Актуальные тенденции проведения уроков литературного чтения для младших школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Калинина, О. А. Актуальные тенденции проведения уроков литературного чтения для младших школьников / О. А. Калинина, Е. А. Фоменко. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 19-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/379/16048/ (дата обращения: 22.01.2021).



В последнее время современное общество стремительно меняется. Развиваются новые отрасли, усовершенствуются классические. Система образования тоже претерпевает значительные изменения. Новому обществу необходимы новые подходы к обучению. Современные человек стремится к образованию, как к новому образу жизни.

Ключевые слова: образовательный стандарт, начальное образование, духовно-нравственное развитие, литературное чтение, художественная литература, педагогическая деятельность, формирование интереса к чтению.

В последнее время современное общество стремительно меняется. Развиваются новые отрасли, усовершенствуются классические. Система образования тоже претерпевает значительные изменения. Новому обществу необходимы новые подходы к обучению. Современные человек стремится к образованию, как к новому образу жизни. Для достижения этого был разработан Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения. В его основе заложены новые требования, необходимые для реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями.

Новые стандарты направлены на обеспечение равных возможностей для получения качественного начального образования детям, относящимся к разным слоям населения, для воспитания их духовно-нравственного развития, для упрочнения их гражданской позиции. Уроки в начальных классах должны быть нацелены на развитие универсальных учебных действий. [2, с.45–50]

Для формирования универсальных учебных действий наиболее эффективными являются гуманитарные предметы, в частности литературное чтение. В последнее время ярко проявляется интерес детей к окружающему их миру, в частности, к родной культуре. Ученикам начальной школы интересна также история стран мира. В настоящее время замечен резкий рост информированности детей. Если ранее дети получали информацию, в основном, из школьных уроков, то теперь главным источником информации для них являются интернет и средства массовой информации. [1, с.24–26]

На данный момент классическая художественная литература несправедливо забыта. Ее вытесняют СМИ и Интернет, что негативно отражается на развитии логики и воображения у детей. Именно, поэтому на сегодняшний момент наиболее актуально формирование умения выбрать подходящие книги и сформировать желание у детей их анализировать. Главное, о чем следует подумать в первую очередь, это развитие у ребенка новых навыков, а также приобретение ими новых знаний и умений. Для этого необходимо привлекать родителей и это первоочередная работа на данном этапе. Подобный вид педагогической деятельности используется уже во многих школах нашей страны. В первом классе книжки — малышки из серии «Я, мама и папа» изготавливаются учениками совместно с их родителями, во втором классе организуется «Клуб домашних книг», где родители вместе с детьми родителями совместно с учителем разрабатывается памятка «Как хорошо уметь читать»..., в которой даются полезные советы, касательно чтения книг:

1) Читайте со своими детьми в любой удобный момент!

2) Позвольте ребенку выбрать книги по своему интересу.

3) Дома должен быть большой выбор книг.

4) Чаще ходите в библиотеку или книжные магазины.

5) Мотивируйте ребенка на чтение.

6) Перед чтением книг с ребенком, найдите уютное место.

7) Если вы читаете ребенку, позвольте ему рассматривать картинки.

8) Помогите ребенку прочитать трудное слово.

9) Не забывайте хвалить ребенка при самостоятельном чтении.

10) Обсуждайте только что прочитанное вами. [3, с.83]

Изучая литературное чтение, дети знакомятся с миром выразительных слов — «миром искусства». Выразительное чтение формирует у детей умение понимать главную мысль автора, высказывать свою точку зрения относительно нее. Для этого следует разбить урок на этапы и продумывать каждый из них для того, чтобы урок был интересным и полезным. Дети очень любят разыгрывать сценки, читать по ролям, задавать друг другу вопросы по прочитанному тексту, а также отгадывать загаданных героев произведения. Им нравится выполнять эти задания в группах или в парах. При этом, работа в группах не только повышает результативность, но и сближает детей, помогает развивать их общение между собой.

Достаточно большую роль в повышении интереса к чтению играет выбор задания на дом. Такие виды работ, как обычное чтение или пересказ изученного текста детям не будут интересны. Поэтому выполнение домашнего задания происходит, в основном, без использования школьного учебника, что со временем входит в привычку и ребенок отвыкает искать информацию в книгах. Данная вредная привычка остается у ученика в средней и старшей школе, что приводит к снижению успеваемости по многим предметам.

Перед тем, как дать задание на дом, учителю нужно заранее продумать информацию, с которой предстоит поработать ученикам.

Например, такие:

— найдите в тексте восклицательные предложения, какие чувства они выражают?

— посчитайте количество предложений на 7 странице

— выделите опорные слова, которые нужны для пересказа текста

— запишите главную мысль текста

— придумайте вопрос по содержанию для самых внимательных читателей

— придумайте, что бы случилось, если бы герой поступил по другому (указать, как бы поступил герой)

— найдите в тексте знакомые орфограммы

— попробуйте написать свое стихотворение, используя стиль автора.

Подобные задания учат детей осмысливать прочитанный текст, делать свои выводы.

Выполняя подобные задания, дети приходят к выводу, что с помощью русского языка создаются великолепные произведения. Литература основной предмет, который сочетает в себе, и эстетические и нравственные и интеллектуальные методы.

На уроках литературного чтения ученики формируют собственную потребность в чтении художественных произведений, что благоприятно сказывается на становлении их личности, как читателя. При этом, они находят заданную информацию, делают выводы, наблюдают и учатся высказывать собственное мнение. [3, с.94]

Любая форма работы с детьми должна быть направлена на их развитие и воспитание их личности.

Литература:

  1. Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников.// Под ред. Васильевой М. С., Омороковой М. И., Светловской Н. Н. — М.: Педагогика, 1997.
  2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. //Стандарты второго поколения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России –М: Просвещение, 2009.
  3. Левин В. А.//Когда маленький школьник становится большим читателем — М.: Лайда,1994.