Музыкальная терапия в работе с особым ребёнком: современные исследования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Желяскова, С. И. Музыкальная терапия в работе с особым ребёнком: современные исследования / С. И. Желяскова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 45-48. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/375/15933/ (дата обращения: 25.01.2021).



В статье рассматриваются результаты современных исследований по коррекционной работе детьми с особыми образовательными потребностями средствами музыкальной терапии.

Ключевые слова: музыкальная терапия, ребёнок с особыми образовательными потребностями, синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Музыкальная терапия в современной педагогической практике рассматривается многоаспектно, как взаимодействие и точка пересечения различных наук: теории музыки, музыковедения, психологии, нейропсихологии, психотерапии, физиологии и др. Восприятие музыки является своеобразным принятием духовного опыта целых эпох, интерпретируемых другими людьми. Так многовековая мировая музыкальная традиция несёт незаменимый опыт в развитие человеческой духовности и способствует его многоплановому обогащению.

Человеческий организм чрезвычайно восприимчив к различным звукам и звуковым волнам, поскольку они являются наиболее легко уловимыми, начиная с внутриутробного развития. Даже при полном отсутствии слуха сохраняется способность восприятия звуковых вибраций тактильно. Соответственно, звук и звуковые волны имеют наибольшее влияние на психику человека, вызывая активность нервной системы и моторные реакции.

Каждое музыкальное произведение является уникальным сочетанием лада, ритма, мелодии, метра, гармонии, темпа, динамики и многих других составляющих, таких как инструментальный, вокальный или смешанный состав исполнителей. Изменение любого звена составляющих влечет за собой и кардинальное изменение в самом произведении, соответственно, и в его воздействии на слушателя. Современная музыкальная наука, базируясь на древних знаниях о воздействии звуков на человека, многочисленные исследования в области нейропсихологии, физиологии, начиная с Бехтерева В. М. по сегодняшний день, убедительно приходят к выводу, о неопровержимом влиянии музыки на психику человека.

Музыка оказывает целостное воздействие на мозг человека, что является ее преимуществом и основным отличием от других способов воздействия, таких как медикаменты и пр., оказывающие локальное влияние на определённый орган (сердце, почки и др.). Именно на этом основаны современные методики Шушарджана, Блаво, Мельник, Гаврилина.

Одним из наиболее эффективных методов активной музыкальной терапии является вокалотерапия. Пение — самый древний вид искусства, сопутствующий человечество с колыбели, материнского баюканья и провожающее усопших в последний путь. Вокалотерапия — один из наиболее универсальных способов работы с детьми с особыми потребностями, не требующий никаких специальных условий, оборудования и наиболее простой в восприятии. Пение — самый легкий способ наладить контакт с детьми, стоит лишь начать напевать любую детскую популярную песенку, как ребёнок откликнется на знакомые звуки. Вокалотерпия основана на вокализации разнообразных гласных звуков и звукосочетаниях, которые при определённых сочетаниях несут терапевтический эффект как в физиологическом, так и в духовном плане. Наиболее известна ныне методика Шушарджана С.

Другой метод музыкальной терапии, который эффективно используется при работе с особыми детьми- Ритмотерапия. Хлопанье и топанье под музыку упорядочивают действия, вносят в них логическую последовательность, нормализуют дыхание. Движения, сочетаемые с хлопками в ладони и топаньем ног, снимают двигательное напряжение; структурированные миниатюрные двигательные композиции позволяют наладить затрудненные процессы при построении логических конструкций в других видах деятельности.

В ходе исследования Петухова М. И. о социально-психологической адаптации младшего школьника к условиям обучения в школе, использовалась система музыкально-звуковых технологий, включающая следующие методы: осознанное слушание музыки; практическое музицирование (вокальное и инструментальное); интонирование (вокалотерапия); пластическое интонирование (пластическое музицирование); технологию музыкальных проектов. По итогам исследования можно сделать вывод, что музыкотерапия является одним из наиболее эффективных средств, способствующих социально-психологической адаптации ребенка. Она выполняет множество функций: создаёт положительный эмоциональный настрой; способствует развитию коммуникативных навыков; развивает чувство контроля; снижает негативные эмоциональные состояния и их проявления и, таким образом, обеспечивает процесс включения личности младшего школьника во взаимодействие с новой для него социальной средой, предполагающий ориентировку в ней; помогает в осознании проблем, возникающих в ходе этого взаимодействия, и способствует нахождению путей их разрешения; выбор наиболее адекватной для ребёнка деятельности в данных условиях с целью достижения соответствия между собой и социальной средой. [6]

О специфике работы с детьми с особыми потребностями говорит в своем исследовании А. Г. Попок, в котором кроме доказательства положительного влияния музыкальной терапии, автор подчеркивает значимость специализированных навыков музыкального педагога на занятиях с обучающимися с особыми образовательными потребностями. [7]

Музыкальная терапия, как метод воздействия, предполагает погружение в специальную музыкально-акустическую среду. Рапацкая Л. А. подробно исследовавшая принципы этой технологии, предлагает следующую категоризацию принципов погружения в музыкально-акустическую среду:

