Эффективность использования приемов мнемотехники при изучении иностранных языков | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Перетяткина, Е. А. Эффективность использования приемов мнемотехники при изучении иностранных языков / Е. А. Перетяткина, А. Н. Николаева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 28-32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/371/15884/ (дата обращения: 16.04.2024).



При изучении иностранных языков существует огромная область запоминания — словарный запас. Как показал проведенный среди учеников школы опрос, иностранные слова большей частью просто зазубриваются. Сегодня существует много авторских методик запоминания иностранных слов, о которых школьники не знают или не умеют ими пользоваться.

При подготовке ученицы к научно-практической конференции школьников было проведено исследование. Целью исследования являлось выяснить, насколько эффективно можно использовать приемы мнемотехники при изучении иностранных языков.

В ходе исследования были изучены приемы мнемотехники, которые можно использовать при изучении иностранных языков, и выработана оптимальная схема запоминания иностранных слов.

В первую очередь, нужно придумать два образа: образ запоминаемого слова и слова, подсказывающего произношение. Это вспомогательное слово нужно подобрать по созвучию со словом на родном языке. Далее образы запоминаемого слова и слова, подсказывающего произношение, необходимо соединить. Затем для качественного запоминания необходимо создать связь между созданным образом слова и его написанием и прочтением.

Для оценки эффективности описанного выше метода запоминания иностранных слов была проведена практическая апробация (сентябрь 2019 года — март 2020 года).

Для проведения апробации были выбраны ученики пятого класса, так как с началом изучения второго иностранного языка значительно увеличился объем запоминаемых иностранных слов. Для проведения апробации были выбраны два класса общей численностью 60 человек, в которых успеваемость учеников по дисциплинам «английский язык» и «немецкий язык» на одном уровне.

Для корректной оценки результатов апробации классы были поделены на «исследуемую группу» и «контрольную группу».

Апробация проводилась в несколько этапов.

В первую очередь был проведен опрос с целью выяснить, знакомы ли участники с понятием «мнемотехника» и как они запоминают иностранные слова. Опрос показал, что никто из учеников не знаком с понятием «мнемотехника». 78 % учеников ответили, что запоминают слова методом многократного повторения («зазубривание»), 22 % учеников ответили, что слова специально никак не учат, они «сами запоминаются». Ни один из опрошенных учеников не отметил использование специальных приемов запоминания.

Следующим шагом была подготовка и проведение факультативного урока по приемам запоминания иностранных слов для исследуемой группы.

Были изучены программы по английскому языку (Spotlight) и немецкому языку (Horizonte) за 5 класс для выбора слов для проведения урока и анализа глубины запоминания. Было выбрано 10 слов из темы «Животные», пять слов на немецком языке (die Schildkröte, das Meerschweinchen, das Pferd, die Kuh, das Kanin) и пять слов на английском языке (guinea pig, deer, budgie, paws, tusks).

Подача материала была проработана с учетом разного восприятия детьми информации (визуалы, аудиалы, кинестетики) и составлен конспект урока. Для запоминания каждого слова были подобраны образы и слова-подсказки, подготовлены презентационные материалы и анимационный ролик с описанием метода запоминания.

Факультативный урок у исследуемой группы был проведен в ноябре 2019 года.

В ходе апробации с помощью контрольных тестов проводилось изучение глубины запоминания иностранных слов. Участникам исследования предлагалось вспомнить 10 контрольных слов на английском и немецком языках. Ученики исследуемой группы запоминали контрольные слова с помощью ассоциаций на уроке по запоминанию, ученики контрольной группы запоминали данные слова привычным для них способом в ходе обучения. Сравнительные результаты тестов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная таблица глубины запоминания по группам

