Методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию в условиях дистанционного обучения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, октябрь 2020)

Дата публикации: 30.09.2020

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Гуськова, Е. А. Методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию в условиях дистанционного обучения / Е. А. Гуськова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 46-47. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/379/16052/ (дата обращения: 19.04.2024).



Одна из задач по подготовке к ЕГЭ — возможность управления знаниями в процессе обучения. Особую важность здесь имеет не накопление знаний, а их структурирование, систематизация, конструирование. Одним из механизмов выполнения этой задачи является тезаурусное обучение, т. е. составление тезауруса.

Понятие (термины) и связи между ними составляют скелет любой дисциплины. Поэтому умение оперировать ими дают возможность говорить о понимании учащимися и знании ими предмета. Усваивание учеником терминологии происходит постепенно, взаимосвязи между понятиями начинают проявляться только после изучения курса. К 10 классу ученики имеют уже достаточную базу, позволяющую непосредственно переходить на более высокий уровень систематизации и обобщения, структурирования знаний. Здесь мы можем говорить о введении педагогической технологии тезаурусного обучения.

Изучением и разработкой этого педагогического приема в КемГУ несколько лет назад занималась Губанова Маргарита Ивановна. Ею был написан ряд работ, в том числе докторская диссертация, объясняющие данную педагогическую технологию, роль учителя и ученика при использовании этого приема: «Каждый педагог (мастер, умелец, артист) работает по — своему. Формирует свой стиль». Старшеклассник здесь «становится субъектом самостоятельного поиска и взвешенного принятия решения» (цит. по: Губанова М. И. Система формирования готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению социального самоопределения старшеклассников. Автореферат диссертации на соискание уч. степ. доктора пед. наук, Кемерово, 2004)

Тезаурусное обучение — одна из технологий, позволяющая структурировать учебную, научную информацию, свернуть и развернуть учебный материал. Особенность составления и заполнения тезаурусного поля состоит в том, что оно читается слева — направо, сверху — вниз, т. е. как мы читаем. Рубрикаторы располагаются исходя из логики исторического процесса: прошлое (известное, доказанное, значимое — слева; настоящее (то, что может измениться, находится в динамике — по центру; будущее (перспектива) — справа.

Как это работает? Смотрим алгоритм:

  1. Расположить лист, выбрав альбомное положение.
  2. В центре листа расположить ключевое слово, выделив его цветом и шрифтом.
  3. Дать определение ключевому слову (можно с использованием словаря, учебника, сформулировать самостоятельно).
  4. Найти однокоренные слова, связанные с ключевым словом.
  5. Найти слова, близкие по значению.
  6. Найти слова, уточняющие характеристики однокоренных слов.
  7. Объединить подобные слова в логические группы или блоки.
  8. Распределить блоки (рубрикаторы) во входящие в них слова.

Сам алгоритм представляет правильную последовательность действий. Однако сложность у учащихся может вызывать именно формирование рубрикаторов. Поэтому мы выделяем по предмету «обществознание» основные рубрикаторы, что, конечно же, облегчает задачу учащегося: «Основные функции, признаки, особенности, свойства»; «Структура, классификация, типы, виды» (в зависимости от понятия, которое мы должны объяснить). Завершаем наш тезаурус рубрикаторами: «Основные проблемы» («Современные проблемы… в мире и России»), «Развитие…в современном мире и России», «Возможности решения данных проблем в мире и России».

Данные рубрикаторы можно уточнять, изменять в зависимости от задания. Таким образом, мы заканчиваем план (задания № 28, № 25), (основные характеристики понятий у нас указаны), запоминаем ключевые характеристики понятий и терминов нашего КИМа.

Рис. Учебный тезаурус «Политический процесс»

Технология «тезаурусное обучение» используется мною по предмету «обществознание» для закрепления и повторения пройденного материала, предполагает самостоятельную работу учащихся на данном этапе. Изучение нового материала в условиях дистанционного обучения методом тезауруса может быть применимо, но для подготовленных детей. Сейчас я использую эту технологию для закрепления и систематизации уже пройденного материала. Результат работы: запоминание большого объема информации в систематизированном виде (словесная память, зрительная, механическая и логическая, долговременная).

Используемая мною методика, на мой взгляд, может быть применима в классах, где четко прослеживается работа с терминами, выделение их ключевых признаков. Таким образом, подготовка к тезаурусному обучению имеет долгий подготовительный период. В 11 классе переходим к «математическому», системному, схематическому усвоению темы.

И эти темы, их отработка, может происходить при тезаурусном обучении в рамках дистанционного обучения.

Проводимые мною наблюдения работы данного метода доказали: ребята 2011–2013 годов выпуска могут легко воспроизвести события 19 века (например, Крымская война), вспомнив зрительно тезаурус. Ребята 2017- 2019 годов выпуска (период отступления мною от данной технологии) с трудом вспоминают данные события.

Таким образом, мы говорим о возможности управления знаниями, процессом «создания, сохранения, распределения и применения знаний на практике» (цит. по: Дыбина А. В. Управление знаниями в учебном процессе на основе онтологий и тезаурусов.essuir.sumdu.edu.ua)

Литература:

  1. Губанова М. И. Система формирования готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению социального самоопределения старшеклассников. Автореферат диссертации на соискание уч. степ. доктора пед. наук, Кемерово, 2004).
  2. Дыбина А. В. Управление знаниями в учебном процессе на основе онтологий и тезаурусов.essuir.sumdu.edu.ua).