Связь уроков русского языка и литературного чтения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Связь уроков русского языка и литературного чтения / О. М. Панкова, В. М. Романенко, К. Н. Хлебникова [и др.]. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 27-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/371/15854/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье авторы представляют опыт своей работы по развитию выразительной речи обучающихся.

Ключевые слова: выразительное чтение, интонационные правила.

На уроках литературы, особенно во время работы над рассказом И. С. Тургенева «Му-му», можно обратить внимание школьников на звучание предложений с несколькими сказуемыми. Учащиеся придут к выводу, что одновременно или последовательно происходящие действия, обозначаемые однородными сказуемыми, перечисляются при помощи тех же интонационных средств, что и однородные подлежащие и дополнения, выраженные именами существительными:

Он отвернулся, зажмурился. и разжал руки.

Муму навострила уши, | зарычала, подошла к забору, | понюхала | и залилась громким и пронзительным лаем.

В начале года, работая над «Сказкой о мертвой царевне»... Пушкина, школьники познакомились с чтением предложений, осложненных распространенными однородными членами. По возможности тогда же нужно сообщить детям, что все известные им правила об определении логического ударения являются подсобными, вспомогательными средствами при подготовке выразительного чтения. Отыскивая в предложении логические центры, нужно прежде всего руководствоваться смыслом, содержанием контекста. Это правило ученики не должны забывать и во всей последующей работе. Так, в приводимых ниже предложениях с однородными сказуемыми смысловую нагрузку несут подчеркнутые слова.

Герасим немного изумился> \ однако подозвал Му-му поднял ее с земли | ипередал Степану.

Герасим стал боком перед дверью, | толкнул ее плечомиввалился в дом с своей ношей.

При изучении тем «Глагол», «Деепричастие» и «Наречие» работа над перечислительной интонацией продолжается. Очень хорошо, если для упражнений на уроках русского языка будут использованы такие предложения и тексты, которые помогут одновременно закрепить грамматическое правило и знание орфографии, совершенствовать пунктуационные навыки и навыки выразительного чтения.

По теме «Имя существительное» можно предложить такие упражнения:

Переписать, ставя нужные окончания и недостающие знаки препинания. Приготовиться к выразительному чтению предложений, объяснить вставленные окончания.

  1. Старый Суховей писал о нападен... японц... о смертном бо... под Известк.... (А. Ф.|)
  2. Среди распряженных коней быков взъерошенных ослик... бочек с горючим ящик... с детал... для комбайнов, как на воскресном базар..., шумела толпа водител... грузчик... колхозных завхоз... приемщик... хлеба и колхозных ребят. (Я. Я.)
  3. Теперь подошли машины из Севастополя из Керч... из Феодоси..., и ранее прибывших начали понемногу возвращать домой. (Я. Я.)
  4. И опять в присутcтви... Гаврика город волшебно оборачивался перед изумленными глазами Пети проходными дворами подвал... шел... в заборах сэра... дровяными склад.... стеклянными галере..., открывая все свои тайны. {В. К.)

Не следует стремиться подбирать упражнения для грамматико-орфографических целей и целей выразительного чтения на уроках русского языка непременно из параллельно изучаемых на уроках литературы художественных произведений. Если школьники будут приучены внимательно относиться к различным явлениям языка, если они научатся делать обобщения по поводу наблюдаемых частных интонационно-синтаксических фактов, то при работе над выразительным чтением любого произведения можно будет постоянно обращаться к их знаниям и навыкам в этой области.

Хочется обратить внимание учителя на одну частность. Подбирая примеры для закрепления перечислительной интонации, нужно учесть, что граница между однородными членами и всякого рода уточнениями иногда слабо ощутима. Чтобы не взять ошибочно предложения с уточняющими обстоятельствами, нужно обращаться не столько к пунктуации, сколько к смыслу предложения. Приведем некоторые примеры с уточняющими обстоятельствами, которые могут быть неправильно приняты за однородные члены:

Он (Герасим) спешил без оглядки, спешил домой, к себе в деревню, на родину. (И. Т.)

Все видели только, что с той стороны, с гор и оврагов, окружавших часовню, спускались в город по утрам самые невероятные и подозрительные фигуры, которые в сумерки исчезали в том же направлении.(В. Кор.)

Сечь не любила затруднять себя военными упражнениями и терять время: юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв, которые оттого были почти беспрерывны.(Н. Г.)

Вся Сечь представляла необыкновенное явление. Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой.(Н. Г.)

Несколько деепричастий или деепричастных оборотов, относящихся к одному и тому же глаголу-сказуемому, могут быть неоднородны (отвечать на разные вопросы), и тогда они не произносятся с перечислительной интонацией. Между такими деепричастными оборотами нельзя поставить соединительного союза и.Например:

Бакланов задержался, спрятавшись в кусты, желая проверить, не покажутся ли из-за бугра новые отряды.(А. Ф.)

В небе, повинуясь порывам ветра, тяжело обгоняя друг друга, плыли тучи:

На уроках литературы нужно обратить внимание школьников на то, что сложные бессоюзные предложения, в которых простые предложения обозначают одновременно или последовательно происходящие события и отделяются запятыми, произносятся также с перечислительной интонацией.

Например:

Перепела сотнями гремели кругом, взапуски перекликались коростели... (И. Т.)

Над замком зарисовался тонкий серп луны, загорелись звезды. (В. Кор.)

В поле шла жатва, листья на деревьях желтели. (В. Кор.)

