Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

XIII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Казань, июнь 2020)

Дата публикации: 02.06.2020

Статья просмотрена: 2267 раз

Библиографическое описание:

Бован, Е. Ю. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста / Е. Ю. Бован. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/371/15906/ (дата обращения: 17.04.2024).



В статье рассматривается вопрос о роли сказки в формировании развития речи детей дошкольного возраста, описываются методы и игровые приемы работы со сказкой, а также этапы работы со школьниками по сказкотерапии.

Ключевые слова: сказка, сказкотерапия, игровой прием, метод, развитие речи, дидактические игры.

На современном этапе развития дошкольного образования сформировано целое направление — игровые методы педагогики, которые рассматривают подход к сказкотерапии как ведущий метод развития речи у детей дошкольного возраста. Согласно данному подходу, преобладание в педагогической работе по развитию речи именно игровой деятельности, различных игровых приемов и моделей обучения, имеют высокий уровень значимости для активного включения дошкольников с недостатками речи в процессы обучения и воспитания.

Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее важных и сложных проблем отечественной педагогики и психологии, так как дает представление не только об общих закономерностях развития ребенка, но и об особенностях становления личности дошкольника. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Сухомлинский говорил, что чтение книг — тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка.

Немаловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература.

Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

В. Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон» [1].

Е. И. Тихеева пришла к убеждению о ведущей роли социального фактора в развитии речи ребенка. Она пишет: «Язык — продукт и орудие общественности. Он возникает из потребности человека в общении с другими людьми. А потому включение ребенка в социальную среду и забота о планомерном расширении его социальных связей являются одним из основных условий развития его языка» [6].

Известный австралийский психолог Д. Бретт писала, что дети находят в волшебных историях «отголоски собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно. Ребенок, лишенный надежды или утративший ее, отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха» [2].

Применение сказки позволяет расширять кругозор, формировать целостность представлений об окружающей действительности, оказывать влияние на развитие познавательных, эмоциональных, а также и волевых и речевых сфер [4]. С помощью сказкотерапии можно выявить некоторые проблемы в развитии речи дошкольников, отношений к себе и окружающим, скрытых мотивов поведения.

Огромное влияние сказкотерапии на детей заключается в том, что постоянное восприятие сказок не только приводит к формированию необходимых функций внимания и памяти, но и изменяет общее отношение дошкольников к окружающей их действительности, способствуя при этом мотивации к активному межличностному общению дошкольников.

Вы замечали, как внимательно ребёнок слушает сказки? А почему? Потому, что сказка, не поучая и ничего не требуя, ведёт с ребёнком таинственный разговор, через который передаёт модели поведения в разных ситуациях, модели выбора, даёт возможность переживать страх, и дарит надежду, что добро обязательно победит. Она помогает ребёнку взглянуть на мир чужими глазами — глазами героя, уча сопереживанию, сочувствию.

Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду.

Дети обладают огромной познавательной активностью, уникальными способностями. Будучи вовремя не востребованными, эти способности могут быть с возрастом утеряны. Не обязательно для развития памяти и внимания, творчества и мышления, покупать дорогостоящие игрушки, чтобы развивать ребёнка. Можно и нужно больше проводить с ним время, пользуясь простыми и действенными способами: почитать книгу, обсудить её, закрепить знания с помощью вопросов — викторин, зарисовать иллюстрации или сказочных персонажей, сочинить собственную сказку. Данные рекомендации будут полезны тем, кто занят воспитанием детей. В равной степени, как родителям, так и воспитателям дошкольных учреждений.

Наши предки использовали сказкотерапию для детей неосознанно, через сказки передавая жизненный опыт, отношение к миру, моральные нормы и принципы, обычай и традиции. Сказка в этом случае выполняла те же функции, что и колыбельные для детей. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни.

Современная же сказкотерапия для детей направлена не только на развитие ребенка, но и на помощь в трудных жизненных ситуациях. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. А что же такое сказкотерапия? По мнению Т. Зинкевич-Евстигнеевой, это «сокровенное, глубинное знание о мире и системе взаимоотношений в нем!» Значит, прикасаясь к истокам сказки, дети открывают в себе и в окружающем их мире то, что, может быть, в глубине души уже давно известно, и то, что сказка помогает им интуитивно понять [3].

Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми — дошкольниками, имеющими нарушения речи. Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.

