Рабочая программа элективного курса «Генетика» (11-й класс)
Автор: Жалилова Вера Алексеевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 03.07.2020
Статья просмотрена: 276 раз
Библиографическое описание:
Жалилова, В. А. Рабочая программа элективного курса «Генетика» (11-й класс) / В. А. Жалилова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/375/15981/ (дата обращения: 16.12.2024).
Всего часов — 34 ч. В неделю — 1ч.
Пояснительная записка
Курс включает теоретические занятия и практическое решение задач.
Целью данного курса является развитие у учащихся умения и навыков решения задач по основным разделам классической генетики. через:
краткое повторение материала, изученного по теме «Генетика»;
выявление и ликвидацию пробелов в знаниях учащихся по теме и умениях решать задачи, положенные по школьной программе;
обучения учащихся решению задач по генетике повышенной сложности;
Задачи курса:
образовательные:
− формирование умений и навыков решения генетических задач;
− отработка навыков применения генетических законов;
− обеспечение высокой степени готовности учащихся к ЕГЭ, поступлению в ВУЗы;
− удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся генетикой;
развивающие:
− развитие логического мышления учащихся;
воспитательные:
− воспитание и формирование здорового образа жизни.
После прохождения курса учащиеся должны знать:
− —основные понятия, термины и законы генетики;
− —генетическую символику.
Учащиеся должны уметь:
− правильно оформлять условия, решения и ответы генетических задач;
− решать типичные задачи;
− логически рассуждать и обосновывать выводы.
Прогнозируемые результаты обучения и способы их проверки.
В результате обучения школьники должны:
− расширить знания об основных генетических законах;
− овладеть специальной генетической терминологией;
− научиться решать генетические задачи повышенной сложности;
− уметь применять различные генетические законы при решении задач:
− уметь прогнозировать вероятность передачи по наследству различных генетических нарушений;
− уметь готовить доклады по теоретическому материалу.
Календарно- тематическое планирование
34 часа
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
Формы деятельности уч-ся. Формы контроля |
|
теория |
практикум |
|||
|
||||
1. |
Методы генетики. |
1 |
||
2. |
Генетические термины и символы. Заполнение кроссворда «Генетические термины» |
1 |
1 |
|
|
||||
3. |
Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании — Закон единообразия гибридов первого поколения — Закон расщепления признаков — Цитологические основы моногибридного скрещивания. — Полное и неполное доминирование. — Летальные гены — Анализирующее скрещивание |
2 |
||
4. |
Решение генетических задач на моногибридное скрещивание А) Алгоритм решения прямых задач Б) Алгоритм решения обратных задач Г) Решение задач |
2 |
||
5. |
Тестовый контроль № 1 на моногибридное скрещивание (4 варианта) |
1 |
||
|
||||
6. |
Закономерности наследования при дигибридном скрещивании |
1 |
||
7. |
Решение генетических задач на дигибридное скрещивание А) Алгоритм решения прямых задач Б) Алгоритм решения обратных задач Г) Решение задач |
2 |
||
8. |
Тестовый контроль № 2 на дигибридное скрещивание (4 варианта) |
1 |
||
|
||||
9. |
Актуализация знаний по теме, решение задач. |
2 |
||
|
||||
10. |
Закономерности сцепленного наследования. — Закон Моргана. — Цитологические основы сцепленного наследования. — Хромосомная теория наследственности. |
2 |
||
11. |
Решение задач на сцепленное наследование. |
3 |
||
|
||||
12. |
Цитологические основы наследования, сцепленного с полом |
1 |
||
13. |
Решение прямых и обратных задач на сцепление признака с Х-хромосомой. Решение прямых и обратных задач на сцепление с У-хромосомой. |
3 |
||
|
||||
14. |
Эпистаз: доминантный и рецессивный. Комплементарность. Полимерия. |
2 |
||
15. |
Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов. |
4 |
||
|
||||
16. |
Итоговая диагностика: решение генетических задач всех видов. |
2 |
||
17. |
Решение занимательных задач |
1 |
||
|
||||
Литература для учащихся.
- Богданова Т. Л., Солодова Е. А.Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в ВУЗы.-М.: АСТ- ПРЕСС ШКОЛА,2009.-816с.
- Захаров В. Б. Общая биология: Учебник для 10–11 классов общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 2002. — 624с.
- Киреева Н. М. Биология для поступающих в ВУЗы. Способы решения задач по генетике. — Волгоград: Учитель, 2003. — 50с.
- 5. Петросова Р. А. Основы генетики. Темы школьного курса. — М.: Дрофа, 2004. — 96с.
Примеры задач итогового занятия элективного курса «Генетика»
Задача 1.
У разводимых в неволе лисиц доминантный ген вызывает появление платиновой окраски, а в гомозиготном состоянии обладает летальным действием (гибнут эмбрионы). Рецессивный аллель определяет серебристо-серую окраску. Скрещивали платиновых лисиц между собой и получили 72 потомка.
- Сколько типов гамет образуется у платиновой лисицы?
- Сколько животных погибло в эмбриональном состоянии?
- Сколько разных жизнеспособных генотипов образуется при таком скрещивании?
- Сколько родилось серебристо-серых лисят?
- Сколько родилось платиновых лисят?
Задача 2.
У человека серповидноклеточная анемия наследуется как признак неполностью доминантный. У доминантных гомозигот развивается сильная анемия, приводящая к смерти, а у гетерозигот анемия проявляется в легкой форме. Малярийный плазмодий не может усваивать аномальный гемоглобин, поэтому люди, имеющие ген серповидноклеточной анемии, не болеют малярией. В семье у обоих супругов легкая форма анемии.
- Сколько типов гамет образуется у каждого супруга?
- Сколько разных фенотипов может быть среди детей этой пары?
- Какова вероятность рождения ребенка с тяжелой формой анемии?
- Какова вероятность рождения ребенка, устойчивого к малярии?
- Какова вероятность рождения ребенка, чувствительного к малярии?
Литература:
- Дикарев С. Д. Генетика: Сборник задач. — М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
- Жданов Н. В. «Решение задач при изучении темы: «Генетика популяций» -М, пед. инст., 2008.
- «Задачи по генетике для поступающих в ВУЗы» -г. Волгоград, изд. «Учитель», 2010
- Орлова Н. Н. «Малый практикум по общей генетике (сборник задач)» -Изд. МГУ, 2001.
- Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Чернова Н. М. «Основы общей биологии» М.: Вентана — Граф», 2009.
- http://www.gnpbu.ru/ web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
- http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
- http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.