Современные технологии ориентированного обучения обучающихся с ОВЗ 5–9-х классов в развитии двигательных качеств средствами уроков адаптивной физической культуры | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Балакирева, А. А. Современные технологии ориентированного обучения обучающихся с ОВЗ 5–9-х классов в развитии двигательных качеств средствами уроков адаптивной физической культуры / А. А. Балакирева. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 58-61. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/379/16015/ (дата обращения: 16.04.2024).



В статье раскрывается технология ориентированного обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через частные методики адаптивной физической культуры в развитии и коррекции двигательных качеств; освоение обучающимися оздоровительной и спортивной деятельности через методическую разработку дневника здоровья физического совершенствования, накопления практического опыта самостоятельной деятельности.

Ключевые слова: обучающиеся с ОВЗ, ориентированные технологии, адаптивная физическая культура, социализация, дневник здоровья физического совершенствования.

The article reveals the technology of oriented education for students with disabilities (HIA) through private methods of adaptive physical education in the development and correction of motor qualities; mastering by students of recreational and sporting activities through the methodological development of a health diary of physical improvement, the accumulation of practical experience of independent activity.

Keywords: students with disabilities, oriented technologies, adaptive physical education, socialization, physical development health diary.

Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование — одна из важнейших задач, выделенная в Указе Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии в интересах детей на 2012–2017 годы». Важнейшей задачей государственной политики в области образования детей с ОВЗ является создание необходимых условий, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, успешная социализация, максимальная интеграция и их самореализация в общество [1].

Адаптивная физическая культура рассматривается как одна из сфер социальной деятельности, направленная на физкультурное воспитание, удовлетворение потребности лиц с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановлении, укреплении и поддержании здоровья, формирования интересов, мотивов, потребностей, привычек, развития высших психических функций, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни, социализации и интеграции в общество.

Самым востребованным подходом в образовательном процессе выступает личностно-ориентированный подход, так как он учитывает индивидуальные особенности здоровья, личностные качества и характеристики обучающегося, его потребности, а также возможности образовательного процесса в социализации с ориентацией на общечеловеческие ценности в адаптации ребенка к обществу.

Личностно-ориентированный подход в настоящее время стремительно завоевывает образовательное пространство. И. С. Якиманская определяет его как формирование педагогических условий с целью формирования и развития личностных черт, а именно, индивидуальности при помощи образовательного процесса и определяет принципы личностно-ориентированного подхода:

  1. Каждый ученик обладает неповторимыми и присущими только ему характеристиками.
  2. Ученик от рождения представляет из себя личность, поэтому она не может быть сформирована через образовательный и воспитательный процесс.
  3. Воспитание личности через формирование индивидуальных характеристик обучающегося [4].

Главное в личностно-ориентированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья — построить учебный процесс таким образом, чтобы обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, помощь психологическому и социальному развитию обучающихся, формирование у них образцов позитивного социального поведения.

Технология ориентированного обучения предполагает гибкую систему организации уроков адаптивной физической культуры с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. Центральное место в этой технологии отводится обучаемому, его соматическому состоянию здоровья, качествам его личности, уровня сформированности учебной деятельности. Особое внимание уделяется формированию у обучающихся мотивации учения и стимулирование познавательной деятельности.

Я осуществляю совместную деятельность с обучающимся с целью передать знания и опыт практических умений с целью приобретения самостоятельности в выполнении учебных задач. Организую индивидуальные (самостоятельные), парные или групповые (командные) выполнения упражнений. Данная технология дает возможность целенаправленно варьировать продолжительность и последовательность этапов обучения обучающихся с ОВЗ. Учебный процесс строю по принципу дифференцированного и индивидуального подхода, реализую принцип системно — деятельностного подхода.

В контексте адаптивной физической культуры для обучающихся с ОВЗ реализация ориентированного подхода обеспечиваю:

– усвоение обучающимися знаний и практического опыта физкультурно — спортивной деятельности и поведения, возможность их продвижения в этой области;

– создание условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают успешное усвоение жизненных компетенций и составляют основу социальной успешности.

В целях направленного развития двигательных качеств у лиц с ограниченными возможностями использую методы адаптивной физической культуры (С. П. Евсеев, Л. В. Шапкова, В. В. Воронкова; А. А. Дмитриев В. Л. Страковская) [5]:

1) стандартно-повторного упражнения;

2) вариативного упражнения;

3) метод практических упражнений;

4) метод упражнения по применению знаний;

5) метод стимулирования двигательной активности.

В ходе работы, обучающиеся с ТНР овладевают умениями правильно выполнять физические упражнения в сочетании с дыханием и произношением. Такой прием способствует формированию правильного дыхания и развивает речедвигательную функцию. Проговаривание счета и выполнение упражнения развивает артикуляцию речевого аппарата, координацию движения и слова, ритмичность.

Для обучающихся с РАС использую методику «Моторная азбука» Э. В. Пласкуновой. Содержанием методики является осознание и восприятие своих движений в пространстве. Включаю задания с направленностью телесной ориентации в собственном теле, а потом в пространстве. Ученик учится выполнять двигательные действия (ходьба, бег, прыжки, метание, броски мяча, подвижные игры и др.), устанавливает контакт в групповых заданиях с другими учениками и учителем, управляет своим телом в пространстве; соблюдает и выполняет инструкции учебных заданий на уроке адаптированной физической культуры. Успешным выполнением заданий является самостоятельное выполнение упражнений и взаимодействие с внешним миром [2].

