Теоретические аспекты формирования проектной и профессиональной компетенции будущего учителя истории | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

XII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2020)

Дата публикации: 25.10.2020

Статья просмотрена: 94 раза

Библиографическое описание:

Князева, Т. А. Теоретические аспекты формирования проектной и профессиональной компетенции будущего учителя истории / Т. А. Князева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 5-9. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/381/16114/ (дата обращения: 20.04.2024).



В данной статье будет рассмотрена сущность проектной деятельности и будут выявлены подходы, благодаря которым можно определить уровень профессиональной компетентности у будущего педагога (выпускника) к проведению урока по «Истории». В результате будет отмечена важность использования метода проектов, поскольку они содержат в себе и рациональное планирование самого урока и использование современных информационных технологий, так важных в современном прогрессивном мире.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, проектная компетенция, профессиональная компетентность.

В последние десятилетия постоянно происходят различного рода трансформации в системе образования, что, в первую очередь, касается подготовки будущих специалистов разных областей наук. Данный процесс, безусловно, должен подразумевать наличие целей и задач, как основной стратегии обучения. Наряду с этим нельзя и забывать о внедрении современных инновационных технологий, благодаря которым освоение той или иной дисциплины становится проще и интересней. В соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования учащиеся должны владеть метапредметными знаниями и навыками проектной и исследовательской деятельностью. Владение профессиональными компетенциями свойственно средним специальным и высшим учебным заведениям.

В «Комплексной программе повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» (утверждена Правительством РФ 28.05.2014 № 3241п-П8) отмечается, что «повышение эффективности общего образования, а также его конкурентоспособности напрямую зависит от профессионального уровня педагогических работников. Профессионализм работы педагога обеспечивает формирование качественно новой системы общего образования, что является одним из ключевых условий развития детей, их успешной социализации» [2, с. 2].

Перечислим общие профессиональные и социальные компетенции, которыми должен обладать будущий педагог:

– владение научными методами познания и применение их на практике;

– понимание о культуре социальных отношений, готовность к диалогу;

– стремление к реализации коммуникативных навыков и решение профессиональных задач;

– владение современными инновационными технологиями, применяемые, например, в ходе внеурочной, проектной и учебной деятельности;

– возможность самостоятельно оценивать наличие собственных общенаучных знаний;

– осознание собственной социальной значимости, как гражданина страны;

– умение реализовывать социальные компетенции в жизни и в педагогической деятельности, и т. д.

Наличие и важность применения на практике данных навыков послужило подтверждением актуальности данной статьи, но полного представления невозможно достигнуть без доказательной теоретической базы. Приведем точки зрения различных авторов и исследователей на предмет проектной деятельности в общеобразовательном процессе и освоения учащимися соответствующих проектных профессиональных компетенций.

По мнению Н. В. Матяш проектная деятельность — это «форма учебно-познавательной деятельности, которая в результате достижения цели по реализации того или иного проекта способствует всестороннему развитию личности учащегося» [8, с. 18].

Метод проектов представляет собой один из наиболее эффективных способов обучения, в результате применения которого развиваются общеучебные навыки и умения, учащийся получает навыки к планированию собственной деятельности и способен применять полученные теоретические знания на практике. Безусловно, освоение профессиональных компетенций также невозможно без метода проектирования учебной деятельности.

Многими учеными рассматривалась возможность внедрения проектной деятельности, которая способствует развитию проектной компетенции педагога. К ним можно отнести исследования: С. А. Зайцевой и П. В. Смирнова [4], Л. В. Ивановой [5], И. Ю. Малковой [7], Т. А. Парфеновой [9], А. П. Суходимцевой [10].

С. А. Зайцев и П. В. Смирнов под проектной деятельностью понимают способность педагога применять в своей деятельности проектные и исследовательские методы [4]. В структуре проектной деятельности, по их мнению, содержатся следующие компоненты:

– мотивационно-ценностный;

– когнитивный;

– деятельностный;

– рефлексивно-оценочный.

Мотивационно-ценностный подразумевает под собой формирование у педагога мотивации к реализации приемов проектной деятельности.

Когнитивный компонент отражает совокупность психолого-педагогический знаний о проектной деятельности.

Деятельностный компонент отражает весь практический опыт реализации проектной деятельности, а рефлексивно-оценочный предствляет своего рода оценку участия педагога в реализации проектной деятельности.

