Особенности построения детской изобразительной деятельности по формированию нравственных отношений в старшем дошкольном возрасте | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

XIII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Казань, июнь 2020)

Дата публикации: 26.05.2020

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Попова, Э. А. Особенности построения детской изобразительной деятельности по формированию нравственных отношений в старшем дошкольном возрасте / Э. А. Попова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 17-18. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/371/15859/ (дата обращения: 06.03.2021).



В статье описываются способы построения образовательной деятельности с учетом формирования у детей нравственных отношений. Средством является детская изобразительная деятельность — выделены ее основные направления, даны методические рекомендации с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Статья предназначена для педагогов образовательных организаций, студентов педагогических колледжей/училищ.

Ключевые слова: ребенок, детская изобразительная деятельность, дошкольный возраст, нравственные отношения

Основной целью формирования нравственных отношений ребенка-дошкольника является позитивная социализация, приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В дошкольном возрасте формируются основы понимания морального выбора, отношение к окружающим и ответственное отношение к деятельности. Так, к старшему дошкольному возрасту, ребенок уже приобретает базовые структуры поведения и понимание нравственных отношений в целом [6].

Задачами социально-коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие пункты: присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками [5].

В ходе экспериментальной деятельности нами было выявлено положительно влияние детской изобразительной деятельности в формировании нравственных отношений. Детская изобразительная деятельность позволяет ребенку передать представления об окружающей действительности в форме рисунка, лепки, аппликации, где заложен личный опыт ребенка. В процессе продуктивной деятельности дети взаимодействуют с различными предметами и материалами, у ребенка формируются навыки бережного отношения к пособиям, это имеет большое значение при формировании нравственных установок в будущем [4]. Детская изобразительная деятельность тесно связана с формированием нравственных отношений ребенка. Во время занятий у ребенка формируется нравственно-волевые качества: обогащение знаний об окружающей действительности, личное отражение знаний в рисунках, лепке, аппликации, умение наблюдать за действия взрослого, помогать сверстникам, доводить работу до конца и т. д. Проявление заботы можно увидеть и при самостоятельной изобразительной деятельности — дети делятся друг с другом карандашами, красками, рисуют или конструируют друг другу «подарки»: открытки, книжки, обсуждают свои работы и что самое главное, данный процесс происходит естественно без вмешательства взрослого. Это позволяет в наблюдении зафиксировать реальные взаимоотношения в группе, и то какими мотивами руководствуется ребенок [1].

В последствии научившись организовать свое рабочее место, ребенок переходит к взаимодействию с окружающими: для этого необходимо включать работы в парах, совместное коллективное творчество. Умение согласовывать свои действия, помогать всей группе для достижения общего результата — формирует у детей основы нравственных отношений. Организованная образовательная деятельность в группе: обогащает коммуникативный опыт ребенка, формируют правильные установки при взаимодействии с окружающими (дети могут пользоваться одной банкой с водой, или одним набором красок, использовать пластилин из общего набора и т. д.) [1, 3].

Дети очень чутко реагируют на слова взрослого или сверстника: похвала может побудить ребенка к дальнейшему творчеству, тогда как негативная оценка вызовет обратный результат. Разумеется, похвалу и замечания нужно применять в педагогической деятельности систематически, учитывая при этом чувства ребенка. Оценка, данная без учета качества работы, ее содержания — обесценивает труд ребенка, так как не носит индивидуальный характер. Умение радоваться не только общим положительным результатам собственной деятельности, но и быть удовлетворенным совместной деятельностью, не выделяя в работе отдельные элементы, выполненные тем или иным ребенком [2].

В повседневной работе в данном возрасте воспитатель часто сталкивается с различными индивидуальными проявлениями: упрямством, неорганизованность, неумением занять себя. Преодоление нежелательных качеств у ребенка требует большого терпения. Метод убеждения наиболее эффективен в воспитании послушания и преодоления упрямства, однако он должен использоваться в тот момент, когда ребенок находиться в состоянии возбуждения. В каждом конкретном случае педагог причину неправильного поведения ребенка, старается разобраться в ней, выяснить. В процессе продуктивных видов деятельности педагог осуществляет воспитание настойчивости, благодаря которой ребенок более успешно преодолевает трудности. Воспитатель формирует у детей представления о том, как старательная работа каждого ценна и для общих результатов. Благодаря этому у ребят развивается стремление сделать хорошо, быстро и красиво. Особенно способствует развитию таких качеств постановка конкретной цели: сделать для совместной игры, для подарка малышам [2].

Таким образом, необходимо организовать изобразительную деятельность ребят так, чтобы положительные эмоции и нравственные чувства окрашивали весь процесс творчества. С этой целью, кроме всех известных приемов и методов обучения, следует широко использовать игровые методы и приемы. Атмосфера на занятии должна быть живой и непринужденной, без жестких дисциплинарных мер, сковывающих свободу и творческий потенциал детей, где воспитываем у детей нравственные чувства через изобразительную деятельность.

