Переход от очной формы образования к дистанционной. Особенности и проблемы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Коваленко, Р. А. Переход от очной формы образования к дистанционной. Особенности и проблемы / Р. А. Коваленко, Е. А. Яковлева, А. А. Сорокин. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 52-55. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/375/15973/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье рассматриваются факторы формирующие информационное взаимодействие в процессе обучения, так же перенос образовательного процесса в дистанционный формат. Проведен анализ негативных моментов при реализации подобного класса информационных систем и инфраструктурных составляющих. Также проанализированы потребительские свойства образовательной услуги и ее дружелюбность в аспекте психотического воздействия дистанционного формата на обучавшегося. На основании выделенных тезисов сделаны базовые выводы, о перспективности и адекватности данной стратегии представления образовательной услуги.

Ключевые слова: образование, дистанционные формы, телекоммуникационные технологии, онлайн-платформы, прокторинг.

Системы дистанционного образования, как элемент образовательного процесса с кожным годом занимают все больший сектор в процессе обучения. Различные цифровые образовательный платформы фактически реализуют данную функцию. Включенная в образовательные стандарты высшего образования, система электронной образовательной среды с подсистемой личных кабинетов, является по своей сути модулем дистанционного образования, для удалённого взаимодействия преподавателя и студента на базе информационной платформы.

Основным средством для технического обеспечения дистанционных форм обучения, является интернет-соединение. Наличие качественного и доступного канала доступа в интернет — это ключевой фактор в формировании процесса реутилизации форм удаленного взаимодействия.

Качество интернет-соединения зависит от многих технических и инфраструктурных факторов. Стоимость коммутационного оборудования, стоимость оплаченной ширины клана, как у пользователя, так и вышестоящих провайдеров, топология телекоммуникационных сетей в отдельной взятой местности — все это напрямую влияет на стабильность работы информационной системы в целом.

Конечной точкой получения образовательного контента, а фактически и частью информационной системы является браузер на стороне клиента (обучающегося). Данное определение формирует ряд следующих проблем:

− фактическое наличие оплаченного интернет-соединения на требуемом уровне по ширине канала,

− реальное качество интернет-соединения,

− работоспособность клиентского программного и аппаратного обеспечения.

Вышеописанные проблемы формально не учитываются в организационном процессе на административном уровне и технические условия для собственного обучения студент должен создавать своими силами.

В рамках информационного взаимодействия через телекоммуникационные сети применяются различные форматы для представления информации и обратного отклика от обучающегося. Большинство систем для дистанционного образования представлены в формате веб порталов, реализующих агрегацию различных функций для обеспечения образовательного процесса.

Формирование информационного контента для размещения в информационной системе — это базовая задача на начальном этапе в цикле работы по построению дистанционного взаимодействия. Процесс генерации и трансформации информации для публикации на веб портале имеет циклических характер. Сотрудники, относящиеся к профессорско-преподавательскому составу обязаны динамически проводить мероприятия по разработке, адаптации и публикации контента в системе для обучающихся. При появлении отклика в системе на опубликованный контент, преподаватель должен реализовать обратную связь в виде консультаций или шкалы оценивания, различных комментариев, маркеров.

Дополнительный ряд функций по техническому обеспечению и адаптации образовательной составляющей для публикации на ресурсах ОУ, может снижать качество представляемого контента, его проработку или уровень обратной связи.

В реалиях российской действительности такие системы получили наименование в виде единой информационной образовательной среды. В мировой практике данные системы входят в группу Learning Management System (LMS), эти системы выполняю функцию по формированию образовательной среды аy базе информационных технологий с различными форматами представления данных. [1]

Одним из ответвлений в классификации систем по дистанционному обучению, являются MOOC (Massive open online course) платформы. Специфика работы данных систем нацелена на представление широкой аудитории свободно распространяемых курсов по различным дисциплинам или технологиям. [1]

Отдельной проблемой в реализации дистанционных форм образования является перенос практических и лабораторных работ в цифровой формат. Фактически, данная проблема переходит в плоскость разработки приложений симуляторов и систем виртуальной реальности, что в свою очередь является нетривиальной задачей. Собственная разработка образовательной организацией подобных систем для использования только в своих границах практически немеет целесообразности в экономическом плане, следовательно разработчик должен иметь коммерческой реализации данной системы на основе лицензионных соглашений. Опираясь на рассмотренные проблемы технического плата, стоит упомянуть, что запуск систем виртуальной реальности или тренажеров требуют производительных рабочих станций, а следовательно это несет дополнительную финансовую нагрузку на пользователя.

Покупка лицензионного программного обеспечения сторонними вузами имеет формирует договорную и финансовую зависимость лицензиата от вендора. Ведения дистанционных форм обучения, с последующим получением документов об образовании установленного государством образца требует внедрение функций надзора за экзаменационными испытаниями в комплексе образовательной платформы.