По мнению Л. В. Ивановой проектная компетентность педагога представляет собой интегративное профессионально-личностное качество.

Оно основано, прежде всего, на:

– проектных знаниях;

– ценностных ориентациях педагога;

– личностном опыте проектной деятельности педагога.

Развитие проектной компетенции отражается в наличии инновационного характера профессиональной компетентности педагога, где имеет место быть творческий стиль его деятельности.

Л. В. Ивановой также отмечается, что проектная компетентность педагога отражается в следующих компонентах: в функционально-процессуальном и структурном [5. с. 12]. Последний компонент, рефлексивно-оценочный, содержит в себе следующие элементы:

– культурологический;

– коммуникативный;

– технологический;

– рефлексивный;

– инновационный.

А в функционально-процессуальный компонент входят следующие элементы:

– мотивационный;

– оценочный;

– интегративный;

– нормативный;

– личностный.

Т. А. Парфенова предлагает такую формулировку проектной компетентности педагога: это такая компетентность, которая интегрирует эмоционально-личностный, управленческий и творческий компоненты. Они характеризуют степень освоения всего комплекса компетенций, например, по разработке проекта или оценки педагогических задач, также выбора средств и методов по организации проектной деятельности. Все это, безусловно, должно отвечать индивидуальным особенностям педагога [9].

Приходя в школу в роли учителя, выпускник желает построить учебный процесс так, чтобы он был интересен учащемуся. Достичь данного результата ему помогает метод проектов и внедрение современных информационных технологий. Творческий подход со стороны педагога помогает учащемуся лучше ориентироваться в учебном процессе и значительно легче усваивать знания.

В педагогическом вузе даже обязательным является условие использования проектного метода, поскольку только таким образом возможно реализовать уже имеющиеся в собственном багаже профессиональные компетенции. С педагогической точки зрения, проектная деятельность будущего учителя истории должна содержать в себе компетентностный, системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы.

Попробуем раскрыть структуру данных подходов.

Разделим учебный план на целевой, содержательный и организационно-деятельностный блоки. А в учебном плане должна отражаться тема проекта, его целевая аудитория, актуальность, цель и задачи проекта, а также планируемые результаты, этапы реализации проекта, применяемое оборудование и критерии его оценивания.

Целевой блок формируется в результате постановки цели и задач. Они направлены, прежде всего, на развитие проектной компетентности у будущих педагогов (выпускников), которые обучаются по дисциплине «Педагогическое образование», профиль «История». В данном блоке соблюдаются такие принципы:

– индивидуализм;

– результативность;

– рефлексивность;

– профессиональная направленность.

Содержательный блок по дисциплине «Организация проектной деятельности» учащихся в рамках изучения предмета «История», который составляет примерно 18 академических лекционных часов и столько же практических, подразумевает приобретение навыков и умений, практического опыта в области организации проектной деятельности учащихся по данной дисциплине.

Организационно-деятельностный блок содержит и лекционные и практические занятия, где можно наблюдать уже более высокие достижения у выпускников или будущих педагогов. Так, в результате обучения по данному блоку формируется проектная компетентность у студентов, например, в результате личного педагогического опыта, такого как: разработка сценария проекта по «Истории» или проведенного урока с использованием современных информационных технологий.

Выделяются три уровня сформированности проектной компетентности: высокий, средний, низкий. Критерии сформированности каждого уровня проектной компетентности выпускником вуза представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Высокий уровень сформированности и проектной деятельности

Личностно-ориентированный

Выпускник проявляет выраженный интерес к организации проектной деятельности обучающихся, инициативен, активен, любознателен, проявляет настойчивость в достижении поставленных целей и задач, самокритичен

Компетентностный

Знает содержание проектной деятельности по «Истории», типы проектов, структуру проектов, критерии оценивания проектов, знает методы организации совместной деятельности обучающихся, требования к организации проектной деятельности по «Истории» согласно ФГОС

Системно-деятельностный

Умеет разрабатывать проекты по «Истории» для учащихся разных возрастных групп, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий, организовывать проектную деятельность обучающихся по «Истории», владеет методами и приемами организации сотрудничества между учащимися, умеет оказать консультативную помощь учащимся при возникновении трудностей