Количество слов

Тест №1

на момент запоминания,

% от числа участников

Тест №2

через 1 месяц,

% от числа участников

Тест №3

через 3 месяца,

% от числа участников

Исследуемая группа

Контрольная группа

Отклонение,

гр.2-гр.3

Исследуемая группа

Контрольная группа

Отклонение,

гр.5-гр.6

Исследуемая группа

Контрольная группа

Отклонение,

гр.8-гр.9

8–10 слов

33 %

27 %

+6 %

27 %

23 %

+4 %

23 %

13 %

+10 %

5–7 слов

43 %

40 %

+3 %

43 %

37 %

+6 %

43 %

33 %

+10 %

2–4 слова

17 %

26 %

-9 %

23 %

30 %

-7 %

27 %

44 %

-17 %

0–1 слово

7 %

7 %

0 %

7 %

10 %

-3 %

7 %

10 %

-3 %

Так, тест № 1 показал, что на момент запоминания в исследуемой группе больше половины слов запомнили 76 % учеников, что на 9 % выше показателя исследуемой группы.

Тест № 2 проводился через один месяц. В исследуемой группе показатель запоминания 5 слов из 10 составил 70 %, что выше показателя контрольной группы на 10 %.

Тест № 3, проведенный через 3 месяца после момента запоминания, показал, что в исследуемой группе больше половины слов вспомнили 66 % учеников, что выше показателя контрольной группы на 20 %.

Динамика эффективности запоминания по критерию «больше половины слов» отражена в таблице 2.

Таблица 2

Динамика глубины запоминания (показатель «больше 5 слов из 10»)

Группа

Тест №1

на момент запоминания,

% от числа участников

Тест №2

через 1 месяц,

% от числа участников

Отклонение,

гр.3-гр.2

Тест №3

через 3 месяца,

% от числа участников

Отклонение,

гр.5-гр.3

Отклонение,

гр.5-гр.2

Исследуемая группа

76 %

70 %

-6 %

66 %

-4 %

-10 %

Контрольная группа

67 %

60 %

-7 %

46 %

-14 %

-21 %

Таблица показывает, что в исследуемой и контрольной группах наблюдается снижение глубины запоминания за первый месяц на 6 % и 7 % соответственно. Через 2 месяца снижение глубины запоминания в контрольной группе выше показателя исследуемой группы на 10 %. В целом за 3 месяца в исследуемой группе снижение глубины запоминания составило 10 % по сравнению с показателем контрольной группы (21 %). Данные результаты подтверждают более высокую эффективность мнемотехники при запоминании иностранных слов по сравнению с традиционным зазубриванием.

Также в рамках апробации был проведен анализ изменения успеваемости обеих групп по иностранным языкам. По дисциплине «Английский язык» средний балл исследуемой группы вырос на 2,23 %, что выше аналогичного показателя контрольной группы на 1,50 %. По дисциплине «Немецкий язык» средний балл исследуемой группы вырос на 1,60 %, что выше показателя контрольной группы на 0,68 %. Изменение успеваемости приведено в таблице 3.

Таблица 3

Изменение успеваемости по группам

Средний балл

Английский язык

Немецкий язык

Иностранные языки

Исследуемая группа

Контрольная группа

Исследуемая группа

Контрольная группа

Исследуемая группа

Контрольная группа

До проведения исследования

4,04

4,10

4,38

4,38

4,21

4,24

После проведения исследования

4,13

4,13

4,45

4,42

4,29

4,28

Изменение

+2,23 %

+0,73 %

+1,60 %

+0,91 %

+1,90 %

+0,83 %

Динамика изменения успеваемости приведена в таблице 4.

