Мордовская культура как воспитательный потенциал поликультурного образования в дошкольном учреждении | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

XII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2020)

Дата публикации: 29.10.2020

Статья просмотрена: 134 раза

Библиографическое описание:

Канесева, О. Ю. Мордовская культура как воспитательный потенциал поликультурного образования в дошкольном учреждении / О. Ю. Канесева, Ю. В. Шипова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/381/16120/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье авторы пытаются раскрыть средства приобщения детей к культуре мордовского народа.

Ключевые слова: Мордовия, поликультурное воспитание, ребенок, мордовский народ, игра, детский сад

Дошкольный возраст — это время, когда начинает формироваться личность маленького человека. Этот период наиболее благоприятен для развития у ребенка интереса и уважения не только к родной культуре, но и воспитания доброжелательного отношения к людям любой национальности и расы.

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям [5, с. 3].

Жизнь в современных условиях показывает, что дети рано проявляют интерес к людям разных национальностей и рас, их культурному наследию, внешнему виду, языку, на котором они общаются, национальной кухне, то, как они одеваются и обустраивают свой быт. Мордовия является поликультурным регионом. На ее территории проживают представители разных национальностей: русские, мордва, украинцы, татары, армяне, таджики, казахи и др. Поэтому необходимо знакомить детей с природой мордовского края, ее историей, государственной символикой, с городами и населенными пунктами, со знаменитыми людьми, прославившими Мордовию, а также с языками, литературой, музыкой, изобразительным искусством народов, которые с незапамятных времен проживают на ее территории.

Для систематизации знаний детей о людях разных национальностей, их культуре, особенностях их деятельности следует максимально использовать:

— культурное пространство города (в том числе посещение музеев, выставок, экскурсий и др.);

— предметно-развивающую среду, отражающую поликультурное разнообразие региона;

— расширение представлений об истоках культурно-этнического многообразия нашей страны через организацию национальных праздников; празднование знаменательных дат в истории разных стран и народов;

— расширение круга общения с детьми и взрослыми-представителями разных национальностей.

Работа по поликультурному воспитанию предполагает прежде всего погружение ребенка в атмосферу народного творчества, накопление впечатлений, которые могут стать основой сотрудничества, общения со сверстниками и взрослыми, самостоятельного творчества в различных видах деятельности [2, с. 7].

Содержание поликультурного воспитания включает в себя разнообразные средства:

— устное народное творчество;

— художественная литература;

— декоративно — прикладное искусство, живопись;

— игра, национальная игрушка и национальная кукла;

— музыка;

— этнические мини-музеи;

— национальные кушанья [4, 84].

Также используются разные виды деятельности: игровая, двигательная, речевая, познавательная, музыкальная, изобразительная и др.; разные формы работы с детьми:

— ООД (организованная образовательная деятельность) (дети знакомятся с историей и культурой родного края, с природой региона, с достопримечательностями родного города (села, поселка), с народами, населяющими Мордовию и их языками, с особенностями быта мордовского народа, с мордовской кухней, с декоративно — прикладным искусством и т. д.);

— экскурсии, выставки;

— презентации и проекты;

— игра (дидактическая, сюжетно-ролевая, театрализованная, подвижная);

— народные праздники, развлечения, викторины, концерты;

— работа с семьей;

— самостоятельная деятельность детей.

Такой подход позволяет детям узнавать названия и назначения, например, народных игрушек, национальных блюд, знакомит их с легендами и верованиями родного народа. Дети начинают использовать в своей разговорной речи народные пословицы и поговорки, с удовольствием исполнять народные песни на различных праздниках, использовать в играх народную атрибутику.

В детских садах Республики Мордовия воспитываются дети разных национальностей.

Для организации этно- и поликультурной образовательной среды необходимо создавать соответствующее предметно-пространственное окружение, способствующее формированию у детей представления о человеке в истории и культуре:

— подборки книг и открыток, игр и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом и бытом разных народов;

— уголок краеведения с образцами народного быта (мини-музей);

— образцы национальных костюмов (для кукол, детей и взрослых);

— художественная литература (сказки и легенды народов России и мира) [2, с. 10].

Работа по поликультурному воспитанию требует создания соответствующей предметно-развивающей среды и в возрастных группах дошкольного учреждения:

— в каждой группе-уголки краеведения (например, альбомы по истории мордовского народа, куклы в мордовском национальном костюме, предметы декоративно-прикладного искусства (мордовская (русская) матрешка, тавлинская игрушка, декоративная вышивка));

— подборки дидактических игр («Хоровод дружбы», «Государственная символика России (Мордовии)», «Защитники Отечества», «Магазин народных игрушек», «Одень куклу в национальный костюм».);

— подборки подвижных, хороводных игр разных народов;

— подборки методической и детской художественной литературы.

