В статье рассматриваются глаголы звучания, произведенные от звукоподражательных слов, которые являются активной частью системы языка, обогащая её словообразовательные ресурсы, фразеологический фонд, эмоционально-экспрессивные возможности. Актуальность исследования обусловлена необходимостью создания системы обучения татарскому языку в общеобразовательной школе «от изучения языковых единиц к анализу живых процессов речи». Выбор глаголов звучания объясняется тем, что данные глаголы представляют педагогический интерес для развития речи учащихся на уровне практического владения словом, для осознания совокупности дифференцированных составляющих семантики представленных глаголов, а также для осмысления глаголов звучания как языковых знаков, отражающих звуковой фрагмент языковой картины мира.
Ключевые слова: татарский язык, глаголы звучания, звукоподражательные слова, семантика, словообразование.
The article deals with sounding verbs derived from onomatopoeic words, which are an active part of the language system, enriching its word-forming resources, phraseological Fund, and emotional and expressive capabilities. The relevance of the study is due to the need to create a system of teaching the Tatar language in a secondary school «from the study of language units to the analysis of living speech processes». The choice of sound verbs is explained by the fact that these verbs are of pedagogical interest for the development of students ' speech at the level of practical knowledge of the word, for understanding the set of differentiated components of the semantics of the verbs presented, as well as for understanding the sound verbs as language signs that reflect the sound fragment of the language picture of the world.
Key words: Tatar language, sound verbs, onomatopoeic words, semantics, word formation.
Глагол — одна из самых многочисленных лексико-семантических групп слов, характеризующаяся многообразием функций. Основной функцией глагола является формирование предикативного центра предложения. В двусоставном предложении глагол-сказуемое обозначает предикативный признак подлежащего, выступает компонентом сообщения: укучы әйтә (ученик говорит), сандугач сайрый (соловей поет), скрипка яңгырый (звучит скрипка), бал корты безелди (пчела жужжит), кыңгырау чыңлый (звонок звенит). Большой интерес представляют глаголы звучания, которые характеризуют сам процесс звучания и в основном они носят звукоподражательный характер. Например, безелдәү — жужжать,челтерәү — журчать и другие. В. Ю. Норман относит подобные глаголы к иконическим знакам, поскольку принципиальная особенность иконических знаков состоит в том, что «форма их выражения берёт на себя функцию значения — она сама по себе есть информация о денотате» [1: 122]. Глаголы звучания — это лексико-семантическая категория глаголов, которые или образованы от звукоподражаний при помощи словообразовательных ресурсов языка (например: мыр-мыр — мырылдау «мурлыкать», чыр-чыр — чырылдау визжать»), или форма которых связана со звуками, звуковая семантика обусловливает их материальное буквенное выражение (например: дыңгырдау «громыхать”, чылтырау «звенеть») [3: 73].
В татарском языке глаголы звучания образуются двумя способами: синтетическим, при помощи суффиксации, и аналитическим. Глаголообразующие суффиксы -ылда/-елдә, -да/-дә, -гыр/-гер, -кыр/-кер, -а/-ә, присоединяясь к звукоподражательным словам, выражают значение “производить звуки или совершать действия, издавая звуки, сходные с обозначенными в производящей основе” [3: 102]. Например, мыркылда — хрюкать, хырылда — храпеть, мырылда — мурлыкать, гүелдә — гудеть, кетердә — хрустеть, мыгырда — бормотать, текелдә — тикать, шышылда — шепелявить, шыркылда — хихикать, шыңгырда — звенеть, кетердә — хрустеть, ыҗгыр — завывать, бакыр — кричать, акыр — вопить, үкер — реветь, пошкыр — фыркать, төчкер — чихать, сызгыр — свистеть, какыр — харать, ажгыр — сильно гудеть, чажгыр — пыхтеть, гөлдерә — ворковать, кхкерә — загреметь, шалтыра — зазвенеть, чалтыра — дребезжать, челтерә — журчать, чәпә — шлепать, келтерә — слегка дрожать, издавать глухие звуки и т. д.
Аналитические формы, в основном сосотоят из звукоподражательных слов и вспомогательных глаголов итү, килү. Сложные глаголы, образованные от однокомпонентных звукоподражательных слов обозначают однократное издание звуков, если однокомпонентное звукоподражание само не выражает многократное издание звуков: гөмберт итү — грохнуться, чылтитү — брякнуть, дөңк итү — бахнуть, шак итү — стукнуть, гөҗ килү — жужжать, чер итү — пищать, чыш итү — шипеть, чең итү — звякать, чый килү — пищать, гөҗ килү — жужжать (о насекомых) [2: 148].
Сложные глаголы, образованные от двухкомпонентных звукоподражательных слов, обозначают многократное или длинное издание звуков: керт-керт итү — румкать, кетер-кетер итү — хрустеть, тек- тек итү — тикать,голт-голт итү — глотать с шумом, торыйк-торыйк итү — курлыкать, шарт-шорт итү — трещать, пычтыр-пычтыр итү — шумно топать, чымыр-чымыр килү — шипеть, без-без килү — жужжать, чупыр-чупыр килү — плескаться.
Как видно из примеров, звукоподражательные слова имеют широкие словообразовательные связи, активно участвуют в словообразовании. Они обогощают производящую базу глаголов звучания.
В общеобразовательных школах элементарные знания о словообразовании даются в начальной школе, в 5–7 классах — ученики знакомятся с основными понятиями структуры слова и словопроизводства татарского языка. Изучение словообразовательных особенностей глаголов звучания в общеобразовательной школе дает возможность формировать у учащихся представление о языке как развивающейся системе, постоянно пополняющейся новыми словами.
В методике преподавания татарского языка все упражнения по словообразованию делят на 4 группы:
1) Морфемные упражнения, которые развивают у обучающихся умение видеть структуру слова;
2) Словообразовательные упражнения, которые развивают умение устанавливать структурно-семантические связи и определять способ образования искомого слова;
3) Упражнения, сочетающиеся с лексической работой, когда слово анализируется в составе предложения.
4) Упражнения, связанные с упражнения следующего характера: по орфографии: словарный диктант с выборочным или полным морфемным анализом слов;
При изучении структурно-словообразовательных особенностей глаголов звучания можно предложить следующее упражнение, которое относится к первому типу:
Распределите глаголы звучания по нижеследующим схемам: зыңгылдау — звенеть, шыгырда — скрепеть, гүелдә — гудеть, чулт-чулт итү — булькать, дөмбердәү — грохотать, челтерәү — журчать, дыңгырдау — греметь, шыбырдау — барабанить (о дожде), тып-тып итү — капать (о каплях дождя), быгырдау — бурлить).
а) корень (звукоподражательное слово) + суффикс -ылда/-елдә;
б) корень (звукоподражательное слово) + суффикс -да/дә;
в) корень (звукоподражательное слово) + суффикс а/-ә;
г) корень(звукоподражательное слово) + вспомогательный глагол ит;
д) корень(звукоподражательное слово) + корень(звукоподражательное слово)+ вспомогательный глагол кил.
Вторая группа упражнений предлагается после изучения словообразующих особенностей (словообразующая основа, способы словообразования, словообразовательные типы и модели) глаголов. Например:
Найдите глаголы, означающие звуки, издаваемые живыми существами, определите способ образования данных глаголов: мырылдау — мурлыкать, быгырдау — бурлить,бакылдау — квакать, мөгрәү — мычать; чутылдау, чут-чут итү, зыңгылдау — звенеть, кыткылдау — кудахтать, шыгырда — скрепеть, тыпырдау — топать, хырылдау — храпеть, челтерәү — журчать, каңгылдау — гоготать, дыңгырдау — греметь, чыелдау — визжать, күкелдәү — куковать, гүелдә — гудеть, чыркылдау — чирикать,дөмбердәү — грохотать, гөҗ килү, шыркылдау — хихикать, бызылдау — жужжать, шыбырдау — барабанить, тып-тып итү — капать.
