Педагогические условия развития творческих способностей детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2020)

Дата публикации: 01.11.2020

Статья просмотрена: 483 раза

Библиографическое описание:

Чеснокова, Ю. И. Педагогические условия развития творческих способностей детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности / Ю. И. Чеснокова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/381/16144/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье исследуются и анализируются педагогические условия развития младших школьников с ОВЗ во внеурочной деятельности. Опираясь на труды таких ученых, как Л. С. Выготский, Н. Н. Малофеев, Г. К. Селевко было выделено четыре основных педагогических условия.

Ключевые слова: младшие школьники, ограниченные возможности здоровья, внеурочная деятельность, педагогические условия

Проблема обучения, воспитания и социализации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья является актуальной не только для Белгородской области, но и в целом для страны, поскольку количество таких детей значительно увеличилось за последние годы. В настоящее время младшие школьники с ограниченными возможностями здоровья обучаются в каждой школе любого населенного пункта нашего государства и зачастую их обучение ведется в домашних условиях педагогами муниципальных образовательных учреждений.

В настоящее время большое внимание уделяется интеграции в общество детей-инвалидов. В рамках реализации государственной образовательной инициативы «Наша новая школа» и программы «Доступная среда» в Белгородской области, реализуется работа по созданию в образовательных учреждениях безбарьерной среды, позволяющей обеспечить совместное обучение детей-инвалидов и детей с сохранным развитием [4].

Личность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья, его потребности и интересы должны быть в центре воспитательного и образовательного процесса, который необходимо выстроить на принципе целостного подхода к ребенку, т. е. в развитии всех его потенциальных возможностей, как физических, так и психических, которые играют немало важную роль для самостоятельной и полноценной жизни.

В своих трудах Л. С. Выготский отмечал, что «развитие особых детей подчиняется тем же основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии обычного ребенка, но имеет свои особенности» [10, с.51].

По мнению Г. К. Селевко, «индивидуализация обучения — это с одной стороны — организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями обучающихся. С другой — различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход» [5, с.101].

На сегодняшний день ведущими специалистами в области специального коррекционного образования, разработан проект Концепции федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и проекты ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья всех категорий [3].

Цель образовательных учреждений — формирование таких условия, при которых любой ребенок с раннего возраста будет активно развиваться в соответствии с его интересами, желаниями и имеющимся потенциалом, постоянно стремиться узнать что-то новое, изучать окружающую среду, пробовать свои силы в изобретательстве, творческой деятельности, спорте.

Недостаток коммуникативного общения является значительной проблемой для любого ребенка, а для ребенка с ОВЗ эта проблема наиболее значима. Острота проблемы заключается в том, что учащиеся младшего школьного возраста с отклонениями в развитии не имеют возможности постоянно контактировать со сверстниками в силу «закрытого» образа жизни. Младшие школьники с ограниченными возможностями здоровья не являются пассивными объектами социальной помощи, они развивающиеся личности, которые имеют право на удовлетворение своих разносторонних социальных потребностей в познании и творчестве. Дети, имеющие статут ребенка с ОВЗ, так же способны и талантливы, как и дети с сохранным развитием, но они нуждаются, чтобы им дали возможность проявить свои способности и оказали поддержку, как в школе, так и семье.

В современном обществе младший школьник с ОВЗ испытывает потребность в гармоничном развитии, выдвигая на передний план личность, которая готова действовать к достижению своих целей. В процессе становления такой социальной компетентности важную роль играет внеурочная деятельность, которая вооружает младшего школьника не только суммой знаний учебных предметов, но и целостной культурой, которая дает свободу самовыражения личности в будущей самостоятельной жизни.

Внеурочная деятельность — это деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного образовательного плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения и является одной из форм организации свободного времени учащихся [3].

Образование не стоит на месте и с переходом на новые стандарты происходит усовершенствование внеурочной деятельности. Каждый обучающиеся учится порождать, создавать и творить. Модель ФГОС НОО педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей каждого индивида, развитию у детей интереса к разнообразным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Каждый вид внеурочной деятельности, такой как творческая, познавательна, спортивная, трудовая, и игровая — обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный прогресс [2]. Умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить зависимости — все это и есть творческие способности. Каждый школьник обладает разнообразными потенциальными способностями. Природа наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Задача каждого педагога — выявить и помочь развить творческий потенциал каждого ребенка в доступной и интересной для него деятельности [1].

В среднем образовательном учреждении организация внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Главное преимущество внеурочной деятельности состоит в том, что учащимся предоставляется возможность разнообразного спектра занятий, направленных на их всестороннее развитие [3].

В работе с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья является приоритетным создание таких педагогических условия, которые будут адаптированы с учетом личности и индивидуальных возможностей каждого индивида.

Педагогическое условие — это совокупность мер педагогического процесса, направленные на повышение его эффективности.

Для развития творческой деятельности у детей младшего школьного возраста имеющих статус ОВЗ было выделено четыре основных педагогических условий.

Первое по значимости условие — это ресурсная и психологическая готовность учреждения принять ребенка с отклонениями в развитии и готовность распознать и развить его творческую одаренность.

Второе немаловажное условие — это адекватная позиция родителей детей, которые имеют статус ОВЗ, их вера в возможности, поддержка, стремление к совместному с ребенком преодолению его проблем, раскрытию талантов и способностей, а также отклик на современные формы взаимодействия образовательного учреждения.

Третьим условием развития творческих способностей обучающегося с ограниченными возможностями здоровья является его психолого-педагогическое сопровождение. Цель такого сопровождения — это формирование положительных личностных качеств самого обучающегося — его самооценка и вера в свои достижения, готовность к трудностям, упорство и положительный настрой.

И четвертое условие развития творческих способностей, обучающихся с ОВЗ — это адаптированная, соответствующая индивидуальным возможностям ребенка система внеурочной деятельности, которая обеспечит включение обучающегося в активную жизнь образовательного учреждения и окружающего мира. В основе данного условия взаимодействия детей младшего школьного возраста с отклонениями в развитии во внеурочной деятельности лежит принцип успешности каждого ученика.

Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного освоения детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья творческими способностями во внеурочной деятельности, необходимо соблюдать ключевые условия развития. Творческие способности ребенку с ОВЗ помогут им развить коммуникативные умение, поверить в себя и в свои силы, научат культуре общения со сверстниками и взрослыми.

Литература:

  1. Андреева, О. Ю. Мастер-классы как педагогическая технология развития творческих способностей учащихся / О. Ю. Андреева, Е. С. Балакина, П. С. Киселева, Н.В Сырова. // Молодой ученый. — 2015. — № 9. — С. 106–109.
  2. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 томах/ Л. С. Выготский. — М., 2015. — т.4. — с.5–243.
  3. Малофеев, Н. Н. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. Н. Малофеев, О. И. Кукушкина, О. С. Никольская, Е. Л. Гончарова. — М.: Просвещение, 2013. — 42с.
  4. Постановление правительства Белгородской области от 2 октября 2010 года № 235 — пп. долгосрочная целевая программа «Развитие образования Белгородской области на 2011– 2015 годы».
  5. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления/ Г. К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий, 2015. — 208с.
  6. Яковлева Г. В., Титеева И. Л. Особенности развития творческой одаренности учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Современные исследования социальных проблем / Г. В. Яковлева, И. Л. Титеева. // (электронный научный журнал) № 10 (18), 2012.