Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование читательской грамотности младших школьников

1. Общая педагогика
3
Поделиться
Аннотация
В статье рассматривается понятие читательской грамотности как важнейшего условия развития целостной личности младшего школьника в контексте PIRLS и ФГОС НОО. Показано, что развитие читательской грамотности является актуальным вопросом современности.
Библиографическое описание
Вафина, Ю. Ф. Формирование читательской грамотности младших школьников / Ю. Ф. Вафина. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/383/15898.


В статье рассматривается понятие читательской грамотности как важнейшего условия развития целостной личности младшего школьника в контексте PIRLS и ФГОС НОО. Показано, что развитие читательской грамотности является актуальным вопросом современности.

Ключевые слова: читательская грамотность, чтение, международное исследование PIRLS, младшие школьники.

В современной педагогике все чаще обсуждается вопрос формирования не просто навыка чтения, а умения использовать этот навык для поиска нужной информации в тексте, для обогащения своего читательского опыта и получения необходимых знаний [6].

До введения стандарта, когда речь шла о грамотности в начальной школе, то подразумевалась математическая и лингвистическая грамотность, то есть грамотное решение математических задач и письмо без ошибок. Читательская грамотность понималась как скорость чтения. Благодаря введению федерального государственного образовательного стандарта стало понятно, что читательская грамотность это не быстрота чтения, а умение работать с текстом для получения информации [3]. При этом, безусловно, важно, когда ребенок умеет работать с текстом как маленький читатель, получает удовольствие от чтения и умеет воображать по поводу прочитанного в тексте.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Требования ФГОС НОО к читательской грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах освоения междисциплинарной программы «Чтение: работа с текстом», а также в обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем предметам начальной школы [2].

В международном мониторинговом исследовании PIRLS читательская грамотность определяется как «способность ученика к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества» [4]. Читательская грамотность включает широкий спектр компетенций: базисное декодирование; знание слов, грамматики, структуры текста; общие знания о мире; понимание своего непонимания, умение восстанавливать и поддерживать свое понимание на должном уровне [5].

По мнению М. М. Светловской, для формирования читательской грамотности необходимы определённые читательские действия: делать прямые умозаключения из полученной информации; интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста; оценивать содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов [1].

Основы читательской грамотности необходимо закладывать уже в начальной школе. Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности обучающегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний [5].

М. И. Оморокова в своей работе говорит о том, что средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту, и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом [1].

Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие обучающимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.

Согласно сведениям Центра оценки качества образования читательская грамотность включает широкий спектр компетенций у обучающихся — от базисного декодирования, знания слов, грамматики, структуры текста до знаний о мире [2].

Рис. 1. Компетенции читательской грамотности

На основании предложенной схемы 1 можно сделать вывод, что читательская грамотность включает метакогнитивные компетенции: понимание своего непонимания, умение восстанавливать и поддерживать свое понимание на должном уровне.

Говоря о читательской грамотности, Л. А. Рябинина в своих работах подчеркивает активный, целенаправленный и конструктивный характер использования чтения в различных ситуациях [3]. Читательская грамотность в определённой степени должна быть сформирована на начальной ступени образования. В среднем и старшем звене читательская грамотность получает своё развитие и, совершенствуясь, переходит в читательскую компетентность [5].

Благодаря организации педагогической деятельности по формированию читательской грамотности у выпускников начальной школы развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. И, соответственно, обучающиеся могут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях [1].

Только систематическая работа по формированию читательской грамотности на всех ступенях обучения способна решить проблему формирования грамотного читателя. Для этого необходимо правильно выстроить весь инструментарий, распределив его по ступеням обучения, и задействовать его и в учебной, и во внеучебной работе [6].

Литература:

  1. Гончарова Е. Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса [Текст] // Дефектология. — 2007. — № 1. — С. 4–11.
  2. Горецкий В. В., Оморокова М. И. Вопросы методики чтения в начальной школе [Текст] / В. В. Горецкий, М. И. Оморокаова. — М.: Просвещение, 2011. –168 с.
  3. Воюшина М. П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников. — СПб., 2007.
  4. Ибрагимова Р. Э. Формирование читательской грамотности младших школьников [Текст] / Р. Э. Ибрагимова. — Стерлитамак: Башкирский государственный университет, 2013. — 75 с.
  5. Кузнецова М. И. Диагностика читательской грамотности школьников: инструментарий и результаты [Текст] / М. И. Кузнецова // Образовательное пространство в информационную эпоху: cборник научных трудов Международной научно-практической конференции. — М., 2017. — С. 493–502.
  6. Ходякова, Л. А. Читательская компетентность как составляющая общекультурной компетентности (диагностика метапредметных умений) [Текст]: / Л. А. Ходякова, А. В. Супрунова // Наука и школа. — 2015. — № 6 — С. 87–94.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный