Работа над выразительностью речи обучающихся на уроках русского языка и литературного чтения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Работа над выразительностью речи обучающихся на уроках русского языка и литературного чтения / О. М. Панкова, В. И. Куриленко, Л. В. Скокова [и др.]. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/371/15849/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье авторы делятся опытом работы по развитию навыков выразительного чтения на уроках русского языка и на уроках литературы.

Ключевые слова: выразительное чтение, интонационные правила.

Систематическую работу по совершенствованию навыков выразительного чтения и одновременно работу по закреплению и углублению имеющихся у школьников синтаксических и пунктуационных знаний можно с успехом организовать при изучении частей речи.

Задача преподавателя при изучении любой части речи заключается не только в том, чтобы дать ей грамматическую характеристику, но и в том, чтобы показать школьникам ее роль в связной речи и научить их использовать эту часть речи в своей речевой практике. Поэтому на уроках русского языка мы чаще имеем дело не с отдельными словами, а с предложениями и контекстными отрывками. Отсюда ясно, что при изучении всех частей речи открываются значительные возможности для работы над правильным произнесением различных по цели высказывания и по синтаксической структуре предложений.

При изучении тем «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Имя числительное» и «Местоимение» школьники в упражнениях учебника встречают чаще всего повествовательные предложения, что дает возможность закрепить и отработать интонацию сообщения. Особенно важно это при произнесении стихотворных текстов, так как в их чтении ученики часто допускают ошибки (в конце стихотворной строки, совпадающей с концом повествовательного предложения, повышают голос).

Но учащиеся должны уметь читать не только повествовательные, а и вопросительные и восклицательные предложения, т. е. уметь воспроизводить и интонацию сообщения, осложненную какими-либо сильными чувствами говорящего (в восклицательном предложении), и интонацию вопроса.

Закрепить навыки чтения различных по цели высказывания предложений можно на некоторых упражнениях школьного учебника.

Укажем тот материал из программных художественных произведений, который представляет, по нашему мнению, наибольшие возможности для обучения выразительному чтению предложений повествовательных, вопросительных и восклицательных.

  1. И. С. Тургенев. «Муму»

«Барыня сожалела об испорченной нравственности Капитона»...— «Слушаю-с», — произнес Гаврила и удалился».

«Барыня увидала её». — «...Скорей, Степан!»

«На другое утро она велела позвать Гаврилу»... — «Гаврила вышел».

  1. В. Г. Короленко. «Дети подземелья»

«Дверь часовни была крепко заколочена»... — «Я успел только разглядеть смутное очертание небольшой, как будто детской руки».

«Как твое имя?».. — «...Я тебе помогу взобраться на окно, а сами мы выйдем другим ходом».

«Солнце недавно еще село за гору». — «Через четверть часа я спал уже глубоким сном».

«Он усадил ее на траву»... — «...чувство щемящего до боли сожаления сжимало мне сердце».

«Слыша, как он отзывается о Тыбурции»... — «Все это заставило меня глубоко задуматься».

«Валек был грустнее и молчаливее обыкновенного». — «...не мог уже в этот день играть с моими друзьями по-прежнему, безмятежно».

И на уроках русского языка, и на уроках литературы учитель должен внимательно слушать и в случае необходимости исправлять чтение каждого предложения.

Если для закрепления какого-либо грамматического правила привлекается отрывок из знакомого учащимся литературного произведения, то нужно стараться подобрать его так, чтобы он содержал различные по цели высказывания предложения. В этом случае будет возможность при чтении предложений обратить внимание класса на их различное интонационное оформление и добиться правильного их произнесения.

Повторяя с учениками сведения об употреблении существительного в роли подлежащего и дополнения и используя уже имеющиеся у них знания об однородных членах предложения, можно провести наблюдения над произношением предложений с однородными подлежащими и дополнениями. Учитывая то обстоятельство, что среди школьников бытует термин «перечисление», который они с III класса приравнивают к термину «однородные члены», можно ввести в употребление термин «перечислительная интонация». Материал для частичного грамматического разбора (найти однородные подлежащие и дополнения, выраженные именами существительными), для наблюдений за интонационной стороной текста и для упражнений в правильном воспроизведении перечислительной интонации можно взять из хрестоматии по литературе для V класса. Среди произведений, которые можно использовать с этой целью, назовем повесть Короленко «Дети подземелья» и басню Крылова «Квартет», совпадающие по времени изучения с темой «Имя существительное».

Находя имена существительные в роли однородных подлежащих и дополнений, учащиеся имеют дело с предложениями или контекстными отрывками из знакомых произведений, что сокращает до минимума вариативность в чтении. Попутно детям сообщается, что однородные члены предложения, выраженные любой частью речи и соединенные при помощи перечислительной интонации, почти всегда несут на себе смысловые (логические) ударения. Обращаясь к художественным произведениям, мы покажем пятиклассникам на уроках литературы, что это грамматико-интонационное правило помогает автору решать его, писательские задачи. Так, басня И. А. Крылова «Квартет» начинается предложением с однородными подлежащими:

Проказница-Мартышка,

Осел,

Козел

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Учитель отметит, что названия четырех участников квартета автор недаром поместил на четырех отдельных строках. Такое расположение сосредоточивает наше внимание на словах: проказница-Мартышка, Осел, Козел, Мишка. Произнеся их с особыми ударениями, паузами и перечислительной интонацией, читающий этим самым помогает и слушателям сосредоточить внимание на героях басни — участниках квартета, лучше осознать идею произведения: если за сложное дело принялись невежды, толку не будет.

