Проект «В музыкальном театре…» для учащихся 2 класса | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Проект «В музыкальном театре…» для учащихся 2 класса / А. В. Ходаковская, С. В. Сарина, Н. В. Воложанинина [и др.]. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/375/15946/ (дата обращения: 17.01.2021).



Формирование основ слушательской культуры является важным условием знакомства учащихся с окружающим миром и воспитания их музыкальной культуры. Наиболее благоприятным периодом начала освоения слушательской культуры детей (как предметно музыкального уровня их развития) является младший школьный возраст.

В основе развития музыкальной культуры лежит понимание языка музыкального искусства и владение навыками общения на этом языке. Слушательская культура трактуется педагогами ГОУ «Забайкальского краевого гимназии-интернат» как интегрированное действие, которое состоит из трех компонентов: движение, речь, музыка.

В ГОУ «Забайкальской краевой гимназии-интернат» работает талантливый коллектив учителей и воспитателей. Совместным решением было объединить работу всех педагогов в проекте «В музыкальном театре…», который является одним из разделов программы предмета «Музыка».

В результате совместной работы учителей, воспитателей, родителей и детей в ГОУ «Забайкальском краевом гимназии-интернат» успешно состоялись два спектакля: «Щелкунчик и мышиный король»- 2019 г., «Детский альбом на Новый год» — 2020 г.

Для того чтобы заинтересовать обучающихся, развить познавательную активность, стимулировать желание познавать музыку в своей работе мы использовали следующие методы музыкального образования:

  1. метод обучения (знакомство с музыкой П. И. Чайковского на уроках музыки);
  2. метод установления ассоциативных связей между музыкальными, литературными и зрительными образами (рисунки, костюмы, декорации, роли, персонажи);
  3. метод пластического интонирования;
  4. метод создания художественного контекста;
  5. метод музыкальной импровизации.

В процессе подготовки проекта мы столкнулись с определенными трудностями. Так, например, рассматривая героев сказки Ж. О. Гофмана, оказалось необходимым более глубокое изучение сказки «Щелкунчик» и самого балета Чайковского. Интересным стал метод погружения в тему. Вместе с ребятами педагоги вспоминали и перечитывали сказку. Слушали и смотрели фрагменты балета. Пытались рассуждать, как музыка передает чувства героев, рисует персонажи, отражает их характер. Вместе с ребятами, мы пришли к выводу, что музыка может предвосхищать события — подсказывать развитие сюжета.

В постановке спектакля за кадром звучал голос автора, а дети исполняли свои роли. В ходе сюжета спектакля обучающиеся фантазировали, веселились у елки, «вживались» в свои роли и т. д. В результате мы создали инсценировку фрагментов балета с элементами двигательной импровизации и хореографии под музыку П. И. Чайковского.

Следующий спектакль состоялся благодаря инициативе самих детей и их родителей.

Особенностью и сложностью в создании сценария «Детский альбом на Новый год» стало объединить программные пьесы цикла П. И. Чайковского со сказками Ш. Перро. Разрабатывая сценарий, решили сгруппировать пьесы в тематические блоки:

  1. Марш, танец, песня;
  2. «Путешествие по странам»;
  3. Детские игры и занятия.

Таким образом, мы обращали внимание на предметные требования. Так, например, одним из важных условий к содержанию программы по предмету «Музыка» по мнению Д. Б. Кабалевского является: «Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально — пластических композиций, исполнение вокально — хоровых произведений и импровизации».

Участники спектакля приобретают определенные навыки, умения и знания, которые связанны с содержанием музыки. Расширяются их представления о музыкальных жанрах, глубже ощущается разница в характере музыки марша, танца или песни. Происходит осмысленное отношение детей к звучащей музыке. Например, исполняя «Марш деревянных солдатиков», ребята определяют особенности маршевой музыки, вслушиваются в его темп и ритм. Исполняя «Итальянскую песенку» или «Старинную французскую», стараются пережить каждую фразу, увлекая слушателей напевностью и мелодичностью. В общей «Польке» обучающиеся должны не только синхронно двигаться в парах, но и передать характер танца — легкий и задорный.

По словам С. Н. Юдочкиной «Стихотворный текст в сочетании с музыкальными интонациями позволяет уяснить образный и эмоциональный строй пьесы. Поэтому она лучше укладывается в сознании ребенка, нежели чисто инструментальное произведение, даже снабженное конкретным программным названием…».

Стоит отметить, что в данной театрализации мы выбрали оркестровое исполнение Детского альбома в звучании оркестра В. Спивакова. Педагогам хотелось подчеркнуть отношение композитора к детям, почувствовать семейное тепло и домашний уют. Этого мы добились в совместной коллективной деятельности взрослых и детей.

Участие в проекте оказало огромное положительное влияние на процесс воспитания детей и взрослых. Обучающиеся приобрели огромный опыт, как слушателя, так и исполнителя, эмоционально и с большим интересом участвовали в спектаклях.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что участие в музыкальных проектах позволяет учителю погрузить учащихся в многообразный мир музыки. Помогает школьникам в интересной для них форме получить первые серьезные представления о музыкальном искусстве, о его возможностях. Знакомит учащихся с лучшими образцами классической музыки и вместе с тем обеспечивает развитие предметных умений.

