В статье авторы рассматривают основные понятия и проблемы информационной безопасности на уровне общеобразовательной организации.
Ключевые слова: информационная безопасность, интернет-угрозы, защита информации
Современную жизнь трудно представить себе без сети Интернет. Современные компьютерные технологии стремительно развиваются и занимают все больше места в жизни каждого человека. И дети не остаются в стороне от этого процесса. По разным исследованиям они начинают пользоваться интернетом в возрасте 6–8 лет.
Тенденции к развитию облачных технологий и общение в социальных сетях стирают границу между локальным и сетевым использованием вычислительной техники, многие даже не задумываются о том, что используют интернет, настолько этот технологический феномен стал частью повседневной жизни.
Вместе с тем интернет-технологии используют преступники и правонарушители, получили распространение различные мошеннические схемы. Такая ситуация сформировала понятие об интернет-угрозах и необходимость их распознавать и им противостоять.
Умение использовать интернет, в том числе для поиска информации, стало необходимым и было включено в Федеральный государственный стандарт общего, а позже и начального образования.
Для начала давайте разберемся с понятием информационной безопасности.
Информационная безопасность — это защищённость информации и поддерживающей инфраструктуры информационной системы от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, способных нанести ущерб субъектам информационных отношений (владельцам и пользователям информации) в рамках данной информационной системы [1].
Для обеспечения информационной безопасности школьников необходимо выполнить ряд технических мероприятий:
− установка лицензионного программного обеспечения;
− установка антивирусных программ;
− установка системы контент-фильтрации;
− установка паролей для каждой вычислительной единицы.
Кроме установки технических средств защиты, необходимо проводить цикл просветительских мероприятий для учащихся, направленных на повышение уровня кибербезопасности и цифровой грамотности. К их числу относятся:
− Единый урок безопасности (www.Единыйурок.рф, www.Единыйурок.дети).
− Квест по цифровой грамотности «Сетевичок» (www.Сетевичок.рф).
− Уроки информатики и ОБЖ.
− Внеклассные мероприятия (викторины, конференции, классные часы и др.).
− Родительские собрания.
− Создание буклетов и школьных газет.
При проведении уроков, посвященных данной проблеме, необходимо учитывать возрастные и психологические особенности ребенка. Для детей младшего школьного возраста рекомендуется использовать форму игры. Уроки для средней и старшей школы предпочтительно организовывать в форме дискуссии. Каждый модуль урока предполагает обращение к опыту детей. Для визуализации используется актуальные скриншоты и изображения из сети Интернет, знакомые большинству активных пользователей.
Для контроля и закрепления знаний можно использовать онлайн тесты, викторины и web-квесты. Существует множество различных электронных образовательных ресурсов для создания заданий к уроку. Рассмотрим варианты викторин по информационной безопасности на примере сервиса LearningApps. Эти викторины представляют собой набор упражнений. В таблице 1 представлено их описание.
Таблица 1
Описание упражнений викторин по информационной безопасности [2], [3]
https://learningapps.org/view12432210 |
https://learningapps.org/view12389279 |
Рис. 1 Главная форма |
Рис. 2 Главная форма |
Рис. 3 Упражнение «Соответствие определений» |
Рис. 4 Упражнение «Ознакомление с видео-материалом» |
Рис. 5 Упражнение «Найди основные виды угроз» |
Рис. 6 Упражнение «Вопросы теста» |
Рис. 7 Упражнение «Ознакомление с видео-материалом» |
Рис. 8 Упражнение «Заполни пропуски» |
Рис. 9 Упражнение «Соответствие угроз и видов защиты» |
Рис. 10 Упражнение «Соответствие понятий» |
Необходимо помнить, что защита информации регулируется на законодательном уровне (Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»):
− В статье 3 среди принципов правового регулирования отношений наряду со свободой поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом провозглашена неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия.
− В статье 12 указывается, что государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает развитие информационных систем различного назначения, а также создание условий для эффективного использования в РФ информационно- телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет.
− В статье 16 отмечается, что защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на: обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации; соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа; реализацию права на доступ к информации [4].
Нарушения этих правил влекут за собой уголовную ответственность. В главе 28 «Преступления в сфере компьютерной информации» УК РФ определена мера наказания за некоторые виды преступлений в области информационных технологий.
Для того, чтобы Интернет стал другом и помощником, необходимо следовать основным правилам сетевого этикета:
- Помни, то, о чем ты читаешь или что видишь в интернете, не всегда является правдой. Проверь её по другим источникам (по другим сайтам, газетам или журналам).
- Пользуйся программой контентной фильтрации при работе с Интернетом.
- Подумай, прежде чем выслать виртуальному другу информацию о себе и свои личные фотографии. Ты не можешь знать, как будет использована эта информация и фотографии, которые ты высылаешь или размещаешь в интернете.
- При общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями, использовании онлайн игр и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя.
- Нельзя выдавать свои личные данные, такие, как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т. д.
- Ты не знаешь, кем твой виртуальный друг может оказаться в реальной жизни. Если ты решишь встретиться с человеком, которого знаешь только по общению в интернете, сообщи об этом кому-то из взрослых и пригласи с собой на встречу друга из реального мира. Выбирай для встреч людные места и светлое время суток.
- Если ты получаешь письма или сообщения с угрозами или оскорблениями, скажи об этом родителям или человеку, которому ты доверяешь.
- Если тебя что-то смущает или пугает в виртуальном мире, скажи об этом родителям или человеку, которому ты доверяешь.
- Желая встретиться с друзьями из интернета, хорошенько подумай, стоит ли это делать. Люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.
- Будь культурным пользователем интернета. Каким будет виртуальный мир, во многом зависит от тебя [5].
Литература:
- Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: Учебник для 11 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019;
2. https://learningapps.org/view12432210
3. https://learningapps.org/view12389279
4. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006
5. https://ciur.ru/izh/S16_izh/DocLib1/Правила %20поведения %20в %20сети %20Интернет %20для %20учащихся %20, %20сотрудников %20и %20родителей.pdf