии, текущая политика раннего детства сосредоточена в основном на академическом познании, иностранных языках, ранней эрудированности и грамотности.

Политика, направленная на удовлетворение эмоциональных и поведенческих потребностей детей, является исключением, а не правилом. Существует разрыв между тем, что мы «знаем» о эмоциональном развитии, управлении поведенческими трудностями, и тем, что мы «делаем» посредством государственной политики и реализуемых национальных программы и проектов.

Понимание детьми собственных стратегий эмоциональной регуляции появляется в течение всего жизненного пути, при этом, решения могут включать неэффективные стратегии, в том числе. В целях эффективного применения модели эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте кратко раскроем три основных компонента, где будут раскрыты конкретные достижения в раннем детском возрасте. Осознание эмоций несомненно, играет важную роль в способности детей их регулировать. Знание и понимание эмоциональной составляющей может помочь в собственной адаптивной реакции. Ребенок, понимающий причину собственных эмоций, позволяет им проявляться, не подавляя их. Выражение эмоций маленькие дети становятся способными использовать эмоциональные, невербальные сообщения в различных социальных ситуациях и отношениях (например, топот ног, обнимание, прыжки радости). Они также развивают навык, связанный с эмфатической отвлеченностью в эмоции других людей (например, гладят того, кому больно). Кроме того, они проявляют сложные социальные и осознанные эмоции, такие, как вина, гордость, стыд и презрение, в соответствующих контекстах. Появляется знание и способности маленьких детей точно определять и обозначат собственные эмоции и эмоции других, особенно такие дискретные эмоции как эмоции счастья, печали, гнева и страха. В частности, с помощью методов, встроенных в игру, они могут определить причины и последствия этих эмоций, что будут способствовать зарождению осознания причин эмоций. Примеры таких драматических и психодраматических игр мы можем найти в учебном пособии Ю. В. Обуховой «Практическая психология личности: драматические и игровые технологии в работе психолога». По сути это, эмоциональное знание, которое включает переменные, рассматриваемые как эмоциональное знание, эмоциональное обозначение и эмоциональное узнавание. Дошкольники начинают регулировать эмоции разными способами, осознавая свои чувства, наблюдая за ними и корректируя их, при необходимости. Важной задачей развития эмоциональных навыков становиться развитие навыков, позволяющих справиться с любой жизненной ситуацией. Это некое эмоциональное регулирование, которое относится к управлению аффективными состояниями и стратегиям, используемыми для изменения эмоциональной интенсивности и валентности.

Дошкольное образование имеет большое значение для развития адаптационных механизмов готовности ребенка к школе. Адаптация является основой академического успеха. Многочисленные исследования, проведенные в США, подтвердили связь между социально-эмоциональным развитием дошкольников и академическим, социальным благополучием в начальной школе. Можно сделать вывод, что успех в обучении и адаптации к школе напрямую зависит от уровня развития эмоционального интеллекта дошкольника.

По мнению группы ученых США можно выделить три вида школьной адаптация: позитивная вовлеченность, внутренняя мотивация и социальные связи. Дошкольники с высоким уровнем эмоциональной регуляции имеют более высокий уровень социальных связей со сверстниками, в свою очередь, те у кого уровень эмоциональной регуляции был низок, имели более худшие показатели позитивной вовлеченности и внутренней мотивации.

P. M. Cole, T. A. Dennis, К. E. Smith-Simon и L.H Cohen в 2009 году изучили эмоциональное состояния 3-х и 4-летних детей, стратегии регулирования эмоций и сравнили их способности распознавать и генерировать стратегии управления чувством гнева, печали в стратегиях поведения. Исследования эмоций младенческого, возраста опираются преимущественно на визуальные признаки переживаемых эмоций, такие как мимика, жесты и гуление. Они обнаружили значительные корреляции между генерацией и распознавание стратегии гнева, но не печали. Это говорит о том, что дошкольники могут использовать различные методы для управления определенными эмоциями. Четырехлетние дети способны генерировать больше стратегий, чем трехлетние, для общения в условиях гнева, однако обе возрастные группы демонстрируют схожие реакции на печаль. Проведенное исследование четко показало, что эмоциональная регуляция и эмоционально-специфические стратегии развиваются с возрастом и с разной скоростью.

