Информационная безопасность в школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Грузимова, Т. А. Информационная безопасность в школе / Т. А. Грузимова, А. С. Малинина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/375/15954/ (дата обращения: 21.12.2024).



В статье авторы рассматривают основные понятия и проблемы информационной безопасности на уровне общеобразовательной организации.

Ключевые слова: информационная безопасность, интернет-угрозы, защита информации

Современную жизнь трудно представить себе без сети Интернет. Современные компьютерные технологии стремительно развиваются и занимают все больше места в жизни каждого человека. И дети не остаются в стороне от этого процесса. По разным исследованиям они начинают пользоваться интернетом в возрасте 6–8 лет.

Тенденции к развитию облачных технологий и общение в социальных сетях стирают границу между локальным и сетевым использованием вычислительной техники, многие даже не задумываются о том, что используют интернет, настолько этот технологический феномен стал частью повседневной жизни.

Вместе с тем интернет-технологии используют преступники и правонарушители, получили распространение различные мошеннические схемы. Такая ситуация сформировала понятие об интернет-угрозах и необходимость их распознавать и им противостоять.

Умение использовать интернет, в том числе для поиска информации, стало необходимым и было включено в Федеральный государственный стандарт общего, а позже и начального образования.

Для начала давайте разберемся с понятием информационной безопасности.

Информационная безопасность это защищённость информации и поддерживающей инфраструктуры информационной системы от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, способных нанести ущерб субъектам информационных отношений (владельцам и пользователям информации) в рамках данной информационной системы [1].

Для обеспечения информационной безопасности школьников необходимо выполнить ряд технических мероприятий:

− установка лицензионного программного обеспечения;

− установка антивирусных программ;

− установка системы контент-фильтрации;

− установка паролей для каждой вычислительной единицы.

Кроме установки технических средств защиты, необходимо проводить цикл просветительских мероприятий для учащихся, направленных на повышение уровня кибербезопасности и цифровой грамотности. К их числу относятся:

− Единый урок безопасности (www.Единыйурок.рф, www.Единыйурок.дети).

− Квест по цифровой грамотности «Сетевичок» (www.Сетевичок.рф).

− Уроки информатики и ОБЖ.

− Внеклассные мероприятия (викторины, конференции, классные часы и др.).

− Родительские собрания.

− Создание буклетов и школьных газет.

При проведении уроков, посвященных данной проблеме, необходимо учитывать возрастные и психологические особенности ребенка. Для детей младшего школьного возраста рекомендуется использовать форму игры. Уроки для средней и старшей школы предпочтительно организовывать в форме дискуссии. Каждый модуль урока предполагает обращение к опыту детей. Для визуализации используется актуальные скриншоты и изображения из сети Интернет, знакомые большинству активных пользователей.

Для контроля и закрепления знаний можно использовать онлайн тесты, викторины и web-квесты. Существует множество различных электронных образовательных ресурсов для создания заданий к уроку. Рассмотрим варианты викторин по информационной безопасности на примере сервиса LearningApps. Эти викторины представляют собой набор упражнений. В таблице 1 представлено их описание.

Таблица 1

Описание упражнений викторин по информационной безопасности [2], [3]

https://learningapps.org/view12432210

https://learningapps.org/view12389279

Главная форма

Рис. 1 Главная форма

Главная форма

Рис. 2 Главная форма

Упражнение «Соответствие определений»

Рис. 3 Упражнение «Соответствие определений»

Упражнение «Ознакомление

Рис. 4 Упражнение «Ознакомление

с видео-материалом»

Упражнение «Найди основные виды угроз»

Рис. 5 Упражнение «Найди основные виды угроз»

Упражнение «Вопросы теста»

Рис. 6 Упражнение «Вопросы теста»

Упражнение «Ознакомление с видео-материалом»

Рис. 7 Упражнение «Ознакомление с видео-материалом»

Упражнение «Заполни пропуски»

Рис. 8 Упражнение «Заполни пропуски»

Упражнение «Соответствие угроз и видов защиты»

Рис. 9 Упражнение «Соответствие угроз и видов защиты»

Упражнение «Соответствие понятий»

Рис. 10 Упражнение «Соответствие понятий»

Необходимо помнить, что защита информации регулируется на законодательном уровне (Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»):

− В статье 3 среди принципов правового регулирования отношений наряду со свободой поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом провозглашена неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия.

− В статье 12 указывается, что государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает развитие информационных систем различного назначения, а также создание условий для эффективного использования в РФ информационно- телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет.

− В статье 16 отмечается, что защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на: обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации; соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа; реализацию права на доступ к информации [4].

Нарушения этих правил влекут за собой уголовную ответственность. В главе 28 «Преступления в сфере компьютерной информации» УК РФ определена мера наказания за некоторые виды преступлений в области информационных технологий.

Для того, чтобы Интернет стал другом и помощником, необходимо следовать основным правилам сетевого этикета:

  1. Помни, то, о чем ты читаешь или что видишь в интернете, не всегда является правдой. Проверь её по другим источникам (по другим сайтам, газетам или журналам).
  2. Пользуйся программой контентной фильтрации при работе с Интернетом.
  3. Подумай, прежде чем выслать виртуальному другу информацию о себе и свои личные фотографии. Ты не можешь знать, как будет использована эта информация и фотографии, которые ты высылаешь или размещаешь в интернете.
  4. При общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями, использовании онлайн игр и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя.
  5. Нельзя выдавать свои личные данные, такие, как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т. д.
  6. Ты не знаешь, кем твой виртуальный друг может оказаться в реальной жизни. Если ты решишь встретиться с человеком, которого знаешь только по общению в интернете, сообщи об этом кому-то из взрослых и пригласи с собой на встречу друга из реального мира. Выбирай для встреч людные места и светлое время суток.
  7. Если ты получаешь письма или сообщения с угрозами или оскорблениями, скажи об этом родителям или человеку, которому ты доверяешь.
  8. Если тебя что-то смущает или пугает в виртуальном мире, скажи об этом родителям или человеку, которому ты доверяешь.
  9. Желая встретиться с друзьями из интернета, хорошенько подумай, стоит ли это делать. Люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.
  10. Будь культурным пользователем интернета. Каким будет виртуальный мир, во многом зависит от тебя [5].

