Электронные средства обучения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Коваленко, Р. А. Электронные средства обучения / Р. А. Коваленко, А. А. Сорокин, Е. А. Яковлева. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 90-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/379/16065/ (дата обращения: 02.03.2021).



В статье рассматривается текущее состояние современного использования электронных средств обучения, их формальная классификация и тенденции использования. Проведен анализ факторов развития данных систем и отраслей для их применения. Произведена критическая оценка возможности интеграции в ученый процесс различных типов электронных средств обучения.

Ключевые слова: LMS, MOOC, единая образовательная среда, дистанционное обучение, лабораторные работы и стенды .

Реалии современного общества, раскрывают свойства и критерии форм образовательного процесса. Данная тенденция усилилась в результате пандемии 2020 года. Агрессивный и вынужденный процесс форсированного перехода на дистанционные формы, привел к разделению образовательного процесса на “до” и “после”. Конечно, начиная разговор о дистанционной форме, такие понятия как LMS и MOOC существовали и ранее, но их роль и вектор применения оставались на втором плане.

При упоминании терминов LMS и МООС, стоит конкретизировать их базовые различия у отрасли использования. На первый взгляд данные термины описывают довольно схожие по конечному результату системы в виде сайта с обучающим контентом, возможностью обратно связи, возможностью использовать контрольные задания или элементы прокторинга.

Но суть их использования и существования в жизненном цикле образовательного процесса является различной, как собственно роль и тип лицензирования (или приобретения образовательной организацией). А учитывая тот факт, что МООС-платформы являются сторонними платформами с диверсифицированным контентом, то интеграция их в учебный процесс является второстепенным явлением по отношению к LMS.

История развития МООС-платформ в мире имеет начало в виде агрегаторов бесплатных “открытых” курсов, но современная реальность сильно поменяла данную нишу на рынке. Фактически данные платформы представляют курсы или обучение на платной основе, а бесплатные варианты имеют ряд ограничений по продолжительности, полноте или отсутствии сертификационного экзамена с последующим присвоением определенной квалификации и выдачей именного сертификата.

МООС-платформы можно выделить, как дополнительное средства для расширения образовательной парадигмы с возможностью включения редких спикеров или специалистов в определенных областях, именные курсы которых являются общепризнанными или мировыми эталонами в ряде областей. Ярким примером могут служить специализированные курсы или образовательные тренинги вендоров различного оборудования или программных продуктов, которые требуют высокой квалификации для использования продукции поставляемой на рынок страны конечного пользователя. Важно понимать, что это крупные производственные компании с продуктами, имеющими длинный жизненный цикл и постоянные обновления, как программной, так и аппаратных реализаций. Описанный пример использования полностью оправдывает использование подобного инструмента, а соответственно и приобретение доступа (подписки к MOOC-платформе для студента образовательной организации). [1] [2] [3]

В дополнение к анализу состояния современной рынка онлайн курсов и их типов требуется выделить курсы, реализуемые вендорами различных технологий. Данные сертифицированные образовательные программы зачастую имеют только коммерческую версию использования, а проведение аттестационных испытаний производится в авторизованном сертификационном центре компании. Курс распространяемый через собственную информационную платформу содержит, уникальную информацию по работе с конкретным оборудованием или технологиями бренда поставщика. Данный факт исключает полноценную интеграцию курса в образовательный процесс на общих условиях по причинам коммерческих разногласий. Исключаем из данной практики являются, авторизированные учебные центры при крупных образовательных организациях, реализующие специальные курсы в составе учебного плана по ряду образовательных направлений.

Дополнительной сложностью в использовании МООС-платформ на территории Российской Федерации является фактор языка, на котором проходит обучение в данных системах. Данный фактор обусловлен большим сектором рынка подобных онлайн-платформ, имеющих английский язык в качестве основного “нативного” средства представления образовательного контента. Процент русскоязычных ресурсов в данной нише на данный момент является минимальным по отношению к мировым лидерам индустрии. [3]

Вышеописанные факты, опираются на реальную неготовность подавляющего большинства ППС или студентов самостоятельно пройти онлайн обучение на иностранном языке в профильной области или области предполагаемой профессиональной переподготовки.

В свою очередь LMS, является инструментом по генерации, хранению, каталогизации и средством конечной “Цифровой дистрибуции” образовательного контента. [4]

Вышеозвученное слово — прокторинг — подразумевает концепцию иди набор технических, программных средств и телекоммуникационных технологий для проведения контроля за аттестационными испытаниями при использовании дистанционных форм обучения.

