К проблеме внедрения элементов дистанционного обучения в систему среднего профессионального образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 10 октября, печатный экземпляр отправим 14 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, октябрь 2020)

Дата публикации: 03.08.2020

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Кадомцева, В. В. К проблеме внедрения элементов дистанционного обучения в систему среднего профессионального образования / В. В. Кадомцева. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/379/15995/ (дата обращения: 26.09.2020).

Препринт статьи



Данная статья посвящена обзорному рассмотрению проблемы введения методики дистанционного электронного обучения в систему СПО на примере урока истории. Рассматриваются некоторые затруднения в данной форме обучения и предлагаются возможные пути их решения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, электронное обучение, среднее профессиональное образование.

В современных реалиях использование элементов электронного обучения представляет собой одно из наиболее актуальных направлений развития системы образования. Всеобщая цифровизация, повсеместное применение возможностей, предоставляемых сетью Интернет, выводят участников образовательного процесса на новый уровень предоставления и получения знаний.

Прежде всего стоит рассмотреть вопрос об определении понятия «дистанционное обучение». В частности, исследователь А. А. Андреев в своей монографии «Дидактические основы дистанционного обучения» [1] рассматривает его как целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, реализуемый в специфической дидактической системе.

Отметим, что для различных уровней образовательной системы имеются свои характерные критерии. Так, стоит отметить, что подача материала должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся. Характерной чертой электронного обучения будет глубокая подготовка предоставляемого учебного материала.

Далее рассмотрим методику дистанционного обучения в системе среднего профессионального образования на примере урока истории в формате видеоконференции. Возрастная группа студентов в усредненном виде будет представлять собой — 16–18 лет.

Урок соответственно будет рассчитан на 30 минут.

В зависимости от цели и задач занятия будут выстраиваться и основные этапы урока. Если занятие будет проводиться с целью рассмотрения нового материала, то одной из важнейших задач преподавателя будет привлечение внимания обучающихся и его акцентирование на наиболее важных и сложных для запоминания моментах.

Преподаватель должен учитывать, что студенты могут иметь различный материально-технический уровень, у них могут быть затруднения с возможностью выхода в видеоконференцию. Для этого должны быть подготовлены альтернативные варианты рассматриваемого материала с элементами контроля знаний.

Вариантом может выступить проблемное задание — т. е. перед учащимися ставится ряд вопросов, заданий, ответы на которые они должны найти самостоятельно с использованием рекомендованной учителем литературы и ссылок на уже имеющиеся в сети Интернет опубликованные источники. Как мы видим, использование методики проблемного обучения в своем традиционном варианте не теряет своей актуальности, полезна она будет и в новой — дистанционной форме, что также подтверждают исследователи [2]. Например, при рассмотрении темы «Великая Отечественная война как самостоятельный и определяющий этап Второй мировой войны» можно предложить студентам самостоятельно составить таблицу на основе рекомендованных преподавателем материалов, где будут отражены ключевые этапы войны, подробно рассмотрены причины победы СССР и т. д. Данный материал может быть размещен на сайте образовательного учреждения.

Отдельно подчеркнем, что в случае рассмотрения темы обучающимся самостоятельно очень важно, чтобы источники информации, с которыми он будет работать, соответствовали учебной программе предмета. В силу того, что на сегодняшний день сеть Интернет переполнена ресурсами самого разного толка, необходим строгий контроль за тем какую именно информацию студент получит, что особенно актуально для такого предмета как история. Для этого, повторимся, преподаватель предоставляет ссылки на электронные ресурсы, с которыми можно безопасно работать, или же необходимую печатную литературу.

Также необходима обратная связь между студентом и преподавателем. Соответственно на сайте образовательного учреждения должна быть опубликована информация с контактами педагогического коллектива, в частности электронная почта, куда обучающийся может обратиться с вопросами или же отправить выполненное задание.

Возвращаясь к видеоконференции, отметим, что должны быть соблюдены следующие этапы:

Во-первых, перед началом рассмотрения новой темы преподаватель должен убедиться в том, что связь со всеми участниками конференции налажена. Это можно сделать, предложив слушателям отметиться в чате видеоконференции. Также на этом этапе проводиться инструктаж (5 минут).

Вторым этапом будет работа в соответствии с запланированным сценарием занятия. Если в ходе видеоконференции будет рассматриваться уже упомянутая нами тема «Великая Отечественная война как самостоятельный и определяющий этап Второй мировой войны», то ввиду ее особой важности и высокой степени сложности следует использовать презентационный материал для дополнительной визуальной фиксации внимания студентов. Наряду с классической постановкой цели урока учащимся стоит приложить уже на вводном этапе отметить ключевые вопросы, на которые необходимо будет обратить внимание, также на этом этапе перед студентами можно поставить задания для самостоятельной работы с целью закрепления обозначенной темы (возможный вариант такого задания мы отметили выше).

