Включение навыков подготовки к дистанционному обучению в курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе среднего профессионального образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

XIII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Казань, июнь 2020)

Дата публикации: 16.05.2020

Статья просмотрена: 81 раз

Библиографическое описание:

Коваленко, С. А. Включение навыков подготовки к дистанционному обучению в курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе среднего профессионального образования / С. А. Коваленко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 44-45. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/371/15845/ (дата обращения: 16.12.2024).



Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 в 2019/20 учебном году затронула всю систему образования в стране, что привело к серьезному изменению учебного процесса в образовательных учреждениях.

Усилия государства по пресечению распространения COVID-19 с помощью немедикаментозных вмешательств и профилактических мер, таких как социальное дистанцирование и самоизоляция, привели к повсеместному переводу с 16 марта 2020 года всех образовательных организаций России на дистанционное обучение.

Вызовы, которые сегодня возникли перед системой профессионального образования, выявили реальные проблемы, которые ранее были не совсем очевидны. Качество образования, интенсивность учебного процесса, уровень преподавателей и многое другое сейчас подвергается проверке на прочность.

Учреждения СПО в России за очень короткий срок изменили свой привычный формат обучения на совершенно новый, ранее не применявшийся. Этот переход сопровождался как значительными успехами, так и серьёзными неудачами. Часть учреждений без труда перешла на дистанционное обучение, но наверняка есть и те, для которых это стало очень сложной задачей. Отсутствие навыков работы в цифровой среде стало препятствием для эффективной реализации образовательных программ, что в дальнейшем обязательно скажется на результатах обучения студентов.

В сложившейся реалии можно выделить следующие группы проблем.

На первом месте стоит техническая оснащенность.

Задача образовательной организации состоит в том, чтобы определиться с использованием высокотехнологичных или низкотехнологичных инструментов в зависимости от надежности энергосетей на местном уровне, доступа к Интернету и его скорости. Определиться с инструментами проведения занятий. Это могут быть интегрированные платформы цифрового обучения, массовые открытые онлайн курсы, видео-уроки, и даже предоставление курсов по телевизионным каналам и радиоканалам.

Онлайн-сервисы, через которые преподавателям рекомендовано проводить занятия, не справляется с нагрузкой. Skype не выдерживает больших групп, а Zoom выключается через 40 минут. До сих пор нет хороших онлайн-площадок для проведения занятий.

Наличие персонального компьютера, скорость интернета и доступ к нему стал серьёзной проблемой для студентов.

Помимо внедрения дистанционного обучения и платформ для онлайн-программ, высока потребность использовать в образовательном процессе элементы демонстрации и практики. В этом могут помочь VR/AR технологии (виртуальная и дополнительная реальность), различные игровые механики и другие практические возможности дистанционного обучения. Внедрение VR/AR в обучение рабочим профессиям способствует развитию не только образовательного процесса, но также влечет изменения в отрасли, для которой учреждения СПО готовят специалистов. К сожалению, в дистанционном режиме многие к этому не готовы.

Второе место занимает человеческий фактор, а именно, готовность и способность преподавателей дать высокое качество освоение предмета через онлайн среду. Не секрет, что в системе СПО достаточно большое количество возрастных преподавателей.

Имея в наличии видео-инструкции по настройке сервисов, преподаватели старшего поколения не могут самостоятельно настроить доступ к ним и в большом количестве обращаются за помощью к ИТ-специалистам, нагрузка которых на первоначальном этапе перехода на повсеместное дистанционное обучение возросла в разы.

Проведение ознакомительных занятий и коротких тренингов для преподавателей не всегда дает желаемый результат. В этой ситуации на ИТ-специалистов возлагается задача в оказании помощи преподавателям в подготовке базовых условий, необходимых для обеспечения непрерывности процесса обучения, например, решений по использованию мобильных данных с целью проведения прямых трансляций уроков.

Следующая проблема заключается в том, что на данный момент мало преподавателей понимает, какие из множества решений являются наиболее эффективными и как можно их наилучшим образом реализовать. В результате используются не самые удачные практики онлайн-обучения и дистанционное обучение сегодня имеет скорее «экстренный» характер. В данном случае дополнительным барьером выступает тот факт, что сейчас не вполне ясно, какие технологии и форматы наилучшим образом подойдут конкретной группе студентов. Отдельным трудностью является ограниченность кооперативных и совместных форм обучения, что особенно актуально для практических областей, таких как театр, танцы, музыка, и им подобные.

Появляется потребность в преподавателях, обладающих необходимыми компетенциями для обучения студентов не только онлайн, но и с использованием современных технологий, позволяющих имитировать реальную деятельность.

На третьем месте стоят трудности, связанные с дистанционным обучением у самих студентов, в особенности тех, кто не обладает достаточным уровнем внутренней мотивации и нуждаются в постоянном внешнем контроле, который в настоящее время ослаблен. Впоследствии это может привести к существенному отставанию от учебной программы уязвимых групп учащихся, В связи с кризисной ситуацией многие студенты испытывают также эмоциональные трудности, на работу с которыми также приходится направлять определенные усилия.