Принципы сказкотерапии заключаются в знакомстве ребёнка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выводов из различных ситуаций, обмене жизненным опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое. В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи. Например, отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций, где на примерах сказочных героев дети учатся разбираться в характерах.

Сказкотерапия включает в себя: сочинение сказок (интерпретация, переписывание сказок, дописывание, сочинение новых сказок и историй); постановку сказок (сказки на песке, театрализованные игры, кукольные спектакли); рассказывание сказки (групповое: придумывание по кругу, рассказывание по кругу известной сказки; индивидуальное: от 1-го лица, от 3-го лица); куклотерапию (пальчиковые, теневые куклы, марионетки.); рисование сказок (психодиагностическое рисование, которое требует специальных знаний и подготовки, спонтанное волшебное рисование); анализ сказок (решение открытых сказочных задач, исследование образов).

Этапы работы с дошкольниками по сказкотерапии:

Этапы работы

Игровые приёмы

Познавательно– аффективная ориентировка

Словесная режиссерская игра, психогимнастические этюды, ритмические упражнения.

Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций

Словесное комментирование, пантомимические, ритмические и музыкальные загадки, упражнения на релаксацию.

Выражение замещающей потребности

Для младшего дошкольного возраста — совместная словесная импровизация, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров;

Для старшего дошкольного возраста — фантазирование по музыке, словесное рисование, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров, речевые игры.

По мнению Чех Е. В. можно выделить несколько вариантов работы со сказкой: рассказывание сказки, рисование сказки, сказкотерапевтическая диагностика, сочинение сказки, изготовление кукол, постановка сказки.

Многообразие методов иприемов работы со сказкой позволяет выделить следующие:

– Словесная режиссерская игра;

– Пересказ от лица литературного героя;

– Словесное рисование;

– Психогимнастика;

– Метод «А что потом»;

– Метод «Совместное решение проблемного вопроса к сказке»;

– Метод «Изменение ситуации в знакомых сказках»;

– Метод «Придумывание кратких историй»;

– Метод «Моделирование»;

– Метод «Сказка про самого себя»;

– Метод «Перевирание сказки»;

– Метод «Бином фантазии»;

– Метод «Сказки по-новому»;

– Метод «Сказка — калька»

В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода для развития речи, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность.

В своей работе с детьми мы используем элементы сказкотерапии, учитывая их возрастные особенности. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи, такие как: снижение чрезмерной двигательной активности, нормализация эмоционального и речевого состояния ребенка, избавление от собственных страхов. Педагогам в своей работе с дошкольниками необходимо использовать сказкотерапию, потому что даже те дети, которые вначале не включаются в игру, не принимают сказку, все равно испытывают на себе её благоприятное влияние на подсознательном уровне. Ребёнок почерпнет из сказки намного больше, если будет путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» — нормы и правила поведения.

Среди приёмов сказкотерапии очень популярны игры. С детьми можно провести следующие дидактические игры по сказкам:

– «Кто лишний?» — проверяет знание содержания сказки.

– «Назови сказку по сказочному герою» — тренирует умение узнавать сказку по персонажам. Предлагаются картинки с изображениями козы, волка, лисы, дети называют сказки, в которых они встречаются, например, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Заюшкина избушка» и т. д.

– «Кто герой сказки?» — учит отгадывать сказку по словам персонажей.

– «Кто в каком домике живёт?» — закрепляет знания о домашних и лесных животных.

– «Найди волшебный предмет» — дети подбирают герою волшебный атрибут в соответствии с сюжетом сказки, например, Буратино — золотой ключик, Фея — волшебная палочка.

– «Расскажи сказку» — ребёнок раскладывает карточки-иллюстрации в правильном порядке и пересказывает сюжет своими словами.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый из нас может научить детей сочинять сказку для, которая поможет раннему развитию ребёнка, снимет стресс у малыша, а также поможет наладить контакт: мостик понимания и дружбы между обыденным миром взрослых и волшебным миром детей.

Литература:

1. Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: в 13 т. — М., 1955. — Т. I, IV. — Т.1., Т.2.

2. Бретт Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя».... М.: Независимая фирма «Класс», 1996.

3. Вачков И. В. Введение в сказкотерапию. — М.: Генезис, 2011.

