Развитие творческих способностей младших школьников посредством музыки в системе реализации ФГОС | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Калинина, О. А. Развитие творческих способностей младших школьников посредством музыки в системе реализации ФГОС / О. А. Калинина, Е. В. Смирнова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/379/16070/ (дата обращения: 19.04.2024).



Творческое развитие младших школьников — неотъемлемая задача уроков музыки в условиях реализации ФГОС. Творчество — это деятельность, которая порождает нечто новое и неповторимое, оригинальное и уникальное. Приоритетной ценностью творчества является не только результат, но и сам процесс творческого самовыражения личности школьников. Уроки музыки напрямую способствуют росту эффективной творческой деятельности школьников.

Ключевые слова: уроки музыки в условиях реализации ФГОС, совместная деятельность, сотрудничество, творческая деятельность, творческие задания, педагогическое воздействие.

Творческое развитие младших школьников — неотъемлемая задача уроков музыки в условиях реализации ФГОС, ориентирующие и направляющие учителя и учащихся на следующие виды результатов уровня образования: личностные, предметные и метапредметные.

Метапредметные результаты на уроках музыки — это наблюдение за жизненными явлениями, умение понимать их разнообразие; ориентированность в культурном многообразии, участие в жизни социума; овладение способностью к реализации творческих замыслов через понимание целей, способность использовать знаково-символические и речевые средства для решения познавательных задач; готовность к логическим действиям; планирование, контроль и оценка учебных действий, корректировка своих действий; совместная деятельность на основе сотрудничества; понимание окружающего мира во всём его многообразии и взаимодействии.

Особо важная задача эстетического воспитания школьников, по мнению Л. С. Выготского, — развитие творческого потенциала и его начала. Там, где проявляется творческая инициатива — происходит максимальная экономия времени и сил и, следовательно, повышается эффективность, результат учебной деятельности [1, с.25].

Что следует понимать под «творчеством»? Творчество — это деятельность, которая порождает нечто новое и неповторимое, оригинальное и уникальное [1, с.15].

Приоритетной ценностью творчества является не только результат, но и сам процесс творческого самовыражения личности школьников.

Уроки музыки напрямую способствуют росту эффективной творческой деятельности школьников, то есть формированию творческих умений в восприятии, сочинении, исполнении музыки, в умении ритмопластического интонирования.

Урок музыки, как урок творчества, создает ситуацию творческого становления и всестороннего формирования личности учащихся, что, в первую очередь, определяет гуманность, добродушие, художественное воображение, стимулирует и активизирует память, наблюдательность, проницательность, развивает внутренний мир школьника в целом [2, с.32].

Важно выделить приоритетную задачу музыкального обучения, формы и методы педагогического воздействия, творческие замыслы и упражнения на уроках музыки должны носить совершенствующий и углубляющий характер, оказывать содействие воспитанию и обучению подрастающего поколения.

Например, при знакомстве с понятием «лад», учащимся предлагается воспользоваться импровизацией и фантазией, построенной на основе «ролевой игры», для этого рекомендуют посмотреть на одно и то же явление глазами человека, оказавшегося в различных эмоциональных ситуациях. Учащиеся в процессе выполнения поставленной учебной задачи устанавливают эмоциональный контакт между «внутренним» и «внешним» миром.

К установке задач на уроках музыки относится порядок вопросов и творческих заданий, способных открывать школьникам образное значение музыкального искусства, умение открывать современные решения и идеи оригинального изложения того или иного музыкального материала.

Умение работать в индивидуальных условиях выражается и закрепляется учащимися в творческой активности на уроках музыки, подчинённой всеобщей целостной концепции творческих заданий, через которую открываются отличительная взаимосвязь искусства с окружающим миром. В результате данного процесса происходит познание, постижение понятий, соответственное формирование определенных и необходимых навыков [3, с.162].

Различные виды и формы творческих заданий способствуют развитию «музыкального мышления» школьников. Современные научные исследования доказали, что уже в младшем школьном возрасте развитию «музыкальной мысли» помогают движения, способствующие ощущать характер, смену настроения, динамики, фактуры.

Активация творческих умений и способностей школьников на уроках музыки проявляется путем использования разнообразных вариантов и форм творческих заданий.

Приводим примеры основных видов творческих заданий:

– перевод образа из одного художественной линии в другую;

– выработка навыков смотреть и видеть, слушать и слышать.

Таким образом, использование творческих заданий необходимо для формирования и развития ассоциативного мышления, усвоения навыков сравнительного анализа при помощи рассуждения.

К примеру, игра «На что это похоже?», когда педагог дает описание конкретных явлений окружающего мира (голос зверей, пение птиц, шелест листвы) для того, чтобы дети угадали, о чем идет речь. Здесь возможны различные вариации игровой деятельности.

Вышеизложенные упражнения способствуют формированию «видения», «слышания», умения наблюдать выразительные особенности предметов и явлений.

Наиболее успешное развитие творческих способностей наблюдается на уроках музыки, если параллельно с ними проходят занятия ритмики и осуществляется внеклассная художественно-творческая деятельность. В этом случае занятия ритмикой, обогащая сенсорные возможности детей, создают необходимый объем музыкально-ритмичных движений, а соответственно, внеклассная деятельность способствует формированию большей самостоятельности учащихся, обогащая их практический опыт решения творческих задач.

В научно-педагогических исследованиях последних лет проблема формирования творческих способностей очень актуальна. Современная школа обучает и воспитывает детей, в условиях реализации системы ФГОС, что создает ситуацию для всестороннего гармоничного развития личности школьника, развивая при этом соответствующие способности.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте Психологический очерк. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1999. — 93 с.
  2. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. — М.: Знание, 2001. — 48 с.
  3. Эльконин Д. Б. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика. — М., 1995. — 280 с.