Таблица 4

Динамика успеваемости по группам

Успеваемость

Английский язык,

% от числа участников

Немецкий язык,

% от числа участников

Иностранные языки,

% от числа участников

Исследуемая группа

Контрольная группа

Изменение,

гр.2-гр.3

Исследуемая группа

Контрольная группа

Изменение,

гр.5-гр.6

Исследуемая группа

Контрольная группа

Изменение,

гр.8-гр.9

Выросла

57 %

37 %

+20%

50 %

40 %

+10%

53 %

38 %

+15%

Стабильная

13 %

23 %

-10%

27 %

23 %

+4%

20 %

23 %

-3%

Снизилась

30 %

40 %

-10%

23 %

37 %

-14%

27 %

39 %

-12%

Как показывает таблица, в исследуемой группе доля учеников, успеваемость которых по иностранным языкам в целом выросла, на 15 % выше показателя контрольной группы. Доля учеников, успеваемость которых по иностранным языкам снизилась, в исследуемой группе на 12 % ниже показателя контрольной группы.

По окончании апробации, в марте 2020 года, в исследуемой группе был проведен заключительный опрос с целью выяснить, используют ли ученики полученные навыки. Опрос показал, что 13 % учеников стали использовать полученные навыки запоминания иностранных слов в своем обучении (самостоятельно или с использованием интернет-ресурсов). При этом многие ученики отметили, что проведенный урок был полезен, однако одного занятия было недостаточно и в данный момент им сложно использовать полученный навык самостоятельно.

В целом по результатам проведенного научно-практического исследования можно сделать следующие выводы:

– запоминание иностранных слов с помощью ассоциаций происходит более эффективно в сравнении с привычными ученикам способами запоминания;

– использование приемов мнемотехники положительно влияет на успеваемость; рост успеваемости по иностранным языкам в исследуемой группе по сравнению с контрольной группой не значителен, однако для одного факультативного занятия получен положительный результат;

– дети с энтузиазмом воспринимают ассоциативную методику запоминания, но многие не готовы работать с ней самостоятельно, им требуется дополнительная мотивация и помощь;

– приемы мнемотехники можно внедрить в качестве вспомогательного инструмента обучения без нарушения учебного процесса.

Литература:

  1. Зиганов М. А., Козаренко В. А., Семин А. Н. Техника запоминания иностранных слов (запоминание на основе визуального мышления). — М.: Образование, 2002. — 144 с.;
  2. Беловицкая А. Английский с енотами-полиглотами. — М.: АСТ, 2018. — 162 с.;
  3. Васильева Е. Е. 2000 английских слов за 1 неделю. — М.: Астрель, 2008. — 480 с.;
  4. Гарибян С. А. Английский без английского. Чудо-словарь ключей запоминания 3500 английских слов. — М.: «Самвел», 2008. — 242 с.;
  5. Зайцева К. А. Запоминаем английские слова. Новый подход. — М.: АСТ, 2018. — 258 с.;
  6. http:// deutsch-online.ru/
  7. http://zapominaislova.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): исследуемая группа, контрольная группа, слово, число участников, немецкий язык, английский язык, момент запоминания, ученик, прием мнемотехники, снижение глубины запоминания.

Похожие статьи

Практика использования приемов мнемотехники в учебном...

Через 2 месяца снижение глубины запоминания в контрольной группе выше показателя

В целом за 3 месяца в исследуемой группе снижение глубины запоминания составило 10

По дисциплине «Немецкий язык» средний балл исследуемой группы вырос на 1,60 %, что выше...

«Умные» технологии запоминания слов на уроках английского...

Изучая английский язык, мы сталкиваемся с необходимостью заучивать большое

Прием запоминания с помощью карт памяти можно использовать на любом этапе урока, также для

Таким образом, рассмотренные способы и приёмы запоминания английских слов помогут...

Характеристика мнемотехники как метода развития мышления...

Мнемотехника — (от греч. mnemonikon- искусство запоминания) — «совокупность специальных приёмов и способов

Экспериментальные исследования Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, В. Я. Ляудис, А. А. Смирнова, В. Д. Шадрикова, Л. В. Черемушкиной и др. позволяют...

Секреты мнемотехники: метод сжатия информации | Юный ученый

Процессом запоминания и развития речи можно управлять сознательно. Запись образов в память реализуется простой мыслительной операцией «Соединение образов». Мнемотехника предназначена для запоминания точной информации, экономии времени при запоминании...