Данные функции наблюдения за процессом тестовых испытания в мировой практике именуется «прокторингом». Организацию наблюдения за обучающимся модно разделить на составляющие: сотрудника, ведшего наблюдение за процессом в информационной системе и технические или программные средства. Человеческий фактор в прокторинге имеет важное значение, так как осуществление надзорных функций в дистанционном формате может сводиться к более пристальному или необъективному контролю. [2]

Одним из технических решений в прокторинге, доминирующим, является обязательное применение веб камеры на стороне сдающего экзамен ил тест. Необходимость использования веб камеры повышает требования к материальной базе студента, а также качеству интернет-соединения, что также повышает финансовую нагрузку на студента.

Вторым из базовых приемов, использующихся в качестве инструмента прокторинга, является запись или демонстрация экрана обучающегося. Данный метод позволяет исключить нежелательные действия при должной настройке системы и ее конфигурации. Например, при записи экрана, необходимо удостовериться, что система пользователя имеет один экран. Дополнительными возможными мерами может являться установка на компьютер пользователя специального программного обеспечения, реализующего функции блокировки аудио потока (воспроизведения из источников невыбранных, как доверенные в данной сессии), вывода информации на дополнительные экраны, блокировка программ записывающих экран со стороны пользователя, блокировка и контроль запушенных процессов на рабочей станции.

Начиная разговор о технических средствах, стоит упомянуть о необходимости шифрования потока данных во время тестовых испытаний, так как может существовать возможность кеширования трафика или сниффинга и его последующее восстановление с целью получения (накопления) базы тестовых материалов.

В контексте рассмотрения дистанционных форм обучения стоит упомянуть, факторы восприятия самого процесса обучения и его эффективность со стороны обучающегося. При условии, что контрольные или аттестационные функции сводятся к задаче или порогу выполнения обеденного тестового испытания в виде набора определенного процента, то в ряде случаев процесс обучения может сводится к достижению данной отметки различными способами. Достижение порогового значения в тестовых испытаниях не может гарантировать, целостность восприятия дисциплины на должном уровне, так как тестовые испытания сводятся к механическому вводу в систему валидной информации или ее комбинации. Формально данная задача может решаться о стороны студента простым запоминанием текстовых данных и их соответствия без глубокого анализа информации и формирования критической оценки к выбранной научно области.

Дополнительным негативным фактором, оказывающим отрицательное влияние в векторе рассмотрения проблем восприятия, является сенсорная перегруженность. Подобная дисфункция может возникать у определённых субъектов обучения, как реакция на одновременную необходимость решать экзаменационные задачи посредством текстового восприятия информации о задании, необходимость последующей операции ввода сформированного ответа в установленную форму в информационной системе и при постоянном эмоциональном давлении в результате прокторинга.

Совокупность вышеописанных факторов ставит под вопрос целесообразность применения подобной концепции в массовом и обязательном варианте (без альтернативных способов сдачи аттестационных испытаний). Если сравнивать традиционный подход при личном и контактном (очном) участии всех субъектов подобного процесса, то проявление педагогических и психологических навыков работников, осуществлявших образовательный процесс может быть возможным для решения ситуаций с обучающимися (имеющими определенные ранее не диагностируемые дисфункции или конкретные особенности психики).

Важно понимать, что реализация компетенций по самостоятельной проектной деятельности, практически не реализуется и не тестируется (не может быть проверена) с применением тестового вида испытании, а факторы прокторинга или слежения могут деструктивно влиять на психическое состояние обучающегося. [2]

Формирование критической оценки и синтеза решений на базе исследуемого объекта и его свойств, расчетных характеристик, приобретается с проведением практических опытов, наблюдений и самостоятельной исследовательской деятельности. Проверка соответствующих комплексных компетенций обучающегося возможна лишь в проектной и самостоятельной работе на протяжении определённого участка времени (за частую продолжительного). Временные рамки, формируемые условиями прокторинга, излишне формализуют процесс проверки готовности молодого специалиста к научной или трудовой деятельности на промышленном предприятии.

Вышеописанные тезисы, раскрывают проблематику технических, организационных и факторов качества, реализуемой образовательной услуги. Анализ критериев информационного взаимодействия с различных точек зрения, показывает множество спорных точек при реализации данного вида обучения. Стоит понимать, что полноценная замена очного формата в обязательном варианте на дистанционный, имеет ряд критических проблем как со стороны организующей стороны (образовательной организации), так и со стороны потребителя (обучающегося клиента).

Важно заметить, что образовательная организация в классическом виде с учетом реального положения дел, за частую не является прямым конкурентом MOOC платформам в плане уровня представления контента или его количеству. Подобное сравнение возникает в современном обществе, как запрос на контент и система глобальных оценок на образовательном рынке. Но данное сравнение происходит в разных категориях представителей образовательной сферы, что говорит о необходимости конкретизации функций определенного типа образовательной структуры, без ее частичной трансформации в смежные секторы деятельности.