Литература:

  1. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа [Текст] /И. А. Лыкова. — М.: ИД Цветной мир, 2016. — 216 с.
  2. Нечаева В. Г. Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей [Текст] /В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, Р. И. Жуковская и др. — М.: Просвещение, 1984. — 272 с.
  3. Попова Э. А. Применение антропологического подхода к проблеме формирования нравственных отношений у детей старшего дошкольного возраста [Текст]// Антропологические подходы к стратегиям и технологиям современного педагогического образования: сб. ст. по материалам XV междунар. науч.-практ. конф. — Ставрополь: «СГПИ», 2019.
  4. Попова Э. А. Формирование нравственных отношений детей старшего дошкольного возраста в игровой и продуктивных видах деятельности [Текст]// Актуальные проблемы дошкольного образования: теория и практика (к 100-летию системы дошкольного образования Республики Башкортостан): сб. ст. по материалам всероссийс. науч.-практ. конф. — Уфа: «БГПУ им. М. Акмуллы», 2019.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.firo.ru/
  6. Шафикова, Г. Р. Развитие нравственных отношений подростков в образовательной среде школы [Текст]: дис. доктора псих. наук: 19.00.07 / Г. Р. Шафикова. — Москва, 2014. — 533 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детская изобразительная деятельность, дошкольный возраст, окружающая действительность, отношение, совместная деятельность.

Ключевые слова

ребёнок, дошкольный возраст, детская изобразительная деятельность, нравственные отношения

Похожие статьи

Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее...

Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте ребенка.

Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской

Изобразительная деятельность дошкольников — это развитие мысли, анализа, синтеза...

Роль творческой деятельности как фактора формирования...

Изобразительная деятельность — рисование, лепка, аппликация — едва ли не самый интересный вид деятельности детей дошкольного возраста. И неудивительно; деятельность эта позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об...

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного...

ребенок, окружающая действительность, дошкольное образование, педагог, образовательный процесс, художественная деятельность, изобразительная деятельность, ранний возраст, дошкольный возраст, самый дошкольник.

Условия активизации детской самостоятельной изобразительной...

Статья посвящена исследованию условий активизации изобразительной деятельности дошкольников. Описаны некоторые формы организации самостоятельной изобразительной деятельности детей...

Этапы развития способностей к изобразительной деятельности...

Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия... ребенок, цвет, совместная деятельность, дидактический материал, работа

Цвет в изобразительной деятельности дошкольников. ребенок, цвет, дошкольный возраст, цветовое решение, цветовая гамма...

ребенок, изобразительная деятельность, дошкольный...

ребенок, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, творческая деятельность, рисование, окружающий мир, развитая личность, процесс

изобразительная деятельность, развитие самостоятельности, ребенок, творческая активность, совместная деятельность...

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей...

Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для детей, так как есть возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок. Этот процесс вызывает у детей чувство радости, удивления.

Коллективное творчество в изобразительной деятельности...

ребенок, коллективная деятельность, изобразительная деятельность, совместная деятельность, коллективная работа, общий результат, детский сад, коллективное творчество, дошкольный возраст, творческая...

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного...

По данным ученых изобразительная деятельность в дошкольном возрасте является наиболее эффективной для развития инициативы и самостоятельности детей. Изобразительная деятельность, возникающая по инициативе самого ребенка, выражает его...

Похожие статьи

Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее...

Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте ребенка.

Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской

Изобразительная деятельность дошкольников — это развитие мысли, анализа, синтеза...

Роль творческой деятельности как фактора формирования...

Изобразительная деятельность — рисование, лепка, аппликация — едва ли не самый интересный вид деятельности детей дошкольного возраста. И неудивительно; деятельность эта позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об...

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного...

ребенок, окружающая действительность, дошкольное образование, педагог, образовательный процесс, художественная деятельность, изобразительная деятельность, ранний возраст, дошкольный возраст, самый дошкольник.

Условия активизации детской самостоятельной изобразительной...

Статья посвящена исследованию условий активизации изобразительной деятельности дошкольников. Описаны некоторые формы организации самостоятельной изобразительной деятельности детей...

Этапы развития способностей к изобразительной деятельности...

Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия... ребенок, цвет, совместная деятельность, дидактический материал, работа

Цвет в изобразительной деятельности дошкольников. ребенок, цвет, дошкольный возраст, цветовое решение, цветовая гамма...

ребенок, изобразительная деятельность, дошкольный...

ребенок, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, творческая деятельность, рисование, окружающий мир, развитая личность, процесс

изобразительная деятельность, развитие самостоятельности, ребенок, творческая активность, совместная деятельность...

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей...

Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для детей, так как есть возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок. Этот процесс вызывает у детей чувство радости, удивления.

Коллективное творчество в изобразительной деятельности...

ребенок, коллективная деятельность, изобразительная деятельность, совместная деятельность, коллективная работа, общий результат, детский сад, коллективное творчество, дошкольный возраст, творческая...

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного...

По данным ученых изобразительная деятельность в дошкольном возрасте является наиболее эффективной для развития инициативы и самостоятельности детей. Изобразительная деятельность, возникающая по инициативе самого ребенка, выражает его...