Таким образом, обучающиеся с ОВЗ овладевают различными двигательными умениями, формируется адекватное эмоциональное восприятие движений, развиваются волевые качества, уверенность в себе, с помощью игры удовлетворяют потребность в общении. Выполняя систему упражнений у обучающихся формируется критическое мышление: вырабатывается алгоритм заранее запланированных двигательных действий, тем самым развивают в себе собранность и организованность. Все это позволяет обеспечивать коррекцию и рост двигательных качеств.

На своих уроках стремлюсь создать школу движений: заложить основы техники выполнения действий, научить управлять своими движениями, развить физические качества. Научить стойко переносить неудачи и поражения и, во что бы ни стало, добиваться поставленной цели, достигая душевного благополучия. Для своих учеников я адаптировала игры народов мира «Городки», «Лапта», «Боулинг». В ходе проведения подвижных игр ребята активно включаться в совместную деятельность, принимают участие в их организации и проведении; учатся самостоятельно проводить специальную разминку, формируют команды и осуществляют судейство по игре. В результате игр и не только, обучающиеся реализуют себя как Личности: учатся строить диалог, овладевают адекватной самооценкой, управляют своими эмоциями, проявляют культуру общения; развивают скоростные и координационные качества, быстроту и ловкость.

В адаптивной физической культуре я разработала дневник здоровья физического совершенствования обучающегося с ОВЗ, в котором реализую технологии ориентированного обучения соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка. В своих дневниках обучающиеся ведут самоконтроль за физической нагрузкой (замеряют пульс до и после физической нагрузки), уровнем физического развития, и ростом спортивных результатов. Ежедневно ведут самонаблюдение за своим самочувствием, питанием, режимом дня и сна. Планируют и проводят самостоятельные занятия по развитию и совершенствованию физических и двигательных качеств (скоростных, силовых, координационных, гибкости, выносливости). Принимают участие в соревнованиях и заносят результаты в своих дневниках. Обучающиеся ГБОУ «Речевой центр» приобретают практический опыт проведения самоанализа и самонаблюдения за своим здоровьем. Приобретают практический опыт участия и проведения тестирования (владеют методикой организации проведения тестирования), обладают знаниями методики развития и совершенствования двигательных способностей; владеют способами регулирования физической нагрузки; составляют программу физических упражнений на развитие двигательных качеств и выполняют её в режиме дня.

Таким образом, личность, как индивид, формируется и развивается при помощи данной технологии ориентированного обучения, приобретает ценности самостоятельной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности адаптивной физической культуры.

Важнейшей частью своей работы считаю регулярные контакты с родителями обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья. Эти контакты позволяют расширить знания родителей о физическом развитии детского организма, о профилактике заболеваний, об элементарных навыках в физическом воспитании своих детей. Я регулярно приглашаю родителей на свои уроки с целью поделиться опытом развития и коррекции проведения упражнений по развитию физической подготовки и формированию двигательных качеств. Через дневник здоровья даю рекомендации и специальные комплексы выполнения упражнений.

Таким образом, имею результаты своей педагогической деятельности за 2018–2020 годы:

  1. 16–17 февраля, 2018 г. II место ГБОУ «Речевой центр» гор. Москва «Открытые соревнования по спортивному туризму на Кубок Мэра среди обучающихся с ОВЗ», 7–9 классы.
  2. 15 декабря,.2019 г. Участие во Всероссийском физкультурно — спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» с результатом: золотой значок — 6 человек; серебряный значок — 4; бронзовый значок — 1.
  3. 16 февраля, 2019 ГБОУ II место «Речевой центр» городские соревнования клуба настольного тенниса «Энергия» для обучающихся с ОВЗ 1–9 классов города Екатеринбурга.
  4. 09 февраля, 2020 г. Участие во Всероссийских соревнованиях «Лыжня России» в забеге на 2 км.
  5. 5 марта, 2020г. Международный Конкурс-игра по физической культуре «Орлёнок» Источник: https://nic-snail.ru/users/myevents Центр «Снейл» с результатом Лауреат, I место.

Считаю, что современные технологии ориентированного обучения обучающихся с ОВЗ адаптированной физической культуры обеспечивают каждому ученику условия для максимального развития его способностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования. Так как, именно в деятельности происходит становление его индивидуального «Я» и укрепление физического и психического здоровья, а главное социализация и самореализация в общество.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы” /yandexwebcache.net
  2. Плаксунова Э. В. Влияние занятий по программе адаптивного физического воспитания «Моторная азбука» на двигательное и психомоторное развитие детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. — 2009. — № 4. — С. 67–72.
  3. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование: идеи и их реализация // Психология и педагогика: пространства взаимодействия: материалы «круглого стола». М.: Школьные технологии, 2010. 400 с. С. 115–132.
  4. Туленкова Л. А. Личностно-ориентированный подход в формировании личностных универсальных учебных действий.//Педагогические науки. № 5, 2019. 19 с.
  5. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2003. — 464 с, ил. ISBN 5–85009–743–0
  6. Якиманская И. С. Технология личностно ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000. 176с.

Ключевые слова

социализация, адаптивная физическая культура, обучающиеся с ОВЗ, ориентированные технологии, дневник здоровья физического совершенствования