Важной проблемой являются последствия интенсивного онлайн-обучения для здоровья студентов, которые теперь больше времени проводят перед экранами мониторов. В этих условиях важно совмещать цифровую деятельность с деятельностью без гаджетов. Онлайн-лекции могут быть сокращены и объединены с нецифровой образовательной деятельностью.

Учреждения СПО выполняют важную социальную роль для населения всех возрастов. Но с переходом на дистанционное обучение физический кампус образовательной организации теряет свою актуальность и перестает выполнять роль, которая ему предписана.

Кампус давал возможность студентам приходить в физические здания, участвовать в офлайн-обучении, заводить социально значимые контакты, получать необходимые для работы навыки, развивать свои творческие и иные способности. Отсутствие в жизни студентов такой важной составляющей меняет жизнь не только студентов, но и всего учреждения СПО.

Учреждения СПО должны перейти от модели потребления и выполнения задач к модели продуцирования и создания новых знаний и подготовке профессионалов, готовых работать в цифровом мире.

В связи с актуальностью возникшей проблемы, имеет смысл в организации обучения студентов навыкам дистанционного получения знаний как в онлайн режиме с преподавателями, так и в офлайн среде. Это направление деятельности может быть реализовано в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности», что представляется достаточно значимым направлением работы.

Я уверен, что обобщенный опыт дистанционного обучения 2019/20 учебного года позволит создать научно обоснованные методики освоения знаний в дистанционном режиме и их успешно можно будет реализовать в курсе дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»

В предлагаемых примерных программах курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе СПО на разделы «Государственная система обеспечения безопасности населения» и «Основы обороны государства и воинская обязанность» отводится до 36 часов аудиторной нагрузки. Предлагаю, без потери качества, из этого количества часов данных разделов выделить от 4-х до 6-ти часов на освоение студентами 1-х курсов навыков дистанционного обучения в онлайн-среде образовательной организации. Переход на дистанционный режим обучения может наступить в любой момент, и тогда обученные студенты с наименьшими проблемами перейдут в этот режим.

Учреждениям СПО необходимо создавать цифровую образовательную траекторию для своих студентов, которая позволит учитывать особенности онлайн образования, дополнять образовательный процесс современными технологическими решениями и вовлекать студентов в этот процесс.

Использование современных технологий, адаптация образовательных программ и эффективное, освоенное студентами, дистанционное обучение позволить усилить роль учреждений СПО в поддержке обучения на длительную перспективу.

Более того, формирование цифровой образовательной траектории позволит создавать уникальных специалистов с широким спектром компетенций и навыков, необходимых на рынке труда.

Учреждения, которые не смогут перестроиться на дистанционное обучение специалистов среднего звена, будут наименее востребованы на рынке и не смогут полноценно взаимодействовать с работодателями и готовить специалистов для нового рынка труда.

В этой связи учреждениям СПО необходимо стать более гибкими и быстро реагировать на изменяющиеся условия и возникающие вызовы. Проверка «цифровой средой» может стать для учреждений СПО шагом развития, который позволит укрепиться на рынке образовательных услуг и создать привлекательный современный имидж учебного заведения.

Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, образовательная организация, образовательный процесс, преподаватель, студент, учреждение, дистанционный режим, наилучший образ, учебный процесс, цифровая образовательная траектория.

Похожие статьи

Совершенствование педагогического мастерства преподавателя в условиях дистанционного обучения в системе СПО

Расширение знаний в вопросах экологической безопасности и экопрофилактики в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе среднего профессионального образования

Включение сетевой формы обучения в дистанционный формат курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе СПО

Организация коррекционно-развивающей работы по профилактике нарушений речи у детей «группы риска» младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Организация образовательного процесса в старших группах в ДОУ в условиях внедрения ФГОС

Профилактика компьютерной зависимости учащихся 5-6 классов в процессе обучения по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»

Формирование системы знаний учащихся старших классов о репродуктивном здоровье в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии (из опыта работы)

Формирование готовности старшеклассников к исследовательской деятельности в сфере дисциплин естественно-научного цикла

Формирование основ развития ДОУ посредством участия в мониторинге качества дошкольного образования

Похожие статьи

Совершенствование педагогического мастерства преподавателя в условиях дистанционного обучения в системе СПО

Расширение знаний в вопросах экологической безопасности и экопрофилактики в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе среднего профессионального образования

Включение сетевой формы обучения в дистанционный формат курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе СПО

Организация коррекционно-развивающей работы по профилактике нарушений речи у детей «группы риска» младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Организация образовательного процесса в старших группах в ДОУ в условиях внедрения ФГОС

Профилактика компьютерной зависимости учащихся 5-6 классов в процессе обучения по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»

Формирование системы знаний учащихся старших классов о репродуктивном здоровье в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии (из опыта работы)

Формирование готовности старшеклассников к исследовательской деятельности в сфере дисциплин естественно-научного цикла

Формирование основ развития ДОУ посредством участия в мониторинге качества дошкольного образования