Особенности планирования образовательной деятельности с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения
Автор: Ельцова Анна Владимировна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
XII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2020)
Дата публикации: 31.10.2020
Статья просмотрена: 227 раз
Библиографическое описание:
Ельцова, А. В. Особенности планирования образовательной деятельности с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения / А. В. Ельцова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 43-46. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/381/16115/ (дата обращения: 16.11.2024).
Перед педагогическим коллективом специальных учреждений для детей раннего и дошкольного возраста, отстающих в умственном развитии, стоит задача подготовить своих воспитанников к обучению в специальной школе, а в будущем и к производительному, общественно полезному труду и к самостоятельной жизни. Для этого необходима достаточно полная коррекция и компенсация дефектов развития у детей, максимальное приближение всего психического развития к нормальному состоянию.
Решающую роль в предупреждении нарушений умственного развития играет как можно более раннее начало коррекционно-воспитательной работы, которая позволяет предотвратить вторичные отклонения в развитии ребенка.
В связи с особенностями развития умственно отсталые дети в еще большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанное усвоение общественного опыта, особенно в раннем возрасте, у них практически не происходит. Ученые, исследующие особенности развития детей с нарушением интеллекта, в первую очередь отмечают у них патологическую инертность, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений, активизацию их познавательной деятельности.
В дошкольном возрасте ребенок с нарушениями интеллекта без специальной коррекционной работы минует два важных этапа в психическом развитии: развитие предметных действий и развитие общения с другими людьми. Этот ребенок мало контактен как с взрослыми, так и со своими сверстниками, он не вступает в ролевую игру и в какую-либо совместную деятельность с другими людьми. Все это отражается на накоплении социального опыта детей и на развитии высших психических функций — мышления, произвольной памяти, речи, воображения, самосознания, воли.
Однако тенденции развития ребенка с нарушениями интеллекта те же, что и нормально развивающегося. Некоторые нарушения — отставание в овладении предметными действиями, отставание и отклонение в развитии речи и познавательных процессов — в значительной мере носят вторичный характер. При своевременной правильной организации воспитания, возможно более раннем начале коррекционно-педагогического воздействия многие отклонения развития у детей могут быть скорригированы и даже предупреждены.
Изучение детей с отклонениями в умственном развитии показывают, что многие из них по показателям неврологического и психофизического развития, начиная с младенчества, значительно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. Основная причина — органическое поражение центральной нервной системы разного генеза. Вторичная причина — социальные условия воспитания этих детей в семьях, в которых родители не могут наладить общение с ребенком и организовать развивающее окружающее пространство с учетом его потребностей и возможностей. Все эти причины сказываются на задержке сроков созревания возрастных новообразований (воспитания, ориентировочной деятельности, речи, ходьбы и др.), и в дальнейшем на становлении процесса социализации, что требует поиска эффективных форм помощи и специальных методов воспитания.
Предназначение плана образовательной деятельности учителя-дефектолога — упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов. В самом общем представлении план — это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы.
Он выполняет следующие функции: направляющую, прогнозирующую, координирующую, организаторскую, контрольную, репродуктивную (воспроизводящую), т. е. через любой промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы»
Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы коррекционно-развивающей работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных задач. Эффективность достигаемых результатов и успех любой деятельности во многом зависят от того, насколько грамотно эта деятельность планируется.
На основании требований действующих основных нормативных документов, педагогами МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 86 «Ладушки» была разработана Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей с выраженной степенью умственной отсталости».
Коррекционно-образовательная цель программы обучения — создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка и формирование его позитивных личностных качеств.
В структуре данной цели определены следующие важные компоненты: умение детей взаимодействовать с взрослыми и сверстниками; овладение способами усвоения общественного опыта (совместными действиями, действиями по образцу и речевой инструкции) и навыками социального поведения; включение каждого ребенка в режим образовательного учреждения.
Содержание основных направлений педагогической работы, условия и формы его реализации позволяют решать в единстве коррекционно-развивающие задачи, к которым относится физическое и моторно-двигательное, эмоциональное, сенсорное, умственное, социально-личностное, коммуникативное, речевое развитие ребенка.
Практическая реализация этих задач осуществляется в процессе физического воспитания, формирования механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в раннем и дошкольном детстве, продуктивных видов деятельности (рисования, лепки, аппликации, конструирования), ознакомления с окружающим, развития речи, формирования элементарных математических представлений, музыкального воспитания.
Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех используемых формах его организации.
На основании программы МДОУ и программы «Коррекционно-развивающее воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева 2005г., составлено перспективное планирование.
В структуре перспективного планирования отражены образовательные области, соответствующие Федеральным государственным стандартам.
Учителя дефектологи проводят следующие виды непосредственно образовательной деятельности: формирование элементарных математических представлений, развитие речи на основе ознакомления с окружающим, конструирование, сюжетно-ролевая игра.
Образовательная область социально-коммуникативное развитие отражается в следующем виде НОД: сюжетно-ролевая игра. Игра протекает как осмысленная, целенаправленная деятельность, в ходе которой ребенок ставит и реализует значимую для себя цель. При этом цели не являются постоянными, и по мере роста и развития ребенка они изменяются, перестают быть подражательными и становятся более глубоко мотивированными. Содержанием детских игр является жизнь, деятельность и отношения взрослых людей.
Образовательные области — познавательное и речевое развитие отражаются в таких видах деятельности педагога и обучающихся как «Формирование элементарных математических представлений, «Развитие речи на основе ознакомления с окружающим», «Конструирование». Математическое развитие ребенка в дошкольном возрасте идет в единстве с процессом развития восприятия, овладения речью и развитием наглядных форм мышления. Конструирование — важнейший вид деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Систематическое и целенаправленное обучение позволяет подвести ребенка с нарушением интеллекта к овладению способам моделирования.
Каждый вид организованной образовательной области включает игры, задания, упражнения на развитие речи, внимания, памяти, мышления, восприятия.
Далее предложен образец планирования коррекционно-развивающей деятельности учителя-дефектолога на месяц. (таблица 1)
Таблица 1
Распределение программного материала третий год обучения
Месяц |
Неделя |
Развитие речи на основе ознакомления с окружающим (тема недели, цель) |
ФЭМП (тема, цель) |
Сюжетно-ролевая игра (тема, цель) |
Конструирование (тема, цель) |
октябрь |
І |
«Деревья. Листопад» Ознакомление с отдельными деревьями и их основными признаками (ствол, ветки, листья) |
«Сравнение предметов по величине» (большой — маленький) Формирование умения сравнивать предметы по величине |
«Дочки-матери» (2-я недели) Обучение умению входить в сюжетные игры, в свою роль и выходить из нее по окончании игры |
«Башня» Закрепление умения накладывать детали, наращивая постройку в высоту, подбирая флажок, соответствующий цвету постройки |
ІІ |
«Овощи. Огород» Формирование обобщенных представлений об овощах, осуществляя классификацию и фиксируя её результаты в слове |
«Круг и его свойства» Нахождение круга среди других геометрических фигур |
Магазин «Овощи-Фрукты» (1-я неделя) Обучение роли продавца, кассира |
«Морковка» (из счётных палочек) по образцу Формирование умения создавать образ моркови из счётных палочек |
|
ІІІ |
«Фрукты. Сад» Расширение представлений детей о фруктах |
«Число 2» Нахождение парных частей тела и лица |
Магазин «Овощи-Фрукты» (2-я неделя) Продолжение обучения роли продавца, кассира |
«Строим дом для матрешки» Формирование умения строить дом из 4 кубиков и 1 призмы |
Литература:
1. Малофеев Н. Н., Никольская О. С., Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. — 2010.- № 1.- С.6–22.
2. Носкова Г. В., Голубева М. С., Никитина С. М. Методические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на общеобразовательных уроках. — Кострома: КОИРО, 2010. — 57 с.
3. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Л. Б. Баряевой, А. П. Зарин, Н. Д. Соколовой. — СПб: ЛОИУУ, 1996. -95
4. Практикум по социальной психологии под ред. Клециной И. С.: Практикум.- Питер Пресс, 2008.- 256 стр.
5. Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей с выраженной степенью умственной отсталости» / тв. группа учителей-дефектологов МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 86 «Ладушки», 2014
6. Программа «Коррекционно-развивающее воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» / под ред. Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой. — М.: «Просвещение», 2005
7. Специальная педагогика: в 3 т.: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений /под ред. Н. М. Назаровой. — М.: Изд. Центр «Академия», 2008