Первоначально эмоции начинают проявляться у детей (в 3–4 года), в играх или при обучении. В 4–5 лет, дети испытывают, определяют и дифференцируют гнев, печаль, страх, счастье, стыд, гордость, вину, прежде всего по выражению лица. После 6 лет, дети меняют свой аффективный словарный запас, главным образом в плане количества и разнообразия определяющих понятий, характеризующих эмоциональное состояние.

По мере развития дети становятся способными говорить о своих собственных эмоциях, могут слушать, что говорят другие дети о собственных эмоциональных переживаниях. Они также способны воспринимать разнообразие и сложность эмоциональных выражений и, самое главное, они осознают, что их эмоции -это следствие определенных причин, которые приводят к последствиям для их собственного поведения и поведения других людей.

Эмоции сопровождают все, что делают дети дошкольного или младшего школьного возраста, будь то в игровой, образовательной деятельности, учебной и художественной. Они постепенно строят свою аффективную лексику и создают стратегии распознавания и оценки эмоций.

Особенностью раннего детства является неспособность моделировать и подавлять свои чувства, у детей ограниченная способность контролировать свои эмоции. Эмоциональное состояние младших и старших дошкольников намного сложнее. Они зависят от собственной возможности интерпретировать свой собственный личный опыт и понимание того, что делают и думают другие, а также интерпретируя, как другие реагируют на них.

Недостаточное управление чувствами приводит к нарушениям в мыслительных процессах. Последние научные достижения в психологии показали, как развитие эмоций и познания зависят от возникновения, созревания и взаимосвязи сложных нейронных цепей в различных областях мозга, включая префронтальную кору, лимбическую кору, базальный передний мозг, гипоталамус и ствол головного мозга. Все эти основные эмоции участвуют в решении фундаментальных вопросов текущей жизни, что требует оперативного реагирования. Выражение основных эмоций универсально, поэтому их можно быстро и правильно распознать. Эмоциональные выражения (выражение лица, жест, поза, тон голоса) последовательны. Понимание их не одинаково доступно к пониманию в любом возрасте детей.

Участвующие в регулирование эмоции, усиленно взаимодействуют с функциями «исполнительных нейронов» (такими как планирование, суждение и принятие решений). Они непосредственно вовлечены в развитие навыков решения проблем в течение жизни дошкольников. С точки зрения функционирования мозга, эмоции поддерживают исполнительные функции, когда они хорошо регулируются, но мешают вниманию и принятию решений, когда они плохо контролируются.

К концу дошкольного возраста дети, которые приобретают сильную эмоциональную основу, обладают способностью предвидеть, говорить и использовать осознание собственных и чужих чувств, для лучшего управления повседневными и социальными связями.

Анализ зарубежных исследований показывает необходимость внедрения различного инструментария в дошкольные заведения для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.

Развитие эмоционального интеллекта должно основываться на доверительном отношении не только между учителем и ребенком, но и также с привлечением родителей. Родители оказывают самое большое влияние на формирование у детей эмоционального интеллекта. Умеренно проявляя те или иные эмоции, родители на своем примере знакомят детей с природой эмоций и системой их регуляции. Передаваемые положительные эмоции от родителей к ребенку способствуют восприятию стратегии, что выражать свои эмоции является нормальной практикой. Обратная ситуация, проявление в семье негативных эмоций, агрессии к ребенку, приводит к формированию у детей стратегии выражения отрицательных эмоций. Важно отметить, что именно первая реакция на эмоции дает ребенку понимание нормы, позволяет принимать или нет свои чувства. Анализ подобных взаимоотношений показывает, что дети младшего дошкольного возраста, испытывающие агрессивное обращение взрослых, почти всегда проявляют симптомы стрессового расстройства, представляющих собой набор клинических симптомов, включая тревожные расстройства и признаки депрессии. Подобные расстройства требуют терапевтического вмешательства.