Средний уровень сформированности проектом компетентности

Личностно-ориентированный

В нем выпускник проявляет интерес к организации проектной деятельности обучающихся, однако не всегда проявляет настойчивость в достижении поставленных целей и задач

Компетентностный

Выпускник знает основное содержание проектной деятельности по «Истории», типы проектов, структуру проектов, критерии оценивания проектов, знает отдельные методы организации совместной деятельности обучающихся, основные требования к организации проектной деятельности по «Истории» согласно ФГОС

Системно-деятельностный

Выпускник в целом умеет разрабатывать проекты по «Истории» для учащихся разных возрастных групп, однако они часто являются традиционными, неинтересными для учащихся.

Умеет организовывать проектную деятельность обучающихся по «Истории», но допускает при гом отдельные методические ошибки Методы и приемы организации сотрудничества между учащимися, которые использует выпускник, однообразны, не всегда умеет оказать консультативную помощь учащимся при возникновении трудностей

Низкий уровень сформированности и компетентности

Личностно-ориентированный

Выпускник не проявляет интереса к организации проектной деятельности учащихся, пассивен, ненастойчив в достижении поставленных целей и задач

Компетентностный

Выпускник не знает основное содержание проектной деятельности по «Истории», типы проектов, структуру проектов, критерии оценивания проектов, основные требования к организации проектной деятельности по «Истории» согласно ФГОС

Системно-деятельностный

Выпускник не умеет разрабатывать проекты по «Истории» или допускает большое количество методических ошибок, умеет организовывать проектную деятельность по «Истории» на низком уровне, не умеет оказать консультативную помощь учащимся при возникновении трудностей

Из таблицы следует, что выпускники, как результат, будущий педагог, даже освоив всецело проектную деятельность, может обладать различным уровнем профессиональной компетенции и зависит это, по моему мнению, от его мотивированности к обучению.

Так чем же помогает проектная деятельность учащимся, если педагог прибегает к ней?

Помогает повысить творческую активность учащегося, развивать их критическое и логическое мышление, расширять кругозор.

Конечно, основной результат выглядит так: учащиеся получили опыт и умения работать в коллективе, структурировать информацию, проводить презентации и работать с большим объемом информации, а учитель (педагог) приобрел профессиональные компетенции в соответствии с проводимой дисциплиной. В нашем случае это «История», в которой презентации, видео-уроки и прочие виды проектной деятельности играют важную роль в усвоении знаний.

В итоге сделаем выводы. В статье была проанализирована сущность проектной деятельности и были выделены компоненты или подходы, благодаря которым можно определить уровень профессиональных компетенций у будущего педагога: личностно-ориентированный, компетентностный, системно-деятельностный.

Теоретический анализ по данной теме обобщил представления о том, как должен строится урок «Истории», если использовать проектные методы его организации. Отмечена важность проектной деятельности в данной дисциплине, как для учащегося, так и для педагога.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10–11 кл.) [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 11.08.2019).
  2. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций [Электронный реусрс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166654/.
  3. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. М.: Просвещение, 2013. 175 с.
  4. Зайцева С. А., Смирнов П. В. Формирование проектной компетентности бакалавров педагогического направления подготовки средствами специальных информационных дисциплин [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/ PDF/34PDMN117.pdf (дата обращения: 11.08.2019).
  5. Иванова Л. В. Педагогические условия развития проектной компетентности учителя в системе повышения квалификации: автореф. дисс.... к. пед. н. Орел, 2015. 22 с.
  6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2014. 24 с.
  7. Малкова И. Ю. Проектирование в образовании: гипотеза о содержании проектной компетентности [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-v-obrazovanii-gipoteza-o-soderzhanii-proektnoy-kompetentnosti (дата обращения: 30.09.2019).
  8. Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. образования. М.: Академия, 2014. 160 с.
  9. Парфенова Т. А. Формирование проектной компетентности будущих педагогов в условиях вуза [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-proektnoy-kompetentnosti-buduschih-pedagogov-v-usloviyah-vuza (дата обращения: 09.08.2019).
  10. Суходимцева А. П. Развитие проектной компетентности педагогов в деятельности муниципальной методической службы: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2011. 26 с. 10.

Ключевые слова

компетентность, компетенция, профессиональная компетентность, проектная компетенция