Читательская культура как значимый компонент в системе духовно-нравственного воспитания школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Калинина, О. А. Читательская культура как значимый компонент в системе духовно-нравственного воспитания школьников / О. А. Калинина, Е. А. Фоменко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 9-10. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/381/16090/ (дата обращения: 25.02.2021).



В данной статье раскрываются механизмы взаимосвязи культуры и духовно-нравственного воспитания школьников. Актуализируется концепция развития и воспитания личности с позиции культуры — «идея диалога культур», где одной из важнейших составляющих является читательская культура.

Ключевые слова: культура, читательская культура, духовно-нравственные качества личности, духовно-нравственное воспитание, художественная литература, творчество, ценности культуры, читательская деятельность

Культура и духовно-нравственные качества личности тесно и глубоко взаимосвязаны. Они являются специфическими личностными характеристиками, хотя различаются по внутреннему содержанию и глубине. Мы считаем, что невозможно развивать и воспитывать личность школьника без приобщения его к имеющимся достижениям культуры.

Говоря о духовно-нравственном воспитании, мы как бы оцениваем человека, с точки зрения общества, рассматриваем, в какой степени он состоялся как социально-направленная личность, насколько его внутренний мир впитал в себя лучшие достижения культуры, ее ценности.

Однако, следует учитывать, что процесс формирования личности может осуществляться двумя различными и даже противоположными по своей векторной направленности и характеристикам путями.

Один из этих путей — внешнее, пассивное восприятие культуры. В этом случае даже самые ценные достижения человечества могут не найти настоящего отклика со стороны личности. Человек может быть только внешне культурным, действуя при этом как бы автоматически, когда глубинные слои его внутреннего мира остаются незадействованными [5].

Другой путь — обретение духовности. Именно духовность делает из человека-объекта подлинного Субъекта, способного самостоятельно вырваться из обыденности. Только обладая духовностью, личность через свой внутренний мир может возвыситься над миром культуры [5].

В философии Николая Александровича Бердяева личность «самовыражает» универсальное и уникальное в себе. «Только переживающий в себе все мировое, только победивший в себе эгоистическое стремление к «само-спасению» и «самолюбивое рефлектирование» над своими силами, только освободившийся от себя отдельного и оторванного силен «быть творцом и лицом». Только освобождение человека от себя приводит человека в себя» [2].

Творчество настолько поглощает личность, что она возвышается над своим эмпирическим существованием. Но именно это вознесение над собой позволяет личности прийти к себе, к глубинам своего Духа. «Творчество есть духовное делание, в котором человек забывает о себе, отрешается от себя в творческом акте, поглощен своим предметом» [3].

Следовательно, особую актуальность приобретает концепция воспитания и развития личности с позиции культуры — идея диалога культур (М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман).

Согласно диалоговому подходу, культура нуждается в собеседнике, партнере. Развитие культуры всегда требует обмена ценностями. «Особенность метода воспитания нравственности с помощью диалога культур состоит в том, что она как бы разворачивает всю мировую культуру лицом к нравственности, с одной стороны, и лицом к конкретному человеку — с другой» [8].

В философской антропологии М. М. Бахтина культура предстает как «форма бытия индивида как личности — в насущном общении (со-бытии) с другим индивидом, иной личностью, иным миром, иным культурным космосом моего «другого Я», — моего «обретаемого Ты». Культура есть особый «социум», в котором и формами которого индивиды — этой эпохи и различных эпох — могут общаться между собой как личности. — Не как «винтики» или «участники», или «части» данной цивилизации, но именно как свободные личности…» [1].

Понимание культуры как определенной формы человеческих отношений, выражающихся в предметах, поступках, словах, которым человек придает значение и смысл, актуализирует проблему «понимания» как условия существования культуры.

«Культура имеет смысловую природу и выступает как способ плодотворного существования человека» (Б.Пастернак).

Понимание составляет условие существования культуры, «оно присоединяет человека к культуре и находит в ней свою опору» (А. А. Брудный) [4].

Психологи связывают механизмы понимания с эмпатией, способностью проникаться чувствами и мыслями другого человека. По мнению К. Роджерса, это умение смотреть на проблему с позиций другой личности, умение стать на ее место, что и выступает одним из ключевых условий личностного роста человека. Пережитые и осмысленные нравственные ценности становятся частью сознания личности, что способствует преодолению обезличенности и формализма в освоении моральных постулатов в процессе духовно-нравственного воспитания [7].

Подключить эмоции школьника к процессу осознания противоречий нравственной жизни человека помогает искусство во всех его видах, наиболее доступным из которых является художественная литература. Ее воспитательная ценность связана с тем, что она несет в себе бесчисленное множество ситуаций морального выбора. Читатель, проживая их вместе с героями, чувствует всю его тяжесть и ответственность выбора.

Процесс чтения — это сложное взаимоотношение текста (предмет изучения и обдумывания) и создаваемого обрамляющего контекста (вопрошающего, возражающего), в котором реализуется познающая и оценивающая мысль человека. Таким образом, происходит «диалогическая встреча двух сознаний». Понимающий (читатель) составляет часть понимаемого текста, так как посредством слова нельзя передать другому своей мысли, а можно только пробудить в нем его собственную [6].

Исходя из вышеизложенного, считаем, что воспитание читательской культуры является необходимой составляющей в структуре духовно-нравственного воспитания школьников.

Правильно организованная читательская деятельность выступает как одно из важнейших условий воспитания читательской культуры и, соответственно, формирования духовно-нравственных качеств личности.

Литература:

  1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М: Искусство, 1979.
  2. Бердяев Н. А. Смысл творчества // Философия творчества, культуры и искусства. М: Искусство, 1994. Т. 1.
  3. Бердяев Н. А. Спасение и творчество // Философия творчества, культуры и искусства. М: Искусство, 1994. Т. 1.
  4. Лифинцева Н. И. Формирование профессионально-психологической культуры учителя. М: Изд-во МПУ: Курск: Изд-во КГПУ, 2000.
  5. Федотова Л. Г. Проблема культуры и духовности личности в свете гуманизации образования // Художественное образование в пространстве — времени культуры: сборник научных статей. Курск: Изд-во КГУ, 2004. С. 35–36.
  6. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. Наука о душе. М: Владос, 2001.
  7. Шуменко В. П. Значение диалога культур в нравственно-эстетическом воспитании // Художественное образование в пространстве — времени культуры: сборник научных статей. Курск: Изд-во КГУ, 2004. С. 37–40.
  8. Якиманская И. С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. М: Просвещение, 1983.

Ключевые слова

художественная литература, культура, творчество, духовно-нравственное воспитание, читательская культура, духовно-нравственные качества личности, ценности культуры, читательская деятельность