Данная функциональность в базовом варианте реализуется с использованием:

− веб камеры;

− микрофона;

− программ для просмотра удаленного рабочего стола;

− программных средств для создания защищённого соединения с авторизацией по парольной-ключевой информации;

− средств контроля доступа в помещение;

− алгоритмических средств по распознаванию образов (лица обучающегося).

Набор технических средств для организации прокторинга весьма различен в зависимости от поставленной задачи и реального финансирования проекта, реализующего данный вид контроля за тестовыми испытаниями. Важно отметить, что для организации системы прокторинга требуется дополнительная ширина канала интернета на каждого пользователя, вышедшего в режим аттестационных испытаний на онлайн платформе. Роль наблюдателя в системе зачастую выполняет человек (оператор), функции которого сводятся к контролю корректного использования тестовых материалов на загруженном хосте (интернет ресурсе) или GUI, отсутствие посторонних манипуляций или устройств на конечной вычислительной машине пользователя, отсутствие нерегламентированных лиц в повешении посредством постоянного мониторинга системы камер (при их наличии).

Описанный вариант формирует определённые технические условия к информационно-телекоммуникационной среде для штатного использования системы LMS и параллельно включенной или встроенной в LMS системы прокторинга.

Смена условий преподавания по причине эпидемиологической обстановки, выдвинула на передний план системы дистанционного или электронного образования. В считанные недели образовательные организации перешли на ведение образовательного процесса на формат, в котором роль прямого общения была формализована только в виде онлайн конференции, а весь остальной промежуток времени участники данного взаимодействия обменивались информацией и сообщениями через различные цифровые инструменты (цифровых платформ или сервисов).

При форсированном переходе на дистанционные формы обучения и фактической замене привычных инструментов преподавания, произошли определённые сдвиги и существенная переоценка средств, использующих онлайн платформы и различные средства дистанционного образования. [5]

В качестве базового примера или простейшим элементом в дистанционном образовании, является файл. В роли файла, загруженного в онлайн платформу может выступать простой конспект лекции в текстовом виде, файл презентации, видео запись, набор изображений или учебный материал в текстовой форме (электронная версия книги).

Факт передачи файла с информацией от источника (преподавателя) к конечному реципиенту (обучающемуся) через онлайн платформу, практические является базовым элементом МООС или LMS. Подобный поход определяет точку разрыва между студентом и профессорско-преподавательским составом.

Новый формат не только заставил изменить территориальную дислокацию участников образовательного процесса, но и вынудил принять новые психологические рамки для всех сторон образовательной деятельности.

Полноценный или абсолютный “дистант” (без появления стенах Alma mater) для ряда обучающихся производит психологическое абстрагирование от формальных рамок и канонов образовательной организации. Данное положение имеет негативные последствия для интенсивности занятий и зачастую приводит к снижению уровня вовлеченности в образовательный процесс. Важно понимать, что временная потеря устоявшихся условий ведения обучения ломает канонические цепочки в цикле образования по ряду направлений. Степень адаптации к новым условиям у различных индивидов сильно отличается. На степень перестройки под новые формации, виляет множество факторов:

− техническая грамотность в области информационных технологий и образовательных дистанционных средств обучения,

− способность самостоятельно генерировать качественный образовательный контент (его цифровую версию),

− наличие технических средств и условий для создания мультимедийного контента для последующей загрузки на различные платформы.

Рассматривая технические средства обучения, их можно формально классифицировать на две большие группы:

− материальные средства (включающие в себя различные аппаратные, механические комплексы и устройства);

− воспроизводимые ресурсы, являющиеся воспроизводимым или тиражируемым контентом.

Под контентом понимаются аудиовизуальные информационные записи, так и современные информационные ресурсы с различным мультимедийным контентом.

Здесь стоит отметить важную и коренную разницу в данных типах средств обучения — лабораторные комплексы, учебные макеты, стенды механические симуляторы позволяют производить реальные эксперименты с физическими прототипами, получать своеобразную тактильную память для управления или манипулирования объектами или органами управления. [6] Ярким примером могут служить тренировочные симуляторы кабин авиационной техники, которые имеют полноразмерные средства управления с идентичной пространственной ориентацией (подобной реальному прототипу).

Использование таких тренажеров имеет критически важный аспект применения с нескольких сторон:

− безопасность обучаемого студента;

− безопасность окружающей инфраструктуры;

− независимость от погодных условий;

− возможность проведения занятий с различными сценариями и в различных условиях в зависимости от текущей задачи.

Помимо использования симуляторов для управления сложными транспортными средствами в промышленности или сфере транспорта, а, соответственно, и в образовательном процессе применяются тренажеры для управления различными производственными комплексами. В данную группу подпадают макеты пультов управления сложными процессами, такими как энергетические установки с ядерным или углеродным топливом, распределительные устройства или производственные цепочки.

Проведение обучения персонала и своевременная аттестация при постоянном обновлении аппаратной базы производства невозможна без обучения персонала в условиях полноразмерного макета с симуляцией различных ситуаций. Под описанием аппаратно-технических комплексов и моделей их использования мы понимаем тот факт, что они являются штучным (перечисляемым) экземпляром в сравнении с информационными средствами. Высокая степень масштабируемости, которая возможна в использовании средств виртуальной реальности или более простых дисплейных (экранных) симуляторов, где графический интерфейс пользователя имитирует моделируемый объект управления его свойства, характеристики, обратную связь компонентов системы, датчики и органный управления самой системой.

В тематике рассмотрения виртуальных тренажеров, важно понимать путь их возникновения, жизненный цикл и условия приобретения. Современный программный (виртуальный) прототип сложной системы, имеющий реальный промышленный аналог, требует больших вложений в процесс создания (разработки программного обеспечения). Большие стартовые вложения и уровень команды разработчиков формируют ценовую политику компании, создавшей данный программный продукт.

Последующее его использование в сторонне организации требует средств от использующей стороны, что в свою очередь формирует финансовую нагрузка на образовательною организацию. Часть вузов, имеющих тесные связи с промышленным сектором в определённой области, получают подобные системы за счет компании, для которой данная образовательная структура готовит будущие кадры.

Опираясь на вышеописанные тезисы, следует отметить, что концептуально использование различных инструментов в образовательном процессе имеет важно значение и позволяет более гибко подойти к реализации конечной цели обучения, ее результату (сформировавшимся компетенциям у выпускника).

Выбор конкретного средства для ведения выбранного курса или процентное соотношение в использовании типа инструмента обучения, требует детального анализа экспертной группой. Состав экспертной группы для анализа применяемых инструментов в обучении должен быть различным и иметь представителей из следующих групп: выпускники по данной специальности, студенты, представители работодателя или производства в виде специалистов (менеджеров) по данному профилю, профессорско-предательский состав обеспечивающей кафедры.

Следует понимать, что безальтернативный переход в “тотальное цифровое пространство” имеет ряд технических ограничений, практических недостатков, психологических аспектов использования участниками образовательного процесса и коммерческими условиями использования. [b]

В свою очередь классические стенды, аппаратные комплексы макеты, реализованные физически являются частью инфраструктуры учебного заведения. Укомплектованное помещения специальной аппаратурой и материалами, становится тематической (профильной) лабораторией, что в конечном итоге формирует пространство научного сектора в виде университетского кампуса. Альтернативный же подход к виртуализации лабораторной базы может свести инфраструктурную составляющую множества направлений к однотипным компьютерным классам или терминальным станциям с VR-очками и манипуляторами.

Литература:

  1. Кленина, Е. А. Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) как феномен информационного общества / Е. А. Кленина, А. Е. Песков, Д. В. Беломутенко // Современные исследования социальных проблем. — 2020. — № 5–2 (12). — С. 72–79.
  2. Редванов, А. С. МООК в контексте современного цифрового образования // Studnet. — 2020. — № 9 (3). — С. 1289–1295.
  3. Ораз, С. А. МООК в высшем образовании: достоинства и недостатки // Велес. — 2020. — 6 (84). — С. 60–64.
  4. Панов, М. А. Дистанционное обучение сотрудников с использованием LMS Moodle // Молодежь и наука: реальность и будущее. — 2020. — С. 31–34.
  5. Нуштаева, А. В. Практика дистанционного обучения в высшей школе // Современные наукоемкие технологии. — 2020. — № 6–2. — С. 353–357.
  6. Малова, И. В. К вопросу о возможности организации лабораторных занятий в дистанционном режиме // Лучшие практики «Вызов цифрой». — 2020. — С. 159–162.

Ключевые слова

LMS, дистанционное обучение, MOOC, единая образовательная среда, лабораторные работы и стенды