По итогу видеоконференции студенты (по желанию) выполняют индивидуальные задания на дополнительную оценку. После чего группа под руководством преподавателя возвращается к поставленным перед слушателями вопросами и заданиями.

Важным этапом урока в данном формате будет обсуждение результатов занятия. Ввиду возможных сложностей коммуникации стоит предложить студентам сформулировать и опубликовать в чате конференции проблемы, с которыми они столкнулись, сложные моменты, на которые стоит дополнительно обратить внимание.

Немаловажным будет упомянуть здесь, что выставление объективной отметки обучающемуся — это крайне важный элемент урока, который способствует выявлению и своевременной корректировке проблемных моментов в знаниях у учащегося. В условиях современных реалий (повсеместного применения различных гаджетов и т. д.) преподавателю трудно будет отследить насколько выставляемая им отметка будет соответствовать реальным знаниям студента. Поэтому стоит уделять особое внимание проверочным материалам — например, тесты, если таковые будут применяться, должны быть неопубликованными заранее в сети Интернет.

Как отмечают исследователи, наряду с очевидными проблемами, подобный подход, особенно в контексте изучения такого предмета как история, имеет свои преимущества. Опыт применения технологии дистанционного обучения подтверждает педагогическую целесообразность, что выражается, прежде всего, в повышении качества освоения предмета, и позволяет обеспечить на уроках истории мотивацию детей, эффективность их подготовки [3].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в области дистанционного обучения имеется ряд актуальных проблем, которые необходимо решить для повышения качества образования. Основные направления для решения данных проблем, как также отмечают исследователи [4]: создание адаптивной дистанционно-образовательной среды для педагогов и учащихся. В процессе приспособления к новой системе работы преподаватели должны надлежащим образом усвоить основы для возможности обучать, а обучающиеся для возможности получать необходимые знания. Дальнейшее направление — подготовка образовательных учреждений для интегрирования информационно-коммуникационных технологий. Неотъемлемой частью процесса будет формирование единого дистанционного образовательного стандарта: электронных учебников, методических рекомендаций, учебных пособий, а также различных комплексов и программ.

Возвращаясь к определению понятия «дистанционное обучение» мы должны подчеркнуть, что вне зависимости от предмета важной его частью будет именно интерактивная и коммуникативная составляющая. Участники образовательного процесса должны быть заинтересованы в данной форме работы. Таким образом, одной из задач преподавателя безусловно будет подготовка интересного, содержательного материала.

В 2020 году система образования РФ столкнулась с новыми вызовами. В условиях внезапных карантинных мер образовательные организации были вынуждены спешно перейти к форме электронного обучения. По собственному опыту и опыту коллег педагогов стоит сказать, что переход на дистанционную форму обучения требует, как уже отмечалось выше, тщательной и качественной подготовки на всех уровнях. Для всех участников образовательного процесса очевидно, что полная замена классического очного обучения дистанционной пока не возможна, т. к. одной из важнейших функций современного образовательного учреждения является социализация личности — это, как мы можем наблюдать, по меньшей мере затруднительно в условиях отсутствия возможности личного общения в коллективе. Но в целом можно сделать вывод, что дистанционное обучение на всех уровнях образования — это перспективное направление и дискуссии на эту тему только набирают актуальность.

Литература:

1 Андреев А. А. Дидактические основы дистанционного обучения — М.: РАО, 1999. — 120 с.

2 Геращенко И. Г., Геращенко Н. В. Проблемы дистанционного образования: методологический аспект URL: http://st-hum.ru/content/gerashchenko-ig-gerashchenko-nv-problemy-distancionnogo-obrazovaniya-metodologicheskiy (дата обращения: 31.07.2020).

3 Туренбеков Р. Х Электронное обучение истории с применением технологий дистанционного обучения в МОУ СОШ № 40 С УПОП г.Воркуты с малокомплектной школой URL: http://www.akademkniga.ru/upload/blog_files/22–11/block4/pril3.pdf (дата обращения: 31.07.2020).

4 Чигинцева А. А. Актуальные проблемы дистанционного обучения URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-distantsionnogo-obucheniya?gclid=Cj0KCQjwgo_5BRDuARIsADDEntTJ8GQ2iSDC3blvpMEPlWKAjcQAnKcgLcuJu-g5mnxHej67PcIuYmMaAh6xEALw_wcB (дата обращения: 31.07.2020).