Использование методов мнемотехники в обучении детей...

Мнемотехника помогает ускорить процесс запоминания у дошкольников, развить образное

Методы мнемотехники можно вести либо в виде самостоятельного занятия, либо включать

Очень эффективен прием зарисовки на начальном этапе обучения в игре «Цепочка слов», где...

О роли запоминания в изучении языков | Статья в журнале...

Каждый учитель, работающий в школе, особенно в старших классах, знает, что преподавание иностранного языка — это своего рода своеобразная «целина» и главное, средоточие многочисленных методических проблем.

Пути и способы эффективного запоминания физических величин...

Запоминание физических величин с помощью созвучных слов.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти

Мнемотехника – это система методов и приёмов эффективного запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Вопросы улучшения работы памяти в процессе обучения...

О роли запоминания в изучении языков | Статья в журнале... 3) кратковременная и долговременная по степени участия фактора времени в акте запоминания. Соединение интеллектуальной и моторной памяти, метод простого заучивания — необходимые условия...

Использование мнемотехники в логопедической работе с детьми

Мнемотехника (от греч. mnemonikon — искусство запоминания) — техника

Содержание: а) образуй новые слова с опорой на картинку и подписи около неё (например

Использование приёмов мнемотехники в логопедической работе даёт положительный результат.

Похожие статьи

Практика использования приемов мнемотехники в учебном...

Через 2 месяца снижение глубины запоминания в контрольной группе выше показателя

В целом за 3 месяца в исследуемой группе снижение глубины запоминания составило 10

По дисциплине «Немецкий язык» средний балл исследуемой группы вырос на 1,60 %, что выше...

«Умные» технологии запоминания слов на уроках английского...

Изучая английский язык, мы сталкиваемся с необходимостью заучивать большое

Прием запоминания с помощью карт памяти можно использовать на любом этапе урока, также для

Таким образом, рассмотренные способы и приёмы запоминания английских слов помогут...

Характеристика мнемотехники как метода развития мышления...

Мнемотехника — (от греч. mnemonikon- искусство запоминания) — «совокупность специальных приёмов и способов

Экспериментальные исследования Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, В. Я. Ляудис, А. А. Смирнова, В. Д. Шадрикова, Л. В. Черемушкиной и др. позволяют...

Секреты мнемотехники: метод сжатия информации | Юный ученый

Процессом запоминания и развития речи можно управлять сознательно. Запись образов в память реализуется простой мыслительной операцией «Соединение образов». Мнемотехника предназначена для запоминания точной информации, экономии времени при запоминании...

Использование методов мнемотехники в обучении детей...

Мнемотехника помогает ускорить процесс запоминания у дошкольников, развить образное

Методы мнемотехники можно вести либо в виде самостоятельного занятия, либо включать

Очень эффективен прием зарисовки на начальном этапе обучения в игре «Цепочка слов», где...

О роли запоминания в изучении языков | Статья в журнале...

Каждый учитель, работающий в школе, особенно в старших классах, знает, что преподавание иностранного языка — это своего рода своеобразная «целина» и главное, средоточие многочисленных методических проблем.

Пути и способы эффективного запоминания физических величин...

Запоминание физических величин с помощью созвучных слов.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти

Мнемотехника – это система методов и приёмов эффективного запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Вопросы улучшения работы памяти в процессе обучения...

О роли запоминания в изучении языков | Статья в журнале... 3) кратковременная и долговременная по степени участия фактора времени в акте запоминания. Соединение интеллектуальной и моторной памяти, метод простого заучивания — необходимые условия...

Использование мнемотехники в логопедической работе с детьми

Мнемотехника (от греч. mnemonikon — искусство запоминания) — техника

Содержание: а) образуй новые слова с опорой на картинку и подписи около неё (например

Использование приёмов мнемотехники в логопедической работе даёт положительный результат.