4. Зеленцова-Пешкова Н. В. Игротерапия для дошкольников. Серия- Школа развития. Ростов-на-Дону: «Феникс». 2014.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика — СПб., 1998.

6. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф. А. Сохина. — М.: Просвещение, 2005

7. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): сказка, ребенок, дошкольный возраст, развитие речи, художественная литература, этап работы, жизненный опыт, Словесная режиссерская игра, словесное комментирование, Словесное рисование.

Похожие статьи

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста...

На первых этапах работы дети учатся выделять основные персонажи сказки

Для развития у детей старшего дошкольного возраста способности к сочинению сказок мы, в

ребенок, развитие речи, развитие речи детей, сказка, сюжет сказки, ситуация общения, период...

Роль художественной литературы в развитии речи детей

Дошкольный возраст — период активного становления художественного восприятия ребёнка: от слитности

– Зависимость понимания текста от личного опыта ребёнка. – Осознание текста на основе восприятия иллюстраций.

Развитие речи детей дошкольного возраста.

Развитие понимания текста художественного произведения...

Библиографическое описание: Федотова, Л. С. Развитие понимания текста художественного произведения детьми дошкольного возраста.

В дошкольной педагогике в разработку методики ознакомления детей с художественной литературой большой вклад внесли Е.И...

Речевое развитие дошкольников с использованием словесных игр

В статье описывается опыт использования словесных игр в развитии речи дошкольников. Автор обращает внимание на эффективность разработанной программы «Словесные игры для дошкольников». Дан сравнительный анализ развития речи дошкольников в контрольной и...

Развитие образности речи дошкольников средствами...

Целенаправленная работа по развитию речи весьма ответственный раздел в обучении

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я пришла к выводу, что на данном

Предлагаемая система работы по развитию образности речи дошкольников средствами...

Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое...

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое развитие дошкольников. Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка.

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами...

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных...

Использование сказочных сюжетов в развитии речи детей

Развитие речи детей дошкольного и младшего школьного возраста — одна из

В числе ведущих способов коррекционной и профилактической работы по развитию речи детей

Сказка — один из тех жанров устного творчества, который наиболее близок возрастным и...

Пересказ сказок как средство овладения связной речью детьми...

Развитие речи у детей старше дошкольного возраста ... Детский сад – первое звено в

Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры

Педагогические возможности сказки в работе с детьми с ОНР. Для развития связной речи...

Похожие статьи

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста...

На первых этапах работы дети учатся выделять основные персонажи сказки

Для развития у детей старшего дошкольного возраста способности к сочинению сказок мы, в

ребенок, развитие речи, развитие речи детей, сказка, сюжет сказки, ситуация общения, период...

Роль художественной литературы в развитии речи детей

Дошкольный возраст — период активного становления художественного восприятия ребёнка: от слитности

– Зависимость понимания текста от личного опыта ребёнка. – Осознание текста на основе восприятия иллюстраций.

Развитие речи детей дошкольного возраста.

Развитие понимания текста художественного произведения...

Библиографическое описание: Федотова, Л. С. Развитие понимания текста художественного произведения детьми дошкольного возраста.

В дошкольной педагогике в разработку методики ознакомления детей с художественной литературой большой вклад внесли Е.И...

Речевое развитие дошкольников с использованием словесных игр

В статье описывается опыт использования словесных игр в развитии речи дошкольников. Автор обращает внимание на эффективность разработанной программы «Словесные игры для дошкольников». Дан сравнительный анализ развития речи дошкольников в контрольной и...

Развитие образности речи дошкольников средствами...

Целенаправленная работа по развитию речи весьма ответственный раздел в обучении

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я пришла к выводу, что на данном

Предлагаемая система работы по развитию образности речи дошкольников средствами...

Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое...

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое развитие дошкольников. Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка.

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами...

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных...

Использование сказочных сюжетов в развитии речи детей

Развитие речи детей дошкольного и младшего школьного возраста — одна из

В числе ведущих способов коррекционной и профилактической работы по развитию речи детей

Сказка — один из тех жанров устного творчества, который наиболее близок возрастным и...

Пересказ сказок как средство овладения связной речью детьми...

Развитие речи у детей старше дошкольного возраста ... Детский сад – первое звено в

Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры

Педагогические возможности сказки в работе с детьми с ОНР. Для развития связной речи...