Следующее предложение этой басни:

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки

Пленять своим искусством свет

начинается с перечисления однородных дополнений. Подчеркивание их голосом усилит зримость картины тщательных приготовлений к «триумфу».

До сознания учащихся доводится мысль о том, что в нашей устной и письменной речи ничто — ни выбор слов, ни порядок их в предложении, ни интонация — не бывает случайным. Все помогает достичь той цели, которую мы ставим перед высказыванием.

Литература:

  1. Аксенов В. Н. Искусство художественного слова. М.: Просвещение. 2002
  2. Баженов Н. М., Черкашин Р. А. Выразительное чтение. Издательство Харьков. 1960
  3. Коренюк Л. Ю. О специальных занятиях по выразительному чтению. М.: Дело. 2007
Основные термины (генерируются автоматически): выразительное чтение, перечислительная интонация, русский язык, урок литературы, III, дополнение, имя, интонация сообщения, однородный член предложения, предложение, участник квартета, часть речи.

Похожие статьи

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках...

Работу над интонацией законченности на уроках русского языка можно провести на материале упражнений учебника русского языка; причем наблюдения над интонацией будут попутной работой при решении основных задач, определяемых заданиями к упражнениям.

Связь уроков русского языка и литературного чтения

Пушкина, школьники познакомились с чтением предложений, осложненных распространенными однородными членами.

Очень хорошо, если для упражнений на уроках русского языка будут использованы такие предложения и тексты, которые помогут одновременно закрепить...

Работа над выразительным чтением на уроках морфологии...

На уроках литературы необходимо дать школьникам понятие о членении речи. О членении речи на предложения и о необходимости пауз в устной речи между предложениями учащиеся знают из начальных классов. Основываясь на этих знаниях, преподаватель дает...

Связь уроков русского языка и литературы при работе над...

Уроки русского языка и уроки литературы, приобщая школьников к языковой культуре

Программы по русскому языку и литературе включают в себя особый раздел, который

Основная работа по выразительному чтению на уроках русского языка проводится при...

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках...

При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и

Работая с детьми над выразительным чтением, свою деятельность базирую на знаниях, умениях и

Развитие устной речи обучающихся на уроках литературы.

Развитие устной речи обучающихся на уроках литературы

Проводя уроки развития устной речи, следует помнить о

произведении, введение в предложение; на четвертом уроке — осмысление сравнений и т. д.

Учащиеся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения неоднократно встречаются...

Трудности изучения русского языка в национальных группах...

7. Отклонение от интонационных закономерностей русской речи в предложении с однородными членами, точнее отсутствие интонации перечисления, где каждый последующий однородный член произносится с повышением тона и с паузой.

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Например: на уроках русского языка я активно использую этот метод при изучении словарных слов. Смастерила кубик и на его гранях написала задание для групп

Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособ. для учителя.

Спорные моменты в изучении русского языка. Синтаксис

Для образования номинативного предложения важно и значение слова. Имена существительные, образующие такие

Так, в учебнике русского языка под редакцией М. М. Разумовской [4, с. 86–87] главный член номинативного предложения является подлежащим.

Похожие статьи

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках...

Работу над интонацией законченности на уроках русского языка можно провести на материале упражнений учебника русского языка; причем наблюдения над интонацией будут попутной работой при решении основных задач, определяемых заданиями к упражнениям.

Связь уроков русского языка и литературного чтения

Пушкина, школьники познакомились с чтением предложений, осложненных распространенными однородными членами.

Очень хорошо, если для упражнений на уроках русского языка будут использованы такие предложения и тексты, которые помогут одновременно закрепить...

Работа над выразительным чтением на уроках морфологии...

На уроках литературы необходимо дать школьникам понятие о членении речи. О членении речи на предложения и о необходимости пауз в устной речи между предложениями учащиеся знают из начальных классов. Основываясь на этих знаниях, преподаватель дает...

Связь уроков русского языка и литературы при работе над...

Уроки русского языка и уроки литературы, приобщая школьников к языковой культуре

Программы по русскому языку и литературе включают в себя особый раздел, который

Основная работа по выразительному чтению на уроках русского языка проводится при...

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках...

При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и

Работая с детьми над выразительным чтением, свою деятельность базирую на знаниях, умениях и

Развитие устной речи обучающихся на уроках литературы.

Развитие устной речи обучающихся на уроках литературы

Проводя уроки развития устной речи, следует помнить о

произведении, введение в предложение; на четвертом уроке — осмысление сравнений и т. д.

Учащиеся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения неоднократно встречаются...

Трудности изучения русского языка в национальных группах...

7. Отклонение от интонационных закономерностей русской речи в предложении с однородными членами, точнее отсутствие интонации перечисления, где каждый последующий однородный член произносится с повышением тона и с паузой.

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Например: на уроках русского языка я активно использую этот метод при изучении словарных слов. Смастерила кубик и на его гранях написала задание для групп

Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособ. для учителя.

Спорные моменты в изучении русского языка. Синтаксис

Для образования номинативного предложения важно и значение слова. Имена существительные, образующие такие

Так, в учебнике русского языка под редакцией М. М. Разумовской [4, с. 86–87] главный член номинативного предложения является подлежащим.