Формирование навыков эффективной коммуникации в системе подготовки медицинских специалистов среднего звена | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, октябрь 2020)

Дата публикации: 24.09.2020

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Антипочкина, Е. А. Формирование навыков эффективной коммуникации в системе подготовки медицинских специалистов среднего звена / Е. А. Антипочкина. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/379/16036/ (дата обращения: 19.01.2021).



В статье автор раскрывает аспекты формирования у будущих специалистов среднего звена навыков эффективной коммуникации в рамках пациент-ориентированной модели оказания помощи пациентам.

Ключевые слова : коммуникация, пациентоориентированная модель, пациент.

В паспорте приоритетного проекта «Обеспечение здравоохранения квалифицированными специалистами» («Новые кадры современного здравоохранения») одной из ключевых задач является обеспечение качественной медицинской помощи. Очень часто удовлетворенность медицинским услугами у пациентов лечебных учреждений определяется качеством коммуникации, которая сопровождала лечебный процесс. Навыки эффективной коммуникации облегчают процесс взаимодействия между людьми, позволяют доступно выражать свои намерения другим людям, а также правильно интерпретировать полученную информацию от других людей. Навыки эффективной коммуникации являются насущной необходимостью для современных медицинских работников, поэтому работа по их формированию сегодня активно включается в образовательные программы учебных заведений среднего и высшего звена.

Для улучшения качества и доступности медицинских услуг населению во многих медицинских организациях активно разрабатываются и внедряются пациентоориентированная модель здравоохранения. Пациент — это личность с определенными характерологическими и психологическими особенностями, требующий индивидуального подхода. В ст. 6 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в которой отмечено, что «приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских и иных работников медицинской организации, оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента» [2].

В условиях современной медицины основой успешного лечения и профессионально оказанной медицинской помощи является удовлетворенность пациента предоставляемыми услугами. На удовлетворенность пациента предоставляемыми услугами влияют дружелюбная среда, отсутствие конфликтов с пациентами и эффективное их разрешение, понимание запросов пациента и умение с ними работать, уважительное отношение к пациенту, внимание к его эмоциональному состоянию, конструктивная коммуникация с пациентом. Часто неудовлетворенность пациента предоставляемыми услугами связана с неумением или нежеланием медицинского работника объяснить пациенту или его близким информацию о состоянии здоровья, о характере медицинских манипуляций и т. д.

В настоящее время благодаря доступности информации в сети Интернет любой человек может найти сведения, в том числе и медицинские, которые могут быть неправильно истолкованы пациентами, что в последствии может сказаться на качестве лечебного процесса в будущем. Эффективное общение медицинского работника и пациента позволяет оптимизировать лечебный процесс, направив его в правильное русло.

В XI веке является пациент полноправным активным участником лечебного процесса. Концепция пациент — ориентированного подхода является ключевым элементом качества медицинской помощи и звучит таким образом: «Предоставляемая помощь должна соответствовать индивидуальным предпочтениям, потребностям и ценностям пациентов и учитывать пожелания пациента при принятии клинических решений» [1].

В публикациях представлены убедительные доказательства того, что применение медицинскими специалистами навыков пациент-ориентированного общения коррелирует с эффективностью их профессиональной деятельности, психоэмоциональным благополучием и удовлетворенностью от работы, а также отражается на самочувствии и здоровье пациента.

Формирование нового пациент-ориентированного подхода в подготовке средних медицинских работников является актуальным направлением совершенствования профессионального образования в Рязанском медицинском колледже. В настоящее время перед средними медицинскими образовательными учреждениями области поставлена задача подготовки специалистов, способных к активной самостоятельной деятельности в рамках своих компетенций, готовых к самостоятельному осуществлению сестринской помощи, ориентированной на потребности пациента, владеющих умениями обучать пациентов и его родственников правилам ухода, сохранения здоровья, умеющих адаптировать пациента к изменившимся условиям жизни. Именно такой подход нашел отражение в стандартах третьего поколения.

В учебном процессе медицинского колледжа следует учитывать действующие нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность лечебно-профилактических организаций, тренды современных общественных дискуссий и концепции развития здравоохранения. Положительный опыт в разработке инновационного учебного процесса накоплен в ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж». Сотрудниками колледжа проделана большая работа по подготовке учебных программ с ориентацией на пациент-ориентированную модель общения будущих медицинских сестер.

Обучение навыкам эффективного общения будущих медицинских сестер в нашем колледже ведется в рамках Калгари-Кембриджская пациент-ориентированной модели. Приведем в качестве примера отрывок алгоритма «Внутримышечное введение лекарственного препарата», разработанного на базе нашего колледжа для проведения практического задания: введение лекарственного препарата в ягодичную мышцу взрослого человека в процедурном кабинете терапевтического отделения медицинской организации.

В перечне практических действий на первом месте мы можем видеть следующее: «Установить контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить свою роль». Обучающимся предлагаются примерные комментарии при выполнении практических действий. Например: «Здравствуйте! «Я процедурная медицинская сестра терапевтического отделения. Меня зовут ___ (ФИО)». Перечень практических действий в рамках данного алгоритма насчитывает 76 позиций, из которых 30 позиций реализуются в форме предоставления «Сказать».

Таблица 1

Выдержка из алгоритма «Внутримышечное введение лекарственного препарата»

№ п/п практического действия

Перечень практических действий

Форма представления

Установить контакт с пациентом:

поздороваться, представиться, обозначить

свою роль

Сказать

Попросить пациента представиться

Сказать

Сверить ФИО пациента с листом назначений

Сказать

Сообщить пациенту о назначении врача

Сказать

Объяснить ход и цель процедуры

Сказать

Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру

Сказать

Уточнить аллергический анамнез у пациента

Сказать

Предложить или помочь пациенту занять удобное положение, лежа на животе

Сказать

С пациентом сразу создаются доверительные отношения, вселяется уверенность пациента, что он находится в надежных руках и медперсонал делает все возможное для его комфорта и выздоровления. При проведении медицинских манипуляций большое значение имеет беседа с пациентом, постоянный контакт, подробное разъяснение вопросов по его состоянию и проводимому лечению. Проговаривание своих действий при выполнении манипуляций, а также постоянный словесный контакт позволяет сделать медицинскую манипуляцию максимально комфортной для пациента.

Изучение пациент-ориентированной модели будущими специалистами ведет к созданию условий для профессионального развития, повышения уровня профессиональной готовности, обеспечивает эффективную подготовку специалистов.

Владение навыками пациент-ориентированной Калгари-Кембриджской модели общения можно рассматривать как дополнительную компетенцию будущих медицинских специалистов, которая обязательно найдет свое применение в рамках клинического процесса и повысит удовлетворенность пациентов оказываемыми им медицинскими услугами. Выпускники рязанского медицинского колледжа выходят в трудовую жизнь приобщенными к своей профессии и готовые к оказанию медицинской помощи в рамках пациент-ориентированной модели.

Литература:

1. Берлова Л. А. Роль медицинской сестры-координатора в организации непрерывного лечебно-диагностического процесса // Главная медицинская сестра. — 2006. — № 6. — С.19–23.

2. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ф3 (ред. от 29.12.2017). URL: http://www.docs.cntd.ru/document/902312609 (дата обращения 24.12.2018).

Ключевые слова

коммуникация, пациент, пациентоориентированная модель