Она (Маруся) ни на что не жаловалась, только все худела; лицо ее все бледнело, глаза потемнели, веки приподнимались с трудом. (В. Кор.)

Внимало все тогда

Любимцу и певцу Авроры;

Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,

И прилегли стада. (И. К.)

Литература:

  1. Аксенов В. Н. Искусство художественного слова. М.: Просвещение. 2002
  2. Баженов Н. М., Черкашин Р. А. Выразительное чтение. Издательство Харьков. 1960
  3. Коренюк Л. Ю. О специальных занятиях по выразительному чтению. М.: Дело. 2007
Основные термины (генерируются автоматически): выразительное чтение, перечислительная интонация, урок литературы, внимание школьников, предложение, русский язык.

Похожие статьи

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках...

выразительное чтение, ребенок, текст, речевая выразительность, устная речь, верная интонация чтения текста, проверка. Работа над выразительным чтением учащихся на уроках... В работе над выразительностью речи уделяю внимание средствам речевой...

Работа над выразительностью речи обучающихся на уроках...

И на уроках русского языка, и на уроках литературы учитель должен внимательно слушать и в случае необходимости исправлять чтение каждого предложения. Если для закрепления какого-либо грамматического правила привлекается отрывок из знакомого учащимся...

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках...

Работа над языком произведения — тоже одно из условий отработки выразительности чтения.

Работа по формированию навыков выразительного чтения помогает мне решать сложные задачи воспитания, развития и обучения учащихся на уроках чтения.

Связь уроков русского языка и литературы при работе над...

Уроки русского языка и уроки литературы, приобщая школьников к языковой культуре, призваны решать смежные, а часто и одни и те же задачи разными методами и на разном языковом материале. Бесспорна связь этих родственных учебных предметов.

Работа над выразительным чтением на уроках морфологии...

На уроках литературы необходимо дать школьникам понятие о членении речи.

Нужно потренировать школьников и на уроках русского языка, и на уроках литературы в

После чтения учителем и коллективного разбора стихотворения в классе можно дать детям задание...

Развитие устной речи обучающихся на уроках литературы

Учащиеся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения неоднократно встречаются...

Пушкин, литературное чтение, орфоэпическая работа, начальная школа, русский язык, словарная работа, урок чтения, художественное произведение...

Формирование навыков выразительного чтения в начальных...

Действительно, чтение- это неповторимый инструмент приобщения ученика к художественной литературе. Чтение — это неиссякаемый источник обогащения знаниями, метод становления познавательных и речевых способностей ребенка. Чтением обучают младших школьников...

Влияние выразительного чтения на воспитание нравственных...

Выразительное чтение учителя, является важным приёмом способствующим формированию нравственных чувств у детей. Любое произведение можно прочитать вслух так, что оно не оставит в душе ребёнка никакого следа, а можно прочитать его по-иному, так что ученики после...

Ошибки и недочеты в чтении учащихся младших классов...

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках... В работе над выразительностью речи уделяю внимание средствам речевой

текст, чтение, техника чтения, русский язык, ребенок, начальная школа, выразительное чтение, огромная роль, начальное обучение...

Похожие статьи

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках...

выразительное чтение, ребенок, текст, речевая выразительность, устная речь, верная интонация чтения текста, проверка. Работа над выразительным чтением учащихся на уроках... В работе над выразительностью речи уделяю внимание средствам речевой...

Работа над выразительностью речи обучающихся на уроках...

И на уроках русского языка, и на уроках литературы учитель должен внимательно слушать и в случае необходимости исправлять чтение каждого предложения. Если для закрепления какого-либо грамматического правила привлекается отрывок из знакомого учащимся...

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках...

Работа над языком произведения — тоже одно из условий отработки выразительности чтения.

Работа по формированию навыков выразительного чтения помогает мне решать сложные задачи воспитания, развития и обучения учащихся на уроках чтения.

Связь уроков русского языка и литературы при работе над...

Уроки русского языка и уроки литературы, приобщая школьников к языковой культуре, призваны решать смежные, а часто и одни и те же задачи разными методами и на разном языковом материале. Бесспорна связь этих родственных учебных предметов.

Работа над выразительным чтением на уроках морфологии...

На уроках литературы необходимо дать школьникам понятие о членении речи.

Нужно потренировать школьников и на уроках русского языка, и на уроках литературы в

После чтения учителем и коллективного разбора стихотворения в классе можно дать детям задание...

Развитие устной речи обучающихся на уроках литературы

Учащиеся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения неоднократно встречаются...

Пушкин, литературное чтение, орфоэпическая работа, начальная школа, русский язык, словарная работа, урок чтения, художественное произведение...

Формирование навыков выразительного чтения в начальных...

Действительно, чтение- это неповторимый инструмент приобщения ученика к художественной литературе. Чтение — это неиссякаемый источник обогащения знаниями, метод становления познавательных и речевых способностей ребенка. Чтением обучают младших школьников...

Влияние выразительного чтения на воспитание нравственных...

Выразительное чтение учителя, является важным приёмом способствующим формированию нравственных чувств у детей. Любое произведение можно прочитать вслух так, что оно не оставит в душе ребёнка никакого следа, а можно прочитать его по-иному, так что ученики после...

Ошибки и недочеты в чтении учащихся младших классов...

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках... В работе над выразительностью речи уделяю внимание средствам речевой

текст, чтение, техника чтения, русский язык, ребенок, начальная школа, выразительное чтение, огромная роль, начальное обучение...