Основные термины (генерируются автоматически): Детский альбом, Чайковский, музыка, музыкальная культура, музыкальное искусство, ребенок.

Похожие статьи

Что мы знаем о П. И. Чайковском? | Статья в журнале...

Дети из музыкальной школы в большинстве анкет указали, что «Детский альбом» Чайковский посвятил Володе Давыдову, своему племяннику. В двух анкетах нам встретился развернутый ответ на вопрос: «Чайковский довольно много времени провел с племянником летом 1878...

Отражение темы детства в фортепианных произведениях Цезаря...

Детский музыкально-образовательный абонемент как... Лектор-музыковед не только поясняет детям музыкальный материал, но и создает

− знание истории музыкальной культуры, изобразительного искусства и литературы, чтобы верно отразить стиль и образный строй...

Интеграция различных видов искусства посредством...

Интеграция музыкальной и изобразительной деятельности способствует приобщению детей к музыкальному и изобразительному искусству.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Чайковский, слушание музыки, различный вид искусств...

Музыкальные будни в дошкольном учреждении

Невозможно переоценить влияние музыки в развитии творческой деятельности детей. Ведь музыка способна не только воздействовать на всестороннее развитие ребенка, но и побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, развивать воображение, активное мышление.

Конспект НОД с использованием ИКТ «Балету П. И. Чайковского...

‒ познакомить детей с музыкой балета П. И. Чайковского «Щелкунчик», историей его возникновения; ‒ учить понимать художественную выразительность классической музыки; ‒ формировать у детей устойчивый интерес к слушанию классической музыки

Критерии и показатели сформированности музыкальной...

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, слушание музыки, музыкальная деятельность, музыкальная культура, музыкальная выразительность... Художественное слово как средство восприятия...

Активизация познавательной деятельности с помощью...

4. «Детские альбомы» Аудиовизуальное пособие «Детские альбомы» состоит из 5 частей

Основные термины (генерируются автоматически): Чайковский, слушание музыки, музыка

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ...

Музыка и развитие личности ребенка | Статья в журнале...

Музыкальное творчество детей дошкольного возраста является естественной потребностью и формой самовыражения.

Обогащение жизни детей радостью, которую они испытывают, слушая музыку и исполняя песни, само по себе служит хорошей почвой для нравственных...

Основы развития музыкального восприятия детей старшего...

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, слушание музыки, музыкальная деятельность, музыкальная культура, музыкальная выразительность, дошкольное...

Курс «Основы музыкальной культуры у детей дошкольного...»

Эффективность формирования музыкальной культуры ребенка дошкольного возраста, уверена Е. В. Петрова, будет зависеть от «взаимодействия и развития всех компонентов

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной детской школе искусств.

Похожие статьи

Что мы знаем о П. И. Чайковском? | Статья в журнале...

Дети из музыкальной школы в большинстве анкет указали, что «Детский альбом» Чайковский посвятил Володе Давыдову, своему племяннику. В двух анкетах нам встретился развернутый ответ на вопрос: «Чайковский довольно много времени провел с племянником летом 1878...

Отражение темы детства в фортепианных произведениях Цезаря...

Детский музыкально-образовательный абонемент как... Лектор-музыковед не только поясняет детям музыкальный материал, но и создает

− знание истории музыкальной культуры, изобразительного искусства и литературы, чтобы верно отразить стиль и образный строй...

Интеграция различных видов искусства посредством...

Интеграция музыкальной и изобразительной деятельности способствует приобщению детей к музыкальному и изобразительному искусству.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Чайковский, слушание музыки, различный вид искусств...

Музыкальные будни в дошкольном учреждении

Невозможно переоценить влияние музыки в развитии творческой деятельности детей. Ведь музыка способна не только воздействовать на всестороннее развитие ребенка, но и побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, развивать воображение, активное мышление.

Конспект НОД с использованием ИКТ «Балету П. И. Чайковского...

‒ познакомить детей с музыкой балета П. И. Чайковского «Щелкунчик», историей его возникновения; ‒ учить понимать художественную выразительность классической музыки; ‒ формировать у детей устойчивый интерес к слушанию классической музыки

Критерии и показатели сформированности музыкальной...

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, слушание музыки, музыкальная деятельность, музыкальная культура, музыкальная выразительность... Художественное слово как средство восприятия...

Активизация познавательной деятельности с помощью...

4. «Детские альбомы» Аудиовизуальное пособие «Детские альбомы» состоит из 5 частей

Основные термины (генерируются автоматически): Чайковский, слушание музыки, музыка

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ...

Музыка и развитие личности ребенка | Статья в журнале...

Музыкальное творчество детей дошкольного возраста является естественной потребностью и формой самовыражения.

Обогащение жизни детей радостью, которую они испытывают, слушая музыку и исполняя песни, само по себе служит хорошей почвой для нравственных...

Основы развития музыкального восприятия детей старшего...

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, слушание музыки, музыкальная деятельность, музыкальная культура, музыкальная выразительность, дошкольное...

Курс «Основы музыкальной культуры у детей дошкольного...»

Эффективность формирования музыкальной культуры ребенка дошкольного возраста, уверена Е. В. Петрова, будет зависеть от «взаимодействия и развития всех компонентов

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной детской школе искусств.