Литература:

  1. Колосков, В. Л. Дистанционное образование. LMS и MOOC / В. Л. Колосков, И. Ю. Павлов // Актуальные вопросы модернизации российского образования: материалы XXIII Международной научно-практической конференции. — М.: Перо, 2015. — С. 32–34.
  2. Добровинский, Д. С. Прокторинг как инструмент развития дистанционного образования / Д. С. Добровинский, И. В. Ловецкий., М. А. Попов // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. — Хабаровск: Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 2018. — С. 27–32.
Основные термины (генерируются автоматически): информационная система, MOOC, образовательный процесс, система, дистанционная форма обучения, дистанционное образование, дистанционный формат, информационное взаимодействие, образовательная организация, процесс обучения.

Похожие статьи

Дистанционное обучение в информационной...

Информатизация всех сторон жизни общества невозможна без информатизации образования, что означает создание информационно-образовательной среды (ИОС) в каждом образовательном учреждении.

Роль дистанционного обучения в современном образовании

Дистанционное обучение (ДО) — это обучение, при котором предоставление обучаемому большей части учебного материала и основная часть взаимодействия с преподавателем осуществляются с использованием современных информационных технологий: интернета...

Дистанционное обучение как неотъемлемая часть...

Статья посвящена применению дистанционного обучения в системе современного образовательного процесса.

Библиографическое описание: Васильев, А. А. Дистанционное обучение как неотъемлемая часть образовательной среды / А. А. Васильев.

Дистанционное образование как инновационная форма обучения

Дистанционное обучение — совокупность информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечивающих доставку обучаемым изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, а также контроль за...

Онлайн-курсы как инновационная форма дистанционного...

дистанционное обучение, дистанционное образование, дистанционный курс, электронное обучение, WIX, курс, дистанционный образовательный курс, практический материал, главная страница курса, сетевой курс. Дистанционная форма обучения как инновационный...

Особенности дистанционного обучения в системе образования

дистанционное обучение, дистанционное образование, информационное общество, учебный процесс, знание, преподаватель, дистанционная форма

Дистанционное обучение — это образовательная технология, способ передачи знаний обучаемым, который может быть...

Тенденции внедрения информационных систем...

Дистанционное образование — особая, совершенная форма, сочетающая элементы очного

Дистанционное обучение — это образовательная технология, способ передачи знаний

Под дистанционным обучением (distance learning) стали понимать такой процесс обучения, при...

Дистанционная форма обучения как инновационный метод...

Дистанционное обучениевзаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами...

Эффективная форма дистанционного обучения

Ключевые слова: дистанционное обучение, эффективность обучения. Дистанционное обучение (ДО) в той или иной степени в настоящее время используется повсеместно в учебных заведениях: вузах, школах, а также в различных организациях и на предприятиях в форме...

Применение дистанционных образовательных технологий при...

В настоящее время дистанционное обучение находит всё более широкое применение на различных уровнях образования. Это связано с тем, что дистанционное обучение как инновационный образовательный процесс с использованием...

Похожие статьи

Дистанционное обучение в информационной...

Информатизация всех сторон жизни общества невозможна без информатизации образования, что означает создание информационно-образовательной среды (ИОС) в каждом образовательном учреждении.

Роль дистанционного обучения в современном образовании

Дистанционное обучение (ДО) — это обучение, при котором предоставление обучаемому большей части учебного материала и основная часть взаимодействия с преподавателем осуществляются с использованием современных информационных технологий: интернета...

Дистанционное обучение как неотъемлемая часть...

Статья посвящена применению дистанционного обучения в системе современного образовательного процесса.

Библиографическое описание: Васильев, А. А. Дистанционное обучение как неотъемлемая часть образовательной среды / А. А. Васильев.

Дистанционное образование как инновационная форма обучения

Дистанционное обучение — совокупность информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечивающих доставку обучаемым изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, а также контроль за...

Онлайн-курсы как инновационная форма дистанционного...

дистанционное обучение, дистанционное образование, дистанционный курс, электронное обучение, WIX, курс, дистанционный образовательный курс, практический материал, главная страница курса, сетевой курс. Дистанционная форма обучения как инновационный...

Особенности дистанционного обучения в системе образования

дистанционное обучение, дистанционное образование, информационное общество, учебный процесс, знание, преподаватель, дистанционная форма

Дистанционное обучение — это образовательная технология, способ передачи знаний обучаемым, который может быть...

Тенденции внедрения информационных систем...

Дистанционное образование — особая, совершенная форма, сочетающая элементы очного

Дистанционное обучение — это образовательная технология, способ передачи знаний

Под дистанционным обучением (distance learning) стали понимать такой процесс обучения, при...

Дистанционная форма обучения как инновационный метод...

Дистанционное обучениевзаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами...

Эффективная форма дистанционного обучения

Ключевые слова: дистанционное обучение, эффективность обучения. Дистанционное обучение (ДО) в той или иной степени в настоящее время используется повсеместно в учебных заведениях: вузах, школах, а также в различных организациях и на предприятиях в форме...

Применение дистанционных образовательных технологий при...

В настоящее время дистанционное обучение находит всё более широкое применение на различных уровнях образования. Это связано с тем, что дистанционное обучение как инновационный образовательный процесс с использованием...