Слово как художественная деталь и исторический факт (на примере изучения повести Э. Фоняковой «Хлеб той зимы» на уроках литературы и истории) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XII международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, июль 2020)

Дата публикации: 30.06.2020

Статья просмотрена: 212 раз

Библиографическое описание:

Кондрашина, А. А. Слово как художественная деталь и исторический факт (на примере изучения повести Э. Фоняковой «Хлеб той зимы» на уроках литературы и истории) / А. А. Кондрашина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/375/15969/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье автор обобщает опыт работы по организации изучения художественного текста о Великой Отечественной войне на основе межпредметных связей литературы и истории.

Ключевые слова: художественный текст, деталь, исторический факт, межпредметные связи, универсальные учебные действия.

Межпредметные связи в образовательном пространстве школы — это традиционная тема, актуальная в течение многих лет. Её функциональность позволяет дать практический ответ на многие учебные запросы: системность обучения требует всестороннего тематического рассмотрения в области каждого предмета. Кроме того системно-деятельностный подход, положенный в основу современного урока, предполагает активное использование потенциала межпредметных связей, поскольку в том числе и они способствуют формированию и развитию универсальных учебных действий.

Методический спектр межпредметных связей очень широк, нет необходимости перечислять формы, ставшие традиционными для школы. Предлагаем вашему вниманию ещё один вариант — опыт работы двух учителей, предполагающий объединение предметных полей «История» и «Литература».

Учебный год 2019–2020 является значимым, как в истории страны, так и в жизни каждого человека — Год памяти и славы, год 75-летия Великой Победы. С целью воспитания патриотического духа, сохранения исторической памяти и уважения к истории своей страны в 6-м классе был начат историко-литературный проект по книге Э. Фоняковой «Хлеб той зимы».

Данный проект позволил рассмотреть один текст не только как художественный, но и как исторический одновременно.

Практическая реализация проекта в урочной форме предполагает еженедельное чтение глав из книги Э. Фоняковой «Хлеб той зимы» с детьми на уроке (в среднем — 5 минут, обсуждение и работа с текстом — 5–7 минут). Одинаковые главы отрабатываются учителем литературы и учителем истории в один учебный день. Все необходимые записи ведутся детьми в отдельной тетради, обложка которой представляет собой распечатанный вариант обложки книги:

https://lampada.su/images/catalog/1387/shop_items_catalog_image5276.jpg

Тетрадь делится на две части: историческую и литературную. Каждый учитель работает с текстом, используя наиболее эффективные, по его мнению, методы и приёмы, направленные также на формирование читательской грамотности как метапредметного умения.

Рассмотрим пример работы по главе «Несостоявшаяся премьера» (для удобства приведём главу полностью):

«Папы нет дома. Он дежурит в своем Доме художественной самодеятельности — был такой дом в Ленинграде. Мы с мамой одни. Окна плотно зашторены. Горит настольная лампа. Выполняя свое давнее обещание, мама помогает мне сооружать кукольный театр. Картонная коробка из-под туфель приспосабливается для сцены. Из зеленой бумаги мы вырезаем деревья с аккуратными круглыми кронами и прилаживаем их на первый план. Дело происходит в лесу. На «задник” идет кусок голубой тетрадной обложки. Это — небо. Затем склеиваем домик и принимаемся лепить из пластилина действующих лиц — Козу и семерых козлят, а также зубастого серого волка. Когда у волка уже начинают прорисовываться острые уши, меня осеняет идея: вместо волка надо лепить... немца. Он страшнее. Мама, подумав, соглашается с такой современной трактовкой старой темы. Спектакль у нас теперь будет называться «Фриц и семеро козлят”. Начинаем репетицию. Мама — она сначала за Козу — поет заботливым голосом:

— Детушки, козлятушки! Я в лес пошла, молочка вам раздобуду. А вы, сделайте милость, сидите тихо и никого, никого к себе не пускайте.

Ха-ха! За молочком! Интересно, где она возьмет молочка? Его уже давно нигде нет, и я забываю понемногу его сытный, сладковатый вкус.

Впрочем, ведь у нас — сказка...

Я — сразу все семеро козлят. Пищу на разные лады:

— До свиданья, мамочка-коза! Счастливого пути! Не волнуйся, детушки-козлятушки тебя будут слушаться.