Литература:

  1. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: Учебник для 11 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019;

2. https://learningapps.org/view12432210

3. https://learningapps.org/view12389279

4. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006

5. https://ciur.ru/izh/S16_izh/DocLib1/Правила %20поведения %20в %20сети %20Интернет %20для %20учащихся %20, %20сотрудников %20и %20родителей.pdf

Основные термины (генерируются автоматически): информационная безопасность, интернет, защита информации, Упражнение, виртуальный мир, Главная форма, информационная система, информация, распространение информации, цифровая грамотность.

Ключевые слова

Информационная безопасность, защита информации, интернет-угрозы

Похожие статьи

Педагогические подходы к обеспечению информационной безопасности детей-подростков в сети Интернет

В статье рассматриваются понятия информационной безопасности и информационной культуры, а также представлены основные направления обеспечения информационной безопасности детей-подростков в сети Интернет.

Интернет-безопасность в контексте системы среднего образования

Настоящая статья рассматривает интернет-безопасность как часть информационной компетентности. Осуществлена попытка определения информационной компетентности, а также определён ряд аспектов опасности пребывания школьников в сети интернет. Кроме того, ...

Интернет-безопасность школьников

Настоящая статья рассматривает интернет-безопасность школьников. Определён ряд аспектов опасности пребывания школьников в сети интернет, а также предлагается ряд решений по развитию информационной безопасности.

К вопросу о кибертерроризме

В данной статье автором рассматриваются особенности при расследовании кибертерроризма, отмечаются технические и юридические проблемы данного явления, а также пути их преодоления.

Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе

Статья посвящена проблеме организации информационно безопасного образовательного процесса в школе. Данная статья представляет собой обзор различных аспектов информационной безопасности в школе. Автор останавливается на понятии информационной безопасн...

Информационная безопасность и человеческий фактор

В статье рассмотрены основные способы нарушения информационной безопасности предприятия, связанные с непреднамеренными действиями сотрудников, их анализ, способы борьбы с ними.

Информационный терроризм как угроза национальной безопасности

В статье автор рассматривает особенности уголовно-правовой характеристики заведомо ложного сообщения об акте терроризма.

Совершенствование мер по противодействию политической преступности в контексте цифровизации СМИ

В статье автор предлагает ряд специальных мер по противодействию политической преступности в сфере СМИ.

Информационная безопасность как приоритет национальной безопасности

В статье рассматривается вопрос об информационной безопасности как приоритетном направлении национальной безопасности в условиях современной реальности, актуальных вызовов и угроз.

Современные тенденции развития информационных технологий в борьбе с информационным терроризмом в Российской Федерации

В статье автор пытается проанализировать современные тенденции развития информационных технологий в борьбе с информационным терроризмом в России.

Похожие статьи

Педагогические подходы к обеспечению информационной безопасности детей-подростков в сети Интернет

В статье рассматриваются понятия информационной безопасности и информационной культуры, а также представлены основные направления обеспечения информационной безопасности детей-подростков в сети Интернет.

Интернет-безопасность в контексте системы среднего образования

Настоящая статья рассматривает интернет-безопасность как часть информационной компетентности. Осуществлена попытка определения информационной компетентности, а также определён ряд аспектов опасности пребывания школьников в сети интернет. Кроме того, ...

Интернет-безопасность школьников

Настоящая статья рассматривает интернет-безопасность школьников. Определён ряд аспектов опасности пребывания школьников в сети интернет, а также предлагается ряд решений по развитию информационной безопасности.

К вопросу о кибертерроризме

В данной статье автором рассматриваются особенности при расследовании кибертерроризма, отмечаются технические и юридические проблемы данного явления, а также пути их преодоления.

Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе

Статья посвящена проблеме организации информационно безопасного образовательного процесса в школе. Данная статья представляет собой обзор различных аспектов информационной безопасности в школе. Автор останавливается на понятии информационной безопасн...

Информационная безопасность и человеческий фактор

В статье рассмотрены основные способы нарушения информационной безопасности предприятия, связанные с непреднамеренными действиями сотрудников, их анализ, способы борьбы с ними.

Информационный терроризм как угроза национальной безопасности

В статье автор рассматривает особенности уголовно-правовой характеристики заведомо ложного сообщения об акте терроризма.

Совершенствование мер по противодействию политической преступности в контексте цифровизации СМИ

В статье автор предлагает ряд специальных мер по противодействию политической преступности в сфере СМИ.

Информационная безопасность как приоритет национальной безопасности

В статье рассматривается вопрос об информационной безопасности как приоритетном направлении национальной безопасности в условиях современной реальности, актуальных вызовов и угроз.

Современные тенденции развития информационных технологий в борьбе с информационным терроризмом в Российской Федерации

В статье автор пытается проанализировать современные тенденции развития информационных технологий в борьбе с информационным терроризмом в России.