Авторская позиция основывается на необходимости включения и постоянного совершенствования программ эмоционального интеллекта в учебный период, в систему формирования привычек дома, а не иметь краткосрочный или разовый характер. Данная позиция коррелирует с зарубежными эмпирическими данными, установившими, что дошкольные межличностные отношения с учителями и сверстниками корректируются увеличением эмоциональных знаний и последующими академическими успехами. В целом эмоциональная регуляция тесно связана с исполнительным функционированием и прогнозирует вовлечённость в школу и успешную адаптацию.

По мере перехода детей в следующую стадию развития младшего и старшего дошкольного возрастов, используются метод наблюдения и процедуры прямой оценки, что позволяет оценить выражение детьми эмоций, их опыт понимания и их регулирование. Учет особенностей развития эмоциональности в дошкольном возрасте дает возможность оптимально конструировать эффективную среду детского дошкольного учреждения. Для развития эмоционального интеллекта эффективно использовать в программе развития эмоционального интеллекта в дошкольных учреждениях сказок, элементов телесной терапии, арт-терапии, психодиагностики, дыхательных практик, песочной терапии, совместных песен и танцев, использование природных материалов для совместных творческих занятий.

В процессе формирования эмоционального интеллекта необходимо направлять и учить детей понимать собственные чувства и состояния, распознавать чувства других людей через жесты, движения, интонацию и мимику.

Таким образом, эмоциональный интеллект, заложенный в раннем детстве, становится основой личного счастья и профессионального успеха, позволяет налаживать и поддерживать межличностные отношения на высоком уровне, повысить достижения в профессиональной области.

Здоровые коммуникации, удовлетворенность отношениями со сверстниками, любопытство и энтузиазм к внутреннему миру друг друга, позволяют научиться детям раннего возраста, отправлять и получать эмоциональные сообщения, используя собственные знания об эмоциях и их регулировании в различных коллективах. Оптимальное функционирование эмоционального интеллекта, в корреляции с оптимальным функционированием интеллектуального интеллекта, является гарантом успеха в образовательной деятельности, взаимодействии с множеством внутренних и внешних факторов, ведущих к социальной гармонии.

Когда идет формирование эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста, происходит становление ребёнка как личности. Реализация данного процесса предусматривает развитие способности у дошкольников осознавать и контролировать свои эмоции и переживания, понимать эмоции и эмоциональное состояние других людей. Поэтому персонализированный компетентностный подход является самым подходящим для формирования и развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.

Таким образом, в дошкольном возрасте именно эмоциональность является доминантной, что позволяет эффективно проводить успешную коммуникацию с взрослыми и сверстниками, положительно влиять на эффективность адаптации к постоянно меняющимся условиям внешней среды, и являться фундаментом гармоничного развития ребенка.

Литература:

  1. Скоркина Е. С. Развитие эмоциональности у дошкольников в детском образовательном учреждении // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов. 2015 С. 105–109.
  2. Обухова Ю. В. Практическая психология личности: драматические и игровые техники в работе психолога: учебное пособие. — Ростов-на-Дону -Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2018. — 124 с.
  3. Parkinson B., Fisher A. H., Manstead A. S. R. Emotion in social relations. Cultural, social and interpersonal processes. N.Y.: Psychology Press, 2005.
  4. Jack, P. S. Children’s Emotional Development Is Built into the Architecture of Their Brains https://developingchild.harvard.edu/wp-content/uploads/2004/04/Childrens-Emotional-Development-Is-Built-into-the-Architecture-of-Their-Brains.pdf / P. S. Jack. — Текст: электронный // https://developingchild.harvard.edu: [сайт]. — URL: (дата обращения: 05.06.2020).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный