Система формирования мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей в системе среднего профессионального образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, октябрь 2020)

Дата публикации: 30.09.2020

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Денисова, И. В. Система формирования мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей в системе среднего профессионального образования / И. В. Денисова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 77-79. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/379/16055/ (дата обращения: 06.03.2021).



В статье представлен опыт внедрения системы работы с англоязычными профессионально-ориентированными интернет-ресурсами с целью формирования мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей. Изложенные принципы и подходы могут быть внедрены в образовательный процесс на неязыковых специальностях в других учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

Ключевые слова: иностранный язык, мотивация, будущая профессиональная деятельность, современный специалист, профессионально-ориентированные интернет-ресурсы.

В условиях глобального научно-технического развития во всех сферах жизни общества, повышения требований к конкурентоспособности будущих специалистов меняются и требования к языковой подготовке в системе среднего профессионального образования. В настоящее время подготовка высококвалифицированного медицинского специалиста, способного ориентироваться в стремительном потоке научной и медицинской информации на иностранном языке, является первоочередной задачей образовательных учреждений [1]. В документе, определяющем стратегию развития страны — «Инновационная Россия — 2020», в разделе «Образование» указывается на «владение иностранными языками, предполагающее способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению», как на одно из ключевых инновационных компетенций современного специалиста [2].

Однако ни для кого не секрет, что между запросами общества и имеющейся образовательной действительностью пропасть: средний балл при входящем контроле по дисциплине «Иностранный язык» порой не дотягивает до 3,0…, а некоторые в школе вообще изучали другой язык. Дополнительная трудность, с которой сталкиваются преподаватели иностранного языка на неязыковых специальностях — низкая мотивация обучающихся. Многие студенты не понимают, для чего иностранный язык им нужен в будущей профессиональной деятельности. А через 3–4 года они должны уметь читать и переводить профессионально-ориентированные тексты, поддерживать беседу на профессиональные темы, ориентироваться в профессиональных документах на иностранном языке.

В сентябре 2017 года для выявления отношения к изучению иностранного языка и тенденций в целеполагании и основных мотивов изучении английского языка в ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж» в частности нами был проведен опрос обучающихся специальностей «Сестринское дело» и «Лечебное дело» 2 курса.

Мы получили следующие результаты:

  1. Больше половины опрошенных обучающихся (55 %) испытывают трудности при изучении дисциплины «Иностранный язык» в колледже.
  2. Кроме того, большая часть респондентов (65 %) считает, что иностранный язык им не пригодится в будущей профессиональной деятельности.
  3. Из пяти преобладающих мотивов изучения английского языка в медицинском колледже цель понимать и использовать современные профессиональные англоязычные источники оказалась на последнем месте (8 %). Данные представлены на диаграмме 1.

Основные цели изучения иностранного языка в ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж», сентябрь 2017 г.

Рис. 1. Основные цели изучения иностранного языка в ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж», сентябрь 2017 г.

  1. На вопрос о способах изучения иностранного языка современная молодежь, «живущая в интернет-пространстве», отдала предпочтение современным образовательным технологиям (55 %).

Полученные данные демонстрируют актуальность повышения «профессиональной» мотивации к изучению иностранного языка, так как очевидно, что студенты колледжа недостаточно осознают, насколько полезным и необходимым является владение иностранным языком именно в будущей профессиональной деятельности.

Для решения данной задачи нами была разработана и внедрена в образовательный процесс система работы с англоязычными профессионально-ориентированными интернет-ресурсами — проект «iLearning». Название проекта не случайно. «iLearning» — i nteractive learning — интеративное обучение, вовлечение каждого в образовательный процесс; «iLearning» — i am learning самостоятельное обучение, где преподаватель только направляет, а обучающийся сам проектирует, осуществляет и анализирует свою деятельность; «iLearning» — i nternet learning обучение с помощью интернет-ресурсов.

В период с декабря 2017 года по декабрь 2019 года преподаватели иностранного языка ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж» включали в образовательный процесс работу с англоязычными профессионально-ориентированными интернет-ресурсами.

На постоянной основе в этот период обучающиеся работали с двумя сайтами — сайт Всемирной организации здравоохранения (WHO) и сайтом Международный совет медицинских сестер (International Council of Nurses). Кроме того, при организации занятий и внеаудиторных мероприятий использовались материалов международных организаций по актуальным вопросам здравоохранения, а также медицинских онлайн-журналов на английском.

При этом использовались разнообразные технологии и формы проведения мероприятий, что позволило привлечь максимальное количество обучающихся в зависимости от исходного уровня владения иностранным языком. Например, WEB-quest по теме «Инфекционные заболевания» по материалам сайта MedlinePlus, мастер-класс по пошаговому использованию сайта Международного совета медицинских сестер (ICN), конкурс информационных бюллетеней, посвященных вопросам иммунизации, по материалам сайта Всемирной организации здравоохранения (WHO), разбор клинических случаев по материалам онлайн-журналов British Journal of Medicine, Dynamic Medical, New England Journal of Medicine (NEJM).

Дополнительно преподавателями иностранного языка были проведены мастер-классы и тренинги по интернет-серфингу с целью поиска профессионально-ориентированной информации для подготовки проектов, курсовых работ и выпускных квалификационных работ.

Повторный опрос по выявлению мотивов изучения английского языка, проводимый в декабре 2019 года, выявил, что умение понимать профессиональную литературу и пользоваться англоязычными интернет-сайтами оказалось в числе приоритетных целей для обучающихся ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж» (28 %). Данные представлены на диаграмме 2.

Основные цели изучения иностранного языка в ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж», декабрь 2019 г.

Рис. 2. Основные цели изучения иностранного языка в ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж», декабрь 2019 г.

Кроме того, больше половины респондентов (70 %) уверены, что приобретенный навык использования англоязычных профессионально-ориентированных интернет-ресурсов поможет им в решении учебных и будущих профессиональных задач.

Таким образом, анализ внедрения в образовательный процесс работы с англоязычными профессионально-ориентированными интернет-ресурсами свидетельствует о ее эффективности, так как полученные результаты наглядно демонстрируют повышение, так называемой, «профессиональной» мотивации к изучению иностранного языка. Повышение мотивации, в свою очередь, приведет к более успешному формированию компетенции владения иностранным языком, как одной из ключевых инновационных компетенций современного специалиста. Широкое владение иностранными языками как коммуникационными инструментами эффективного участия в процессах глобализации, позволит будущим специалистам «идти в ногу» с требованиями современного общества, быстро ориентироваться в изменяющихся условиях, быть востребованными на рынке труда.

Литература:

  1. Пушка Ю. С. Роль иностранных языков в медицинском профессиональном обучении медицинских кадров [Электронный ресурс]// Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL: http://scienceforum.ru/2014/article/2014001481 (дата обращения: 22.09.2020).
  2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. [электронный ресурс]. URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 23.09.2020).

Ключевые слова

мотивация, иностранный язык, будущая профессиональная деятельность, современный специалист, профессионально-ориентированные интернет-ресурсы