Как жалко, что папа отсутствует! Он сыграл бы нам фрица. Тут ведь нужен грубый мужской бас, который неумело маскируется под козлячий дискант. За эту неприятную роль берется мама. Она стучит по столу — то есть в дверь к наивным семерым козлятам — костяшками согнутых пальцев: тук-тук-тук! Тук!! Тук!!! Шум все громче, фриц уже ломится в избушку, уже трещат под его напором замки...

Какой ужас! Мои семеро козлят вдруг обнаруживают себя отчаянными трусами. Попасть в лапы к немцу?! Нет! Ни за что! Слезы у меня сами собой наворачиваются на глаза, я кидаюсь к маме и прячу голову у нее где-то под мышкой.

— Что ты, Аленка? Вот глупенькая!

— Мамочка, не надо, не надо больше! Не говори немецким голосом!

— Тихо, малышка, тихо...

Не состоялась наша премьера!» [1, 38–39]

Ключевые понятия для учителя литературы: премьера, кукольный театр, сказка как жанр, сказка «Волк и семеро козлят», репетиция, реплика, литературный герой, тема, идея, название, переживания, эмоции.

Ключевые понятия для учителя истории: дежурство, зашторенные окна, настольная лампа, немец, фриц, молоко.

Работа с данными понятиями помогает рассмотреть два мысловых фона, а значит — два познавательных контекста: слово как деталь и слово как исторический факт (реалия).

Вариант для рассмотрения:

«- Детушки, козлятушки! Я в лес пошла, молочка вам раздобуду. А вы, сделайте милость, сидите тихо и никого, никого к себе не пускайте.

Ха-ха! За молочком! Интересно, где она возьмет молочка? Его уже давно нигде нет, и я забываю понемногу его сытный, сладковатый вкус.

Впрочем, ведь у нас — сказка...» [1, с. 38].

Слово «молоко» как традиционная деталь хорошо знакомой сказки в тексте Э. Фоняковой приобретает смысл, благодаря которому стала возможна антитеза: сказка и военная действительность («Его уже давно нигде нет, и я забываю понемногу его сытный, сладковатый вкус»). Молоко как привычный продукт в мирное время становится сказочной приметой в блокадном городе, и сказка звучит по-другому.

С точки зрения истории, отсутствие молока — это примета военного времени, которую можно объяснить с помощью документально подтверждённых фактов [2]. Исторический ракурс чтения художественного текста помогает лучше понять поведение, поступки, мысли и переживания литературных героев, живущих в контексте определённого временного периода, а литературное повествование тем самым приобретает черты правдивости и объективности.

Опыт показал, что одновременное чтение одного произведения на уроках литературы и истории облегчает восприятие художественного текста, помогает обучающимся представить его пространственно-временные рамки. С помощью этого приёма формируются и развиваются такие важные познавательные умения, как анализ, синтез, классификация, обобщение, определение причинно-следственных связей. Нельзя не сказать о формировании личностного отношения обучающихся к прочитанному, читательского вкуса, а также коммуникативной компетенции.

Конечно, значим и оценочный аспект работы. Все комментарии обучающихся, ответы на предложенные вопросы систематически отмечаются. Главный принцип — неправильных ответов нет, читатель имеет право на свою точку зрения. Самые активные в конце учебного периода получают отметки с учётом накопительной системы ответов по тексту.

Таким образом, интеграция разных предметных областей позволяет создать необходимые условия для организации образовательного пространства как единой системы, в которой каждый элемент важен в роли составляющего компонента.

Литература:

  1. Фонякова, Элла Хлеб той зимы / Элла Фонякова. — Санкт-Петербург-Москва: Речь, 2017. — 224 c. — Текст: непосредственный.
  2. Скоков, А. Г. На всех была одна судьба / А. Г. Скоков. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://history.wikireading.ru/396906 (дата обращения: 29.06.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): художественный текст, сладковатый вкус, исторический факт, козленок, кукольный театр, мама, настольная лампа, опыт работы, учитель истории, учитель литературы.

Похожие статьи

Концепция положительного и отрицательного героя в рассказах...

Целью данной работы является: определить важность рассмотрения положительных и отрицательных героев в рассказах В.А. Сухомлинского в процессе приобщения младших школьников к искусству кукольного театра.

Приёмы использования художественной литературы на уроке...

- включение образов художественной литературы в изложение учителя, в котором материал художественного произведения

Стоит отметить еще один из приемов использования художественной литературы на уроках истории - это разбор литературного памятника.

Элементы театрализации на уроках литературного чтения...

Так же учитель может сам вести урок в образе героя или привлечь старших детей к участию.