− принцип учета эмоционального и физического состояния детей на момент урока;

− принцип «эмоциональной драматургии» (Э. Б. Абдуллин);

− принцип сочетания, узнаваемого и нового;

− принцип контрастного сочетания музыкального материала. [8]

Исследование Пермяковой М. Е. и Ткаченко Е. С. о влиянии обучения игры на музыкальных инструментах на когнитивное развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью свидетельствует о более быстром протекании у детей, занимающихся музыкой, компенсаторных процессов и формировании у них ряда когнитивных функций, а также выявило достоверно большую сформированность функций программирования и контроля произвольной деятельности, кинетических функций, межполушарного взаимодействия, способности к восприятию и воспроизведению ритмов по образцу, слухоречевой памяти. [5]

Традиционное разделение музыкальной терапии на пассивную и активную, во многом является определяющей по роду осуществляемой на занятиях деятельности.

В ходе изучения вопроса о влиянии музыкальной терапии на коррекцию эмоциональной депривации у детей с ограниченными возможностями здоровья Желнина О. Н. и Глущенко В. В. выявили, что прослушивание «живой» классической музыки в исполнении филармонического оркестра на концерте оказывает положительное воздействие и влияет на увеличение динамики в преодолении трудностей социальной адаптации. Также музыкальная терапия была необходимой для коррекции имеющихся ментальных и эмоциональных отклонений, повлияла на улучшение невербального общения, что в свою очередь явилось доказательством исследования о терапевтическом эффекте музыкального воздействия. [1]

В качестве одного из эффективных средств сенсорной стимуляции детей с Синдромом дефицита внимания и гиперактивности, а также детей с ранним детским аутизмом и расстройствами аутистического спектра рекомендуется доктором Мелилло Р. Во множестве открытых им в мире центров помощи детям используется музыкальная терапия. Основа метода д-ра Роберта Дж. Мелилло- балансировка функционирования полушарий головного мозга. Занятия музыкой активируют работу обоих полушарий, чем и вызывается необходимый терапевтический эффект. [2]

Всемирная ассоциация людей с Синдромом дефицита внимания и гиперактивности (ADDA) также рекомендует музыкальную терапию как один из способов уравновешивания функциональности полушарий головного мозга. [12]

Американская ассоциация детей и взрослых с синдромом дефицита внимания и гиперактивности CHADD указывает на музыкальную терапию, как необходимую составляющую в мультимодальном комплексе лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности. [11]

Таким образом, мы приходим к выводу, что музыкальна терапия является неотъемлемой частью современной терапии у детей с особыми потребностями. Являясь частью многопланового лечения различных диагнозов, музыкальная терапия оказываем значительное воздействие на развитие мелкой и крупной моторики, мышления, внимания, концентрации, переключаемости, повышению самоконтроля, улучшению межполушарного взаимодействия, эмпатии, способствует развитию эстетического вкуса креативности, а также активизации социальной адаптации детей с особыми возможностями здоровья и увеличению их взаимодействия с окружающими.

Литература:

  1. Желнина, О.Н., Глушенко, В. В. Историко-культурологические аспекты коррекции эмоциональной депривации у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкальной терапии / Желнина О.Н., Глушенко В.В. 1. — Текст: непосредственный // Вестник Новгородского государственного университета. — 2015. — № № 2(85). — С. 95–98.
  2. Как работи методът Мелило?. — Текст: электронный // Melillo method: [сайт]. — URL: https://www.melillomethod.eu/bg/center (дата обращения: 08.06.2020).
  3. Котышева, Е. Н. Музыкальная терапия для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях центра социальной помощи / Е. Н. Котышева. — Текст: электронный // психологическая газета: [сайт]. — URL: https://psy.su/feed/2214/ (дата обращения: 08.06.2020)
  4. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки / В. В. Медушевский. — Москва: Композитор, 1993. — 268 c. — Текст: непосредственный
  5. Пермякова, М. Е. Музыкальная терапия как метод социально-психологической адаптации младшего школьника / М. Е. Пермякова, Е. С. Ткаченко. — Текст: непосредственный // Образование и наука. — 2016. — № № 4 (133). — С. 254–262.
  6. Петухова, М. И. Музыкальная терапия как метод социально- психологической адаптации младшего школьника / М. И. Петухова. — Текст: электронный // Cyberleninka: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnaya-terapiya-kak-metod-sotsialnopsihologicheskoy-adaptatsii-mladshego-shkolnika/viewer (дата обращения: 08.06.2020).
  7. Попок, А. Г. Музыкотерапия для детей с ограниченными возможностями / А. Г. Попок. — Текст: электронный // cyberleninka: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykoterapiya-dlya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami (дата обращения: 08.06.2020).
  8. Рапацкая, Л. А. Технологии музыкальной терапии в контексте психолого-педагогической коррекционной практики / Л. А. Рапацкая. — Текст: непосредственный // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова.. — 2011. — № Том 17 № 3. — С. с. 36–40.
  9. Серебрякова Е. А. История развития музыкальной и вокальной терапии в древних цивилизациях / Серебрякова. — Текст: непосредственный // Вестник Башкирского университета. — 2014. — № Т. 19. № 1. — С. с.285–288.
  10. Шушарджан С. В. Руководство по музыкотерапии / С. В. Шушарджан. — М.: ОАО Издательство «Медицина», 2005. — 480 с.
  11. ADHD in Children: How Music Therapy Can Be A Good Form Of Treatment. — Текст: электронный // CHADD: [сайт]. — URL: https://chadd.org/adhd-in-the-news/adhd-in-children-how-music-therapy-can-be-a-good-form-of-treatment/ (дата обращения: 08.06.2020).
  12. Can music therapy help with ADHD?. — Текст: электронный // ADDA: [сайт]. — URL: https://add.org/can-music-therapy-help-with-adhd/ (дата обращения: 08.06.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): музыкальная терапия, синдром дефицита внимания, ребенок, ADDA, CHADD, головной мозг, младший школьник, психика человека, социальная среда, терапевтический эффект.