Глаголы звучания в татарском языке представляют собой сложную систему значений, что объясняется, во-первых, многообразием звуковых и световых явлений, воспроизводимых подражательными словами, во-вторых, многозначностью этих слов, когда одно и то же подражание употребляется для обозначения различных явлений, иногда имеющих между собой лишь отдельное сходство [4, с.169]. Третий тип упражнений, сочетающиеся с лексической работой, позволяют обучающимся грамотно находить семантические особенности глаголов звучания в составе предложения. Например: Куркудан йөрәгем купты, җан ачуым белән кычкырып җибәрдем; уянып китсәм, морҗа калагын ике кулым белән кысып тотканмын, йөрәгем дөп-дөп килә. От испуга сердце стало биться сильнее, я с ненавистью крикнул; а когда проснулся, увидел, что схватился за засов печи двумя руками, сердце стучит тук-тук. Эре-эре яңгыр тамчылары дөп-дөп итеп ява башладылар. С шумом стали падать крупные капли дождя.
Как видно из примеров, при помощи звукоподражательного слова дөп-дөп в первом предложении представлен глагол дөп-дөп килә (подражание сильному сердцебиению), а во втором аналитический глагол в форме деепричастия дөп-дөп итеп, производящей основой которого так же является ономатоп дөп-дөп (подражание шуму падающих капель). Таким образом, смысловые оттенки глаголов звучания полностью определяются только в составе предложения. В этих целях можно использовать фольклорный материал, например, загадки, в которых глаголы звучания наиболее функциональны.
Чик-чик итә, читкә сикерә (Чикерткә).
Җилт-җилт итәр, җилпеп китәр, гөлгә кунар,
Чәчкә үбәр, бик күп төрле алтын-сырлы (Күбәләк).
Зелф-зелф итәр, зелфәргә кунар, Дул-дул итә, дугага куна.
Әфәфи җонлы, алтын канатлы (Төклетура) [6: 58–59].
Пятая группа упражнений, нацелена на правописание глаголов звучания. Как известно, звуковой состав, структура звукоподражательных слов отличаются от обычных лексических единиц. Звукоподражания — это эхо естественных звучаний, и именно этим обстоятельством обусловлено своеобразие их структуры: типичность повторов, отсутствие ограничений в распределении согласных, наличие необычных для татарского языка консонантных сочетаний, типа, дөңк, пырх, мырк, төчк и т. д. Все это вызывает определенные трудности при написании звукоподражательных слов, а также производных от них единиц. Для словарного диктанта с выборочным или полным морфемным анализом слов можно предложить следующие глаголы звучания: пырхылдау, гөрселдәү, чыркылдау, шаркылдау, төчкерү, пошкыру, мөгрәү и т. д.
Таким образом, подражательные слова в непосредственной, экспрессивно-изобразительной форме передают звуки, издаваемые живыми существами и различными предметами, или выражают представления о световых явлениях и о различных движениях. Глаголы звучания, образованные от звукоподражательных слов при помощи различных суффиксов (-а/-ә, ылда/-елдә, -да/-дә) либо сохраняют большую близость к образной лексике, либо оказываются на грани перехода в обычные слова с лексическим значением. Иначе обстоит дело с аналитическими формами, состоящими из звукоподражательных слов и вспомогательных глаголов. В них звукоподражательные слова выстуают в их первоначальной функции, нисколько не утрачивая черты присущей им образности, хотя эта образность приобретает специфическую окраску действия и состояния.
Таким образом, на примере группы глаголов звучания мы попытались доказать важность изучения семантики и функциональных возможностей глагола. Определили объем и содержание понятийного аппарата лингвистики применительно к анализу семантической структуры глагола в курсе татарского языка в образовательных учреждениях, рассмотрели структурно-словообразовательный принцип описания глаголов звучания как необходимый компонент в формировании языковой и речевой компетенции учащихся.
Литература:
- Норман Б. Ю. Игра на гранях языка. — М.: Флинт: Наука, 2006. — 344 с.
- Салахова Р. Р. Гиниятуллина Л. М. Глаголы звучания в татарском языке: словообразовательный и семантический аспекты// Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 3. Ч. 2. — С. 147–149.
- Татарская грамматика: в 3-х т. — Казань: Татарское кн. изд-во, 1993. Т. I. — 584 с.
- Татарская грамматика: в 3-х т. — Казань: Татарское кн. изд-во, 1993. Т. II. Морфология. — 397 с.
- Татарско-русский словарь/ Под ред. Ф. А. Ганиева. — Казань: Тат. книжн. изд-во, 1988. — 462 с.
- Татар халык иҗаты: Табышмаклар. — Казан: Татар. кит. нәшр., 1977. — 272 б.