Наиболее эффективным методом реализации задач поликультурного воспитания можно считать метод педагогических проектов. Тематика их может быть разнообразна («Мордовия спортивная», «Кто живет в мордовском лесу», «Народная игрушка Мордовии», «Народные промыслы Мордовии», «Мордовский национальный костюм», «Моя малая Родина», «Мордовский фольклор в развитии речи у детей дошкольного возраста»). Но главной целью проектов должно является формирование у их участников культуры межнационального общения, интереса и взаимного уважения к представителям разных национальностей, их культуре, языку и традициям.

В детском саду на регулярной основе необходимо проводить народные праздники, развлечения: «Осенняя ярмарка», «Новый год», «Рождество Христово», «Светлая Пасха», «Широкая Масленица», где переплетаются мордовские, русские традиции, а также традиции народов, населяющих нашу огромную многонациональную страну. При разработке сценариев праздников, представлений, развлечений особое внимание уделять подбору музыкальных произведений, особенно произведений обрядово-календарного фольклора, народных подвижных игр.

Мордовское музыкальное народное творчество олицетворяет собой веками накопленные непреходящие ценности, музыкальный опыт и национально-своеобразный музыкальный язык народа. Мордовский музыкальный фольклор-органичная часть музыкальной культуры мордовского народа. Он обладает социальной функцией и способствует комплексному воздействию на личность-духовному, нравственному, эстетическому, так как несет веками сформированные общечеловеческие ценности. С другой стороны, данное искусство несет в себе национальное своеобразие, которое проявляется в национальном характере, языке, этническом самосознании, национальном мировоззрении, а также в своеобразном музыкальном языке, освоение которого способствует накоплению у детей национально-своеобразных интонационно-слуховых представлений [1, с. 47].

Знакомство с народными играми обеспечивает процесс этно- и поликультурного воспитания, способствует приобретению знаний о национальных особенностях разных народов, способствует развитию двигательной активности детей, умению сотрудничать друг с другом [2, с. 7].

Особое внимание должно уделяться укреплению связей детского сада и семьи.

Нужно стараться, чтобы родители принимали активное участие в педагогическом процессе: участвовали в проведение выставок, различных утренников, развлечениях, народных праздниках; немаловажно вовлекать их в проектную деятельность.

Важно донести до каждого родителя, что именно семья является неиссякаемым источником обычаев и традиций. Именно семья дает ребенку неповторимый опыт взаимодействия людей друг с другом, что позволит в дальнейшем относиться с величайшим уважением к культуре и обычаям любого народа, а особенно к тому, который проживает рядом.

Известно, что в дошкольном возрасте ребенок усваивает общечеловеческие духовно-нравственные ценности через культуру родного народа при ознакомлении с родным языком и окружающим его природным, социальным и материальным миром. Воспитание и обучение детей на материале окружающего его мира, на национальных традициях способствует сохранению этноса, его генофонда, развитию народной культуры, а также включает ребенка в единое образовательное пространство России, что влияет впоследствии на укрепление межэтнических отношений, совершенствование межкультурного общения [4, с. 53].

Развивая ребенка в этнокультурной среде, необходимо делать акцент на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении [1, с. 5].

Литература:

  1. «Валдоня» (Светлячок) Программа и методические рекомендации: Для дошк. образов. Учреждений Респ. Мордовия /М-во образования Респ. Мордовия. — Саранск: Тип. «Крас. Окт»., 2001. — 108 с.
  2. Гончарова О. В., Шапарь М. Г. Организация процесса поликультурного воспитания дошкольников в дошкольном образовательном учреждении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2013. — № S8. — С. 6–10. — URL: http://e-koncept.ru/2013/13571.htm.
  3. Мы в Мордовии живем: региональный образовательный модуль дошкольного образования/ О. В. Бурляева [и др.]; Мордов. гос. пед. ин-т. — Саранск, 2015. — 84 с.
  4. Плаксина Е. С. Поликультурное образование детей дошкольного возраста /Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Mеждунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — vi, 146 с.
  5. Хрестоматия к программе «Валдоня» («Светлячок»): Пособие для дошк. образов. учреждений РМ/Авт.-сост. е.Н. Киркина. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004. — 352 с.