Театр — это место для зрелищ или само зрелище, одно из направлений искусства, в котором

Организационные условия представлены формами работы в детском кукольном театре.

Психолого-педагогические условия обучения младших школьников...

Кукольный театр — это всеобъемлющая форма искусства, требующая максимально разносторонней одарённости ребёнка.

Целью данной работы является исследование психолого-педагогических условий обучения младших школьников искусству кукольного театра.

Эффективные формы и методы работы по развитию интереса...

Развитие интереса к художественной литературе

К моей работе по формированию у детей пятого года жизни интереса к художественной

В результате у детей накапливался опыт для драматизации литературного произведения.

- Родительские собрания: «Воспитание у детей любви к художественной литературы с помощью семейного театра», «Воспитываем...

Работа с художественным текстом на уроках русского языка

Учитель должен продумать систему работы с художественным текстом на уроке. Наряду с анализом языковых единиц, предполагается указывать типы речи (повествование, описание, рассуждение), стиль, к которому относится текст, формировать культурно-речевые навыки.

Создание кукольного образа младшими школьниками на занятиях...

Работа кукольного актера над созданием кукольного образа — большой и сложный труд.

В кукольном театре вообще очень велик объем всякой вспомогательной работы во время спектакля.

7. Райтаровская Н. Ф. Марионетка в истории русского театра кукол.

Сказка как инструмент воспитательной деятельности педагога...

Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции...

Театральная деятельность как средство развития творческих...

(Работа над текстом стихотворения Н. Гумилева «шестое чувство»). 1ч.

- «Театрализацию» используем на уроках литературы, как один из видов самостоятельной творческой работы

Его могут использовать все учителя на уроках и во внеурочной деятельности, и работающие в...

Особенности работы со сказкой на уроках литературного чтения...

Для решения этой задачи учителю необходимо создавать специальные условия для

В данной статья выделены основные условия работы со сказкой на уроках в начальной школе.

Под восприятием художественного литературного произведения понимается способность...

Похожие статьи

Концепция положительного и отрицательного героя в рассказах...

Целью данной работы является: определить важность рассмотрения положительных и отрицательных героев в рассказах В.А. Сухомлинского в процессе приобщения младших школьников к искусству кукольного театра.

Приёмы использования художественной литературы на уроке...

- включение образов художественной литературы в изложение учителя, в котором материал художественного произведения

Стоит отметить еще один из приемов использования художественной литературы на уроках истории - это разбор литературного памятника.

Элементы театрализации на уроках литературного чтения...

Так же учитель может сам вести урок в образе героя или привлечь старших детей к участию.

Театр — это место для зрелищ или само зрелище, одно из направлений искусства, в котором

Организационные условия представлены формами работы в детском кукольном театре.

Психолого-педагогические условия обучения младших школьников...

Кукольный театр — это всеобъемлющая форма искусства, требующая максимально разносторонней одарённости ребёнка.

Целью данной работы является исследование психолого-педагогических условий обучения младших школьников искусству кукольного театра.

Эффективные формы и методы работы по развитию интереса...

Развитие интереса к художественной литературе

К моей работе по формированию у детей пятого года жизни интереса к художественной

В результате у детей накапливался опыт для драматизации литературного произведения.

- Родительские собрания: «Воспитание у детей любви к художественной литературы с помощью семейного театра», «Воспитываем...

Работа с художественным текстом на уроках русского языка

Учитель должен продумать систему работы с художественным текстом на уроке. Наряду с анализом языковых единиц, предполагается указывать типы речи (повествование, описание, рассуждение), стиль, к которому относится текст, формировать культурно-речевые навыки.

Создание кукольного образа младшими школьниками на занятиях...

Работа кукольного актера над созданием кукольного образа — большой и сложный труд.

В кукольном театре вообще очень велик объем всякой вспомогательной работы во время спектакля.

7. Райтаровская Н. Ф. Марионетка в истории русского театра кукол.

Сказка как инструмент воспитательной деятельности педагога...

Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции...

Театральная деятельность как средство развития творческих...

(Работа над текстом стихотворения Н. Гумилева «шестое чувство»). 1ч.

- «Театрализацию» используем на уроках литературы, как один из видов самостоятельной творческой работы

Его могут использовать все учителя на уроках и во внеурочной деятельности, и работающие в...

Особенности работы со сказкой на уроках литературного чтения...

Для решения этой задачи учителю необходимо создавать специальные условия для

В данной статья выделены основные условия работы со сказкой на уроках в начальной школе.

Под восприятием художественного литературного произведения понимается способность...