Ключевые слова

синдром дефицита внимания и гиперактивности, музыкальная терапия, ребёнок с особыми образовательными потребностями

Похожие статьи

Психологические особенности детей с синдромом дефицита...

В статье проводится теоретический анализ понятия синдром дефицита внимания и гиперактивности в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности его проявления у детей.

Работа психолога с детьми с синдромом дефицита внимания...

Политика О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. — СПб.

Это одно из самых частых нарушений функции мозга у детей, а примерно у

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью является наиболее распространённым вариантом минимальной...

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей...

Синдром гиперактивности у детей дошкольного возраста, пожалуй, одна из актуальных проблем современной педагогики, психологии, психотерапии и неврологии. Как показывает практика, этот диагноз в современном мире не редкость...

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью является наиболее распространённым вариантом минимальной дисфункции мозга (МДМ)- нарушения диффузно- церебральной регуляции различных уровней центральной нервной системы, приводящего к нарушению...

Структура урока фортепиано для детей с синдромом дефицита...

В статье рассмотрена проблематика работы с детьми с Синдромом дефицита внимания и гиперактивности на уроках фортепиано.

Библиографическое описание: Желяскова, С. И. Структура урока фортепиано для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности...

Воспитание ребенка младшего школьного возраста с синдромом...

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью ранее называли минимальной дисфункцией головного мозга, минимальным повреждением головного мозга, гиперкинетическим синдромом, синдромом гиперактивности. Это одно из самых частых нарушений функции...

Личность и межличностные отношения младших школьников...

Воспитание ребенка младшего школьного возраста с синдромом... Синдром дефицита внимания с гиперактивностью ранее

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью ранее называли минимальной дисфункцией головного мозга. Таким образом, дети с СДВГ...

Интегрированный урок музыки как способ коррекции синдрома...

Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивности, арт-терапия

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это лёгкая форма проявления

Что, в свою очередь, означает, что оба полушария мозга активно взаимодействуют и напряжённо работают.

Специфика работы с детьми с синдромом дефицита внимания...

Ученик младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности является большим вызовом для педагога любого звена музыкального образования: музыкальная студия, кружок, детская музыкальная школа, детская школа искусств...

Похожие статьи

Психологические особенности детей с синдромом дефицита...

В статье проводится теоретический анализ понятия синдром дефицита внимания и гиперактивности в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности его проявления у детей.

Работа психолога с детьми с синдромом дефицита внимания...

Политика О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. — СПб.

Это одно из самых частых нарушений функции мозга у детей, а примерно у

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью является наиболее распространённым вариантом минимальной...

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей...

Синдром гиперактивности у детей дошкольного возраста, пожалуй, одна из актуальных проблем современной педагогики, психологии, психотерапии и неврологии. Как показывает практика, этот диагноз в современном мире не редкость...

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью является наиболее распространённым вариантом минимальной дисфункции мозга (МДМ)- нарушения диффузно- церебральной регуляции различных уровней центральной нервной системы, приводящего к нарушению...

Структура урока фортепиано для детей с синдромом дефицита...

В статье рассмотрена проблематика работы с детьми с Синдромом дефицита внимания и гиперактивности на уроках фортепиано.

Библиографическое описание: Желяскова, С. И. Структура урока фортепиано для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности...

Воспитание ребенка младшего школьного возраста с синдромом...

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью ранее называли минимальной дисфункцией головного мозга, минимальным повреждением головного мозга, гиперкинетическим синдромом, синдромом гиперактивности. Это одно из самых частых нарушений функции...

Личность и межличностные отношения младших школьников...

Воспитание ребенка младшего школьного возраста с синдромом... Синдром дефицита внимания с гиперактивностью ранее

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью ранее называли минимальной дисфункцией головного мозга. Таким образом, дети с СДВГ...

Интегрированный урок музыки как способ коррекции синдрома...

Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивности, арт-терапия

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это лёгкая форма проявления

Что, в свою очередь, означает, что оба полушария мозга активно взаимодействуют и напряжённо работают.

Специфика работы с детьми с синдромом дефицита внимания...

Ученик младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности является большим вызовом для педагога любого звена музыкального образования: музыкальная студия, кружок, детская